Серикбаева Умут Анатольевна, педагог-психолог, ГККП Ясли - сад "Колосок", Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, село Саумалколь.
Методическая разработка
I Название: «Как наше слово отзовется…»
II Форма проведения: коррекционно-развивающая
III Пояснительная записка
Воспитание детей – это труд. На родителей и педагогов возложена огромная ответственность вырастить здорового человека и полноценную личность. Современная модель выпускника дошкольной организации (Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК):
1) физически развитый;
2) любознательный;
3) активный;
4) эмоционально отзывчивый;
5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.
Для формирования данных навыков у воспитанников педагоги я/с «Колосок» используют различные методы воспитания и обучения. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог в детском саду создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Дети стараются во всем брать пример с взрослых, они подражают: в словах, в поведении, в поступках.
В процессе психологического сопровождения был организован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий «Как наше слово отзовется…», включающий в себя: эксперимент, психологический тренинг, кукольный театр.
Цель: расширение психологических знаний всех участников образовательного процесса о механизмах эффективного общения и формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми.
Задачи:
- Сохранить и укрепить психологическое здоровье детей 5-6 лет;
- Вовлечь всех участников образовательного процесса в совместную деятельность;
- Создать условия для гармоничного формирования внутреннего мира ребенка через слово.
Время проведения: 19 января 2018 г. – 19 февраля 2018 г.
Целевая аудитория: старшая группа «Непоседы» - воспитанники, родители, педагоги я/с «Колосок».
IV Оборудование, оформление: вода, рис, 3 емкости, просторное помещение, стулья и столы, цветная бумага в форме прямоугольника, бейджики, ручки, цветные карандаши, геометрические фигуры плоские, ленты, кинестетический песок, спица, бланки, музыкальный центр, CD-диск, ширма с декорациями к спектаклю, куклы Бибабо (мама-Зайчиха, Зайчик, лиса, волк, медведь), аудиозаписи к спектаклю («Добрые слова» - музыка В. Корнева, слова Л. Корнева, «В гостях у сказки» музыка и слова В. Дашкевич, Ю. Ким, «Звуки природы»).
V Подготовка к проведению:
Произнесенное слово влияет на жизнь наших детей. Разные слова или фразы, обращенные к ребенку, несут в себе скрытое сообщение о ребенке и его отношениях с миром. Поэтому нужно быть "осторожным" в общении с детьми. Все, сказанное взрослым человеком, ребенок воспринимает, как "правду". В силу своего возраста дети пока не умеют что-то отклонить, а что-то принять, т. е. фильтровать сказанное.
VI Сценарий, ход проведения.
Эксперимент «Слово»
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры.
Участники: педагоги я/с «Колосок»
Время проведения: 15 января 2018 г. – 15 февраля 2018 г.
Ход проведения
Речь – это средство общения людей. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современном обществе актуальна поговорка "Слово - визитная карточка человека", которая свидетельствует о его воспитании, интеллекте, этике, эрудиции. От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Это утверждение непосредственно касается речи педагога.
В современном мире совершенствование речевой культуры педагогов рассматривается как одно из условий повышения качества воспитания и образования детей. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Дети общаются с педагогом в различных видах деятельности. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя - формирование культуры речи детей.
Для достижения цели мы повторили эксперимент японского исследователя Эмото Масару с водой и рисом.
Я поместила рис в 3 емкости и залила его водой. В течение месяца рис в первой емкости слышал от педагогов слова «Рахмет», «Спасибо».
Во вторую емкость с рисом педагоги говорили «Сен жамансын», «Ты дурак».
Третью емкость с рисом педагоги игнорировали.
Через месяц рис в первой емкости забродил, издавая сильный аромат, вторая емкость с рисом начала чернеть, а в третьей емкости, которую игнорировали, рис начал гнить.
Психологический тренинг «Магия слова»
Цель: расширение психологических знаний родителей о механизмах эффективного общения и формирование умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Участники: педагог-психолог, родители старшей группы «Непоседы»
Место проведения: ГККП ясли – сад «Колосок», музыкальный зал
Время проведения: 8 февраля 2018 г.
Форма проведения: групповая
План:
Результатом психологического тренинга, с моей точки зрения, будет являться более осознанное отношение к тем словам, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности родительского общения, что повлечет за собой у детей повышения уровня самооценки, самостоятельности, коммуникативности, инициативности, сформируется мотивация успеха и достижения, повысится привлекательность процесса обучения и воспитания в целом.
Ход тренинга
Родители сидят за столами, разбившись на группы.
Педагог-психолог: Здравствуйте!
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы родители можем неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека. В процессе общения с родителями у ребенка формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставят задуматься об изменении своего отношения к детям.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
Ответы родителей
Правила:
После того, как все ознакомились с правилами, предлагаю изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный.
На визитке можете написать либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
а) красный – восторженное настроение;
б) желтый – светлое, приятное;
в) оранжевое – радостное;
г) зеленый – спокойное;
д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители должны представится и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение. Изготовленные визитки прикрепляют на одежду.
Упражнение-приветствие «Без слов»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
Педагог-психолог: Предлагаю поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.
Упражнение «Цветочек»
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Ответы родителей
Игровое упражнение «Запрет»
Педагог-психолог: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Он будет изображать ребенка. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка.
Педагог-психолог: Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Разминка «Однажды в автобусе»
Цель: Способствует повышению групповой динамики.
Родители делятся на две группы встают друг против друга, лицом друг к другу.
Педагог-психолог: Левая сторона – это «билетики», а правая – «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре двух кругов стоит «заяц» - безбилетник.
По команде «поехали» участники под музыку начинают двигаться по помещению. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».
Игровое упражнение «Комфорт»
Педагог-психолог: Приглашаю родителей объединиться в пары «родитель-ребенок», которой нужно будет преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Родители выполняют задание.
Выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли.
Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.
На данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком.
Песочная терапия «3 человечка»
Цель: с помощью примера обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.
Педагог-психолог: Перед вами кинестетический песок. Каждая команда слепите, пожалуйста, по фигуре человечка.
Каждая команда лепит фигуры.
Итак, если мы фигуру не будем трогать и оставим ее неизменной. Что происходит с этим «человечком»? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Команды выполняют задание.
Если фигуру мы «проколим» нехорошими словами, которые употребляем в общении со своим ребенком. Что произошло с фигурой? Она стала дырчатой и не красивой.
Команды выполняют задание.
Теперь фигуру мы украсим и залепим «нехорошие слова», т. е. хорошими словами, которые используем в общении с детьми. Что происходит с этой фигурой? Фигура приняла «здоровый» вид.
Каждая команда выполняет задание.
Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения, то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Упражнение «Памятка на каждый день»
Педагог-психолог: наша встреча подходит к концу. На память о сегодняшнем дне предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком и записать в «Памятку на каждый день».
Родителям раздаются памятки, которые необходимо заполнить в течение трех минут.
«Памятка на каждый день»
1. Я никогда не буду_______________________________________________
2. Всегда буду знать_______________________________________________
3. Всегда буду проявлять интерес к__________________________________
4. Я должна______________________________________________________
5. Я не могу______________________________________________________
6. Я не хотела бы _________________________________________________
7. Я хочу________________________________________________________
Педагог-психолог: Надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Рефлексия
Родители заполняют бланк.
Педагог-психолог: Сегодня мы учились, узнавали, получали знания, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое.
Всем спасибо за работу. До новых встреч.