НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Цифровые образовательные ресурсы в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся

22 ноября 2018 г.

 Мирошник Наталья Владимировна, учитель биологии, ГУ "Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная", Казахстан, Костанайская область, город Костанай

 

 

Цифровые образовательные ресурсы в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся

Цифровые образовательные ресурсы в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся

В изучении предмета биологии много объектов, процессов, явлений, которые сложно объяснить, используя словесные и наглядные методы при наличии нескольких таблиц. Использование информационных технологий позволяет наглядно демонстрировать процессы, происходящие на клеточном, организменном и надорганизменных уровнях жизни, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Ведущей педагогической идеей опыта является интеграция ЦОР как универсальное средство демонстрации скрытых биологических процессов и современных образовательных технологий в рамках одного урока.

В данном опыте ЦОР на уроке рассматриваются не как цель, а как инструмент, как возможность реализации личностно – ориентированного подхода в обучении, как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

С позиции автора ЦОР – это:

1. Интенсификация урока

2. Повышение интереса и мотивации

3. Индивидуализация обучения

4. Эффективность подачи материала

5. Неограниченные ресурсы.

 6.Возможность многократного использования, как в образовательном пространстве урока, так и в подготовке учащимся домашнего задания.

Так как основными условиями возникновения и становления опыта явилась необходимость решения задач модернизации казахстанского образования и президентской программы по компьютеризации школ работа над опытом началась с 2008 года с появлением интерактивного оборудования. Завершено обобщение опыта в 2017 году.

Предлагаемые в данном опыте подходы могут быть реализованы в предметной области биология по курсу 7-11 класса, так как представляют не только методическое обеспечение структуры урока, но и содержат полный комплекс дидактического его сопровождения. Учебный модуль урока представлен технологической картой с электронным сопровождением: КИМы, флипчарты, презентации, флеш-анимации, видеофильмы, таблицы, онлайн тесты, тренажеры, электронные учебники. Все это делает этот опыт доступным любому пользователю.

В своей деятельности по созданию компетентностной модели урока руководствуюсь «Стандартами образования», учебными программами по биологии, методическими рекомендациями областного управления образования, различной методической литературой.

Теоритической базой опыта являются теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней, Д.И. Мамонтов и др.

Цель данной педагогической деятельности: создание целостной модели использования ЦОР в преподавании биологии как средство формирования базовых компетенций учащихся. Для достижения данной цели разработан перечень компетенций, которые определяются моделями выпускников каждой ступени обучения, например, модель выпускника, освоившего уровень среднего общего образования, включает следующий перечень компетенций по биологии:

  1. Уровень обученности, сформированности ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:
  2. Уровень ключевых компетентностей, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:
  3. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:
  4. Уровень сформированности культуры человека.

В Концепции модернизации Казахстанского образования отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Овладение субъективно новой деятельностью происходит существенно успешнее и безболезненнее, если частный способ деятельности накладывается в опыте субъекта на более общий, уже присвоенный им. Поэтому, говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенции личности, следует определить тот результат образования, который обеспечивает продвижение в этом направлении.

Предлагаемые в данном опыте подходы определили следующие субъектные результаты для учащихся

Субъектные результаты для учащихся:

1.Развитие предметных и ключевых компетенций:

  • навыки и умения формулировки проблемы и разработка стратегии ее решения;
  • умения работать в индивидуальном и групповом темпе;
  • сформированы навыки самоконтроля, взаимоконтроля;
  • умения самостоятельно проводить мини-исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения;
  • умения осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании электронных презентаций, наглядных пособий.
  • высокий уровень мотивации и ответственности за результаты своего труда.

2.Социализация личности, экологическая грамотность

Главным преимуществом этого опыта является оптимальное сочетание авторского подхода с передовым педагогическим опытом. Рациональное сочетание ИКТ и интерактивных приемов, и методов с проблемным, проектным, личностно-ориентированным обучением- определят особенности организации УВ процесса и способы включения учащихся в учебную деятельность.

Обновление содержания образования продиктовано современными открытиями в достижениях биологической науки и реализуется через прикладной курс «Клетка: наука и практика», через проектную деятельность учащихся. Использование современных мультимедиа средств не только способствуют усвоению базовых понятий курса биологии но и вводит учащихся в мир современных проблем генетики, экологии, физиологии.

В основу диагностики уровня реализации опыта развитие ключевых компетенций положены 3 ключевых компетенции предложенных казахстанской наукой

  1. Компетенция постановка проблем
  2. Информационная компетенция
  3. Коммуникативная компетенция

Диагностика осуществлялась по критериям, предложенным Г.В Репкиным.

Сравнительный анализ позволяет сделать выводы о сформированности компетентности обучающихся и тех трудностях, которые они испытывают.

  1. Результаты по уровням сформированности учебно-познавательной компетентности стали выше на II этапе по сравнению с I этапом.
  2. Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности у семиклассников ниже по сравнению с учащимися 11 классов.
  3. Улучшились показатели по таким умениям как выделение причинно-следственных связей, поиск информации через графическое представление, сравнение информации, полученной из разных источников, систематизация ее в форме таблицы.
  4. Ухудшились показатели по таким умениям как установление логической зависимости между объектами, предложение альтернативных вариантов решения проблем.
  5. Затруднения у семиклассников вызывают работа со схемой, статистическими источниками информации, анализ текста, таблицы, аргументация своей точки зрения, выдвижение обоснованных предположений, определение главной мысли текста.
  6. Обучающиеся лучше справляются с заданиями по темам более близким к их познавательным интересам.
  7. Семиклассники испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Данные мониторинга свидетельствует о том, что результаты в целом по школе удовлетворительные. Нужно больше уделять внимание формированию таких умений, как определение главной мысли текста, умению сравнивать различные точки зрения и, используя знания об окружающем мире, выражать аргументированное отношение к предложенной ситуации, выдвигать обоснованные предположения, формированию умений работать с шаблонами.

Трудности, испытываемые обучающимися, вызваны следующими причинами:

  • недостаточная практическая ориентированность содержания образования, его некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника;
  • перегруженность программ и учебников учебными материалами;
  • недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.

Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций)

  1. Переход от знаниевой парадигмы урока к деятельностной, развитие активно-деятельностных форм обучения за счет интерактивности программы;
  2. Совершенствование собственных информационных компетенций: владение ИКТ в функциональном режиме, умение осуществлять авторскую компановку аудиовизуальных иллюстраций из больших мультимедиа набора и постоянное пополнение его своими собственными разработками;
  3. Создание вариативных проверочных работ с учетом индивидуальных особенностей процесса усвоения материала каждым учащимся.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину