ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
18 апреля 2022 г.

Абыкенова Жанара Кайратовна, воспитатель, КГКП "ясли-сад "Балапан" села Новочерноярка Павлодаркого района, Казахстан, Павлодарская область, Павлодарский район, село Новочерноярка

Модель “4К” как средство развития речи детей дошкольного возраста

Модель “4К” как средство развития речи детей дошкольного возраста

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение современных методов и приемов развития речи с использованием модели «4К». В статье обосновывается идея о том, что модель «4К» создает благоприятные условия для усвоения детьми грамматически правильной речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что акцент современного общества сместился в сторону умения критически мыслить, умения общаться, взаимодействовать и проявлять творческий подход во всем.

Основная часть описывает методы, которые традиционно использовались в дошкольных учреждениях, и раскрывает современные приемы, такие как критическое мышление, сотрудничество, общение и творчество, которые способствуют пополнению словарного запаса, развитию связной речи.

Особенность статьи в том, что метод «4К» имеет право на существование в дошкольных организациях с учетом программного материала по Типовой программе дошкольного образования и воспитания.

Ключевые слова: развитие связной речи, игровой метод, общение, дошкольное образование.

 

В ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»  изложена  и обоснована концепция «Мәңгілік Ел». Концепция основывается на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости. Она призывает укреплять дух традиций, патриотизма, обновления и побед – национальный дух Республики Казахстан. Он подчеркивает, что подрастающее поколение должно воспитываться по трем принципам – мир, согласие, созидательный труд [1, с. 3].

Одной из основных задач Типовой учебной программы дошкольного обучения и воспитание является: «воспитание общечеловеческих ценностей, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел». Воспитание истинных патриотов, любящих и знающих родной язык, традиции, обычаи, историю своей родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям через образовательную область «коммуникация», раздел: «развитие речи» [2, с. 38].

Актуальность заданной темы состоит в том, что акценты современного общества сместились в сторону умения критически мыслить, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода во всем. Модель «4к» как средство коммуникации детей дошкольного возраста помогает развить этих навыков и у детей дошкольного возраста.

Содержание модели «4 К» состоит из элементов, которые развивают креативность, коллборацию, коммуникацию, критическое мышление.

Креативность – это навыки и умения  проявлять инновационные ожидаемые  результаты, принятие  адекватных ресурсов для реализации решения.

Коллаборация –  решение через совместную деятельность, проявляемое в обучении, обмене знаний, достижении общих целей, в сфере деятельности двух и более людей над одним и более проектами, и достижение согласия. Умение устанавливать временные рамки.

Коммуникация – умение широко обсуждать  идеи, концепции6 конструкции, правильно предъявлять запросы к выбору ресурсов и  средств, вместе их обсуждать, делиться мыслями об этих идеях. Проявлять эмпатию, гибкость, готовность в оказании помощи, умение искать и находить компромиссы для достижения общих целей. Проявлять толерантнось и уважение к партнеру. Умение принимать на себя ответственность за свою работу в команде и ответственно относиться к общему результату, осмысливая взаимную связь. Уважать затраченные ресурсы (время, пространство, используемые материалы и дружеские контакты) для создания проекта.

 Критическое мышление - навыки вести дискуссию, при этом использовать разные варианты обоснования той или иной точки зрения, интегрируя ключевые мыслительные и речевые навыки в исследовательско - проектной деятельности. Обосновывать, синтезируя и анализируя имеющуюся информацию, связывать между собой информационные данные. Умение четко формулировать и задавать  вопросы, получать на них конкретные ответы. Умение принимать качественное решение.  

Дети, овладевшие «навыками XXI века», смогут самостоятельно, развиваться и самообразовываться. В дошкольном учреждении по типовой учебной программе, в образовательной области «Коммуникация», раздел по «развитию речи» представляет собой универсальное средство воспитания звуковой культуры речи, грамматической культуры речи.  Развитие речи посредством модели «4К» на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития:

  1. использование речи как способ общения;
  2. пополнение активного словаря;
  3. становление связной речи;
  4. выстраивание грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  5. совершенствование речевого творчества [3, с. 23].

Развитие речи, методология развития речи, обучение языку дошкольников изучалась представителями языкознания, психологии, педагогики, социологии (М.М. Алексеева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко).  Жаманбаева Д.Г.  отмечает, что  организация интереса и потребностей в восприятии книг можно  начинать со знакомства с книжным уголком, со  знакомства детей с детскими поэтами и писателями Казахстана и советскими писателями: А. Кунанбаев, М. Зверев, А. Дуйсенбиев, Ы. Алтынсарин, М. Алимбаев, А. Барто, Е. Чарушин, И. Чуковский, Н. Носов и другие [4, с. 16].  В данном случае содержание   модели «4К» содержит следующие:

1. использование навыков критического мышления: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

2. креативность. артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение. Данное направление мы можем наблюдать во время занятий, самостоятельной деятельности детей;

3. коммуникация. приобретаются навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать;

4. коллаборация (групповая работа). метод, при котором выявляется лидерство, работа в команде, сотрудничество [5, с. 16].

