НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися на примере темы «Расчет характеристик механического движения»

21 марта 2018 г.

Левчук Надежда Леонидовна, преподаватель физики,  Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия

МАСТЕР-КЛАСС

по теме «Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися на примере темы «Расчет характеристик механического движения»

 

Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися на примере темы «Расчет характеристик механического движения»

Цель: показать приемы, направленные на достижение метапредметных результатов при обучении физике в ходе решения физических задач на основе одной из тем курса физики 7 класса.

Задачи:

  1. Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательных действий, приемов педагогической деятельности, направленных на достижение метапредметных результатов при обучении физике в ходе решения физических задач на основе одной из тем курса физики 7 класса.
  2. Совместная отработка методических подходов мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса цели с использованием авторского медиаресурса (компьютерной поддержки урока).
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
  4. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Материальное обеспечение мастер-класса:

  1. Персональный компьютер, с установленным ПО (MicrosoftOfficePowerPoint 2003, проигрыватель WindowsMedia), мультимедийная доска (проектор).
  2. Компьютерная поддержка мастер-класса (авторский медиаресурс-презентация в программе PowerPoint)
  3. Раздаточный материал – инструкционные карты.
  4. Буклет-памятка «Отражение метапредметных результатов обучения физике в основной школе на различных этапах урока» в программе Publisher (приложение 1).
  5. Анкета участников мастер-класса, рефлексионные карты.

Форма проведения: практическое занятие с аудиторией (индивидуально-групповая форма проведения мастер класса с опорой на авторский интерактивный медиаресурс).

Структура проведения мастер-класса:

  1. Вступительное слово педагога-мастера.
  2. Представление учебного занятия по этапам с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися, направленных на достижение метапредметных результатов.
  • этап проверки самоподготовки;
  • этап создания образовательной напряженности (постановка проблемы);
  • этап усвоения новых знаний и способов действий;
  • этап закрепления знаний и способов действий;
  • этап рефлексивного осмысления результатов урока;
  • этап инструктажа по выполнению задания самоподготовки.
  1. Рефлексия результатов совместной деятельности, заполнение анкеты слушателя мастер-класса.
  2. Заключительное слово педагога-мастера.

Сценарий мастер-класса

  1. Вступительное слово педагога-мастера.

Уроки физики: какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес учащихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где учащиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы и на усвоение знаний, и на развитие личности.

Сегодня, в связи с переходом на стандарты второго поколения вводится метапредметный подход, меняются требования к деятельности учителя и к результатам этой деятельности. Как грамотно спроектировать учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода, учитывая новые требования?

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны с целью решения проблемы разъединения друг от друга учебных предметов.

Приобретая знания на одном уроке, мы ждем от учащихся, что они «донесут» эти знания до другого урока из ряда другой научной дисциплины. Но данный подход определяет лишь знаниевую компоненту предмета, умение использовать полученные знания при решении вопросов на другой дисциплине – то есть межпредметный подход (подход полипредметности).

Сегодня мы говорим о метапредметном подходе и о метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта - совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляются в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса (приложение 1).

  1. Представление учебного занятия по этапам с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися, направленных на достижение метапредметных результатов.

Этап №1. Целеполагание.

Цель этапа – развивать умение самостоятельно определять границы знаемого и незнаемого, ставить и формулировать для себя цели своего обучения, новые задачи в учебно-познавательной деятельности.

Прием №1. Абракадабра.

На слайд выводятся слова в произвольной последовательности, при правильной расстановке слов учащиеся получают формулировку цели учебного занятия. При необходимости преподаватель комментирует и уточняет цель урока, расширяя представление учащихся о способах решения физических задач.

В соответствии с целью урока в перспективе на этапе «рефлексия» учащиеся должны осознать уровень достижения цели, идет предпосылка к самоанализу своей деятельности.

Комментарий преподавателя. Таким образом, уже на этапе целеполагания, можно использовать приемы, применение которых будет направлено на достижение следующих метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Этап №2. Проверка самоподготовки.

Цель этапа – установить правильность и осознанность выполнения задания самоподготовки всеми учащимися, выявить пробелы, выполнить коррекцию знаний.

Прием №2. Радуга.

У каждого учащегося на парте лежит набор цветных карточек, на которых написаны неполные определения физических понятий. Преподаватель выводит на экране перечень «недосказанных предложений». Учащимся необходимо в соответствующей последовательности разложить цветные карточки с ответами. С целью быстрой визуальной проверки преподавателем, а также само- и взаимопроверки самими учащимися в ходе верных ответов возникает определенный порядок расположения цветов (например, образуется радуга).

