Калинина Наталья Михайловна, учитель технологии, КГУ " Школа-лицей"№11 акимата г. Усть-Каменогорска, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
"Творческие способности формируются в труде".
Воспитанницам Смольного института благородных девиц, наряду с другими чисто научными дисциплинами преподавали домоводство. Девушки из дворянских семей подробно изучали все азы женских премудростей - от вышивки носовых платков, до ухода за младенцами.
Целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Но в отличие от ранее действовавшей системы трудового обучения основной упор делается не на копирование действий за учителем, не на формирование простого исполнения, а на творческое развитие личности учащихся. Они должны не просто усвоить определенную сумму политехнических знаний, но и научится находить объекты их практического применения. В области обработки и преобразования различных материалов, энергий и информации.
В школе я работаю уже тридцать лет, анализ накопленного опыта убеждает меня в том, что на уроках труда, прежде всего, необходимо воспитывать человека- творца. Жизнь показывает, что быстрее находят путь к профессии, отвечающей личным склонностям, легче адаптируются в производственных условиях те выпускники, у которых еще в школе были сформированы творческие способности.
В результате многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что обучение лишь тогда активизирует умственную деятельность учащихся и побуждает их к творчеству, когда перед ними ставят определенные проблемы.
Каковы же основные условия активизации деятельности учащихся на уроках труда? У Плутарха есть притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошел человек и задал каждому один и тот же вопрос:
- Чем занимаетесь?
Первый ответил: - Везу эту проклятую тачку.
Второй сказал:- зарабатываю себе на хлеб.
Третий с воодушевлением произнес: - строю прекрасный храм.
А ведь они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и делали ее по- разному. Это наводит на мысль о том, что подростки должны осознавать полезность своей работы. Жизнь убеждает, что наличие интереса к тому или иному виду деятельности обеспечивает большую активность учащихся. Для того что бы избежать ситуаций когда на уроке многое преподносится в готовом виде, задания выполняются по продуманной учителем схеме и учащимся нет нужды проявлять элементы творчества, при составлении поурочных планов я стала искать проблемные ситуации, которые способствовали бы развитию мыслительной деятельности учащихся. Особенно активизирует творческую активность девочек постановка такой проблемной ситуации, для решения которой требуется напряженная работа мысли по анализу и сопоставлению фактов и явлений, изученных ранее, а также самостоятельная работа по отысканию недостающих сведений.
Так на примере занятий в 9 классах по теме « Работа с журналом мод. Нанесение линий фасона на основу выкройки», я подчеркиваю, что для правильного использования журнала необходимо хорошо усвоить чертеж основы выкройки и научиться приемам моделирования одежды. Затем я предлагаю девочкам внимательно рассмотреть журналы мод, выбрать не сложную модель и самостоятельно выполнить нанесение всех линий фасона на выкройку. Желающим я разрешаю сделать эскиз модели по собственным замыслам и выполнить соответствующую работу с выкройками.
Такие задания побуждают учениц к активной работе мысли, использованию на практике полученных знаний. С большим интересом девочки выбирают ту или иную модель, иногда вносят в нее свои коррективы и наносят на выкройку все линии фасона. Затем в письменном виде они составляют технологическую последовательность своей работы: обоснование выбора модели, приемы нанесения на выкройку линий фасона, рекомендации по выбору ткани, отделки, фурнитуры. Не важно, если последовательность выполнения операций окажется не у всех девочек одинаковой, общая цель будет достигнута всеми. Иногда несколько девочек выбирают для пошива одну и ту же модель, но в результате изготовления получаются совершенно разные вещи (вот где полет для фантазии и творчества), так как ими используются различные ткани, отделка, фурнитура.
Так же при работе в старших классах я использую игровую форму урока, когда класс превращается, например, в конструкторские бюро, конкурирующие между собой, а каждая ученица в художника-модельера. Настрой на конечный результат включает в работу всех. Поиск, нередко, заканчивается неожиданными и удивительными находками. Вниманию учащихся предлагаются разработки оригинальных фасонов. В недалеком прошлом, когда на предмет технология выделялось два часа в неделю, финалом работы модельеров был красочный фейерверк моделей одежды, которую девочки демонстрировали в конце учебного года, на школьном фестивале «Храбрый портняжка».
При изготовлении швейных изделий учащиеся 5-7 классов могут проявить свое творчество в подборе цвета ниток и вариантах выполнения украшающих швов, в выборе отделки и моделировании швейных изделий.
Изучение темы « Технология кулинарных работ» прививает девочкам мысль о том, что искусство приготовления пищи заключается не только в том, что бы она была питательной. Пища должна быть вкусной, аппетитной. Хорошо приготовить блюдо-это, значит придать ему наиболее характерный, только ему присущий вкус и запах. Это достигается точным соблюдением рецепта, технологией приготовления, неоднократным опробованием. Но и это еще не все. Искусные кулинары говорят, что пища, прежде чем понравиться нашему рту должна ласкать и радовать наш глаз. Тогда ее вид достигнет цели – вызовет аппетит. Вот где можно проявить творческие способности - каждая хозяйка оформит блюдо по-своему.
Творческому и эстетическому развитию обучаемых способствует также проектная деятельность, которая является одним из основных средств выявления и совершенствования творческих способностей у учащихся. Формирования их технологической культуры, познавательной и трудовой активности.
Все годы своей работы я провожу выставки работ учащихся. Ведь любому творцу – мастеру и особенно юному, нужен выход на публику,
сопереживание, поддержка.
В заключении хочу отметить, что само планирование уроков предусматривает творческую работу в кабинете. Я, как учитель вовлекаю в нее всех учащихся, создавая проблемные ситуации, используя игровые моменты, занимательные задания и через это пытаюсь привить своим воспитанницам первоначально необходимые знания и умения- вести домашнее хозяйство и экономику семьи.
Времена изменились, но у женщин - хочешь, не хочешь, а на всю жизнь наиважнейшей остается одна специальность – быть хозяйкой в своем доме, в своей семье. И пусть наши девочки не дворянских кровей - умение быть хорошей хозяйкой никому не помешает.
Англичане говорят: « Мужчины дом строят, а женщины его обустраивают».
Я считаю, что уроки технологии являются неотъемлемой частью общей образовательной культуры, они нужны и полезны.
Список литературы:
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»/ Голуб Г.Б., Чуракова О.В. – Самара, 2003.
Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
Е.С. Полат Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012.