В настоящее время в основном используется метод критического мышления на занятиях ОУД. Стадия вызов предполагает наличия сюрпризного момента (метод ассоциации, показ рисунков, иллюстраций, картинок, игрушек.) Стадия осмысление отвечает за погружение в тему занятие, можно применять методы «толстые и тонкие вопросы», «верные-неверные утверждения». Стадия рефлексия означает завершение занятия применяются методы японское четверостишье «синквейн», шесть шляп Эдуарда де Боно, паровозик и т.д.

Принятие  адекватных ресурсов для реализации решения дошкольники применяют на протяжении всей деятельности в дошкольной организации. На занятиях ОУД по развитию речи, художественной литературе можно развить у детей артистизм. Отличительной особенностью модели «4К» является методика с помощью, которой можно любое занятие можно выстроить в виде интеллектуальной игровой деятельности.   Например, применяя образы сказочных героев,  поведенческие сюжеты образов ежедневно во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении, во время режимных моментов, на прогулке, в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников происходит процесс ознакомления с ресурсами  художественной литературой. Коммуникация представляет собой различные методы и приемы для развития полноценного восприятия произведения детьми: беседа дошкольников и воспитателя, повторное чтение произведения, выразительное чтение воспитателя, рассматривание рисунков, картин, объяснение незнакомых слов. Объяснение незнакомых слов, чтение художественных произведений, вопросы по содержанию произведений детям, пересказывание произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение детьми, диалог по содержанию  произведения, прослушивание аудио-видео записей. Дошкольники обучаются отвечать на поставленные вопросы открытого и закрытого формата, овладевают навыками высказывать свое мнение.

Впервые читая детям новое произведение, необходимо прочитать небольшой отрывок текста, а затем вместе иллюстрации и перейти к обсуждению услышанного и увиденного. Главное правило: нужно чтобы иллюстрация рассматривалась после слова, так как происходит процесс ассоциативного мышления, ребенок сначала представляет воображаемый образ на слух и затем видит картинку. 

Коллаборативная работа. В учебном процессе дошкольного образованиия дети начинают делать первые шаги в парной или групповой работе. Главной задачей данного метода является умение договариваться о том, «что будут делать» и «как будут делать». Организовать коллаборативную работу можно используя алгоритм: действующий (д.) – проверяющий (п.). Например, ребята могут разбиться на пары с помощью приема «топни-хлопни», по карточкам, по разрезным картинкам, по счету 1,2… Затем «действующие» выполняют задания, «проверяющие» наблюдают за выполнение и указывают на недочеты. После ребята меняются местами. Коллаборативная работа развивает навыки  совместной деятельностии детей и воспитателя, в ходе совместной  деятельности  дети приходят к поставленной цели обучения намного быстрее, и такая групповая работа помогает ребенку в процессе социализации.

Исходя из вышеизложенного, можем прийти к выводу, что модель «4К» является средством коммуникации детей дошкольного возраста. Организованная учебная деятельности по принципу модели «4К» по развитию речи представляет собой занятие, которое учит детей мыслить, развивать навыки креативности, оценивать свои поступки и поступки других. 

Мы уверены, что воспитание и обучение по данному способу является актуальным на сегодняшний день, в нем используется ресурсы показа иллюстраций, для целостного восприятия ребенка. Рисунок, картинка – иллюстрация, изображенная в детском произведении или книге, может помочь нашему дошкольному читателю при знакомстве с новой темой занятия.

Таким образом, необходимо отметить, что планомерное и систематическое внедрение разнообразных методов и приемов, выступающих как средства развития речи определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, а также способствует пополнению словарного запаса, выявляет коммуникативную культуру малыша, тем самым речь ребёнка становится более яркой, выразительной, с выражением и эмоциями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.

2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. – 246 с. с изменениями и дополнениями по состоянию от 24 сентября 2020 года № 412

3. Швайко Г.С. «Речевые игры и игровые упражнения для развития речи». Москва, «Просвещение», 2016. – 366 с.

4. Жаманбаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. – Алматы, 2018. – 288 с.

5. Жантасов Е.С. «Современное дошкольное образование в формате 4К». Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. –  648с.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину