НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
3 декабря 2018 г.

Погорелова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, КГКП "Ясли-сад №10 "Бал бұлақ" гуманитарно-эстетического и оздоровительного профиля".
 

 

Цель статьи – показать, как компоненты формативного оценивания могут быть применены в процессе обучения дошкольников. Пособие позволяет расширить диапазон применяемого педагогами инструментария оценки учебных достижений воспитанников. В пособии представлены компоненты формативного оценивания и примеры приемов постановки цели, форм обратной связи, техник использования формативного оценивания в ходе ОУД. Практическое пособие предназначено воспитателям, педагогам, методистам ДО, преподавателям и студентам колледжей, профессиональных училищ и педагогических факультетов вузов.

"Стратегии формативного оценивания в условиях дошкольной организации"

(из опыта работы использования формативного оценивания)

Введение

Стратегии формативного оценивания в условиях дошкольной организации

 

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике: приоритет с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был смещен на формирование компетентностей обучающихся. Произошли изменения в системе оценивания в школе, поэтому особую значимость приобретает в условиях обновления содержания образования уровень дошкольного воспитания и обучения. Дошкольное образование осуществляется с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как основных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе. Концепция «Оценивание для обучения» получила свою известность в 1999 году после опубликования брошюры под одноименным названием, автором которой выступила Группа Реформы Оценивания (Assessment Reform Group) из числа академиков Великобритании, работающих совместно с 1989 года, с целью подготовки доказательств материалов для информирования учителей и разработчиков методик. Этот вид оценивания называется «формативным» или «оценивание для улучшения обучения». Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений воспитанников, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности воспитанников. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Формативное оценивание дает возможность педагогу отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения и помогает педагогу корректировать учебный процесс на ранних этапах, а воспитаннику – осознать бoльшую степень ответственности

за свое образование.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Корректировка деятельности предполагает постановку задач педагога совместно с воспитанника для улучшения результатов обучения, т.е. формативное оценивание позволяет обучающимся осознать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью педагога.

Формативное оценивание - это значит находиться рядом с воспитанником и вести его к успеху.

Ключевые компоненты оценивания: обеспечение эффективной обратной связи с воспитанником, активное участие в процессе собственного обучения, постоянная корректировка педагогической деятельности, повышение уровня мотивации, умение оценивать свои знания и навыки самостоятельно. Формативное оценивание дает возможность систематически работать с каждым дошкольником на индивидуальном уровне и  помогает педагогу организовать учебный процесс.

Процесс формативного оценивания

Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений. Оно приобретает все более значимую роль в международной практике и определяется в целом оценивание, используемое для адаптирования преподавания и обучения к потребностям обучающихся (Блэк и Ульям, 1998).

Можно выделить следующие элементы оценивания:

  • Активное вовлечение обучающихся в процесс оценивания;
  • Адаптация преподавания к потребностям обучающихся;
  • Предоставление качественной обратной связи.

Оценивание выполняет функции: формирующая, стимулирующая, мотивирующая. Процесс формативного оценивания в деятельности педагога предполагает реализацию следующих этапов:

  • Планирование и организация ФО;
  • Выбор методов ФО;
  • Предоставление обратной связи;
  • Анализ результатов