Прием №3. Выбери правильную дорогу.

Найти связь между обозначением физической величины, ее единицами измерения и прибором. С помощью стилуса несколько учащихся прочерчивают на интерактивной доске пути-связи, с дальнейшей проверкой – интерактивный отклик доски на выполнение задания, остальные учащиеся выполняют задание на бумажном носителем информации (индивидуальная карточка).

Комментарий преподавателя. Уважаемые коллеги! Используя данные приемы, можно достичь таких метапредметных результатов, как осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Этап №3. Создание образовательной напряженности (постановка проблемы).

Цель этапа – обеспечить учащихся устойчивой мотивацией к активной учебно-познавательной деятельности.

Прием №4. Список идей.

Учащимся предлагается продумать ответ, высказать свои рассуждения, найти возможные решения нестандартной задачи. Участники высказывают свои мысли, идеи и составляется «список идей»– все ценные предложения записываются. На данном этапе в ходе генерации идей предложения и возможные ответы на поставленную задачу не обсуждаются. Можно высказывать любые предложения, которые приходят в голову, в том числе вызванные ассоциациями на предыдущие предложения или дополнения к предыдущим предложениям. Но нельзя критиковать и обсуждать высказанные предложения.

Комментарий преподавателя. Создание проблемной ситуации на уроке физики позволяет формировать следующие метапредметные результаты: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и одноклассниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; находить общее решение и разрешать конфликты.

Этап №4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель этапа – обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знании и овладении учащимися способами действий.

 

 

Прием №5. Зри в корень.

Прочитайте внимательно задачу, которая требует аналитического решения, выполните кодировку. Чтобы выяснить, верно ли вами выполнена кодировка, ответьте на вопросы:

  • О каком явлении идет речь в задаче?
  • Какие величины явно указаны?
  • Есть ли по условию задачи скрытые величины?
  • О какой искомой величине идет речь?
  • Все ли единицы измерения согласованы (указаны в единицах «СИ»)?

Комментарий преподавателя. На данном этапе с помощью таких нехитрых вопросов учащиеся формируют умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в символической форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Прием №6. Окунемся в реальность.

Учащиеся действуют по алгоритму и добиваются результата в системе «СИ», что оказывается неудобно для анализа реальности значения искомой физической величины. Преподаватель предлагает использовать «удобные» единицы измерения, а именно те, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно. И теперь учащиеся могут проанализировать ответ, опираясь на жизненный опыт, обосновать реальность результата.

Комментарий преподавателя. На данном этапе учащиеся обрабатывают полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

Этап №5. Этап закрепления знаний и способов действий.

Цель этапа – обеспечить усвоение учащимися новых знаний и способов действий в ходе самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Прием №7. От теории к практике.

На примере одной задачи учащиеся должны продемонстрировать, как на примере данной темы они научились соотносить между собой факты, понятия, правила и основные идеи нового материала. Первая часть вопросов и заданий предлагается в той же логике, что и изучение нового материала (применение знаний в знакомой ситуации), вторая часть – требует применения знаний в измененной ситуации.

Комментарий преподавателя. На данном этапе формируются умения организации учебной деятельности, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий, а также понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах известных фактов и экспериментальной проверки данных.

Этап №6. Рефлексивное осмысление результатов урока.

Цель этапа – формировать у учащихся открытость в осмыслении своих действий и самооценке, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Прием №8. «Знал-хотел узнать-узнал».

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «знал-хотел узнать-узнал». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Прием №9. «Вернемся к истокам».

Вернемся к этапу образовательной напряженности, на котором учащимся выдвигали различные идеи в ходе обсуждения нестандартной задачи. Но все ли возможные варианты были озвучены? Предлагается дополнить «список идей».

Комментарий преподавателя. На данном этапе идет развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Этап №7. Инструктаж по выполнению задания самоподготовки.

Цель этапа – обеспечить понимание цели, содержания и приемов выполнения задания самоподготовки всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Прием №10. Найди ошибку.

Предлагается задача из учебника, в тексте которой есть опечатка. Нужно ее выявить и выполнить решение задачи исходя из реальных данных.

Комментарий преподавателя. Такой прием позволяет приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

  1. Рефлексия результатов совместной деятельности, заполнение анкеты слушателя мастер-класса.
  2. Заключительное слово педагога-мастера.

Достижение метапредметных результатов тесно взаимосвязано с универсальными учебными действия, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Всё это требует качественных изменений в деятельности учителя.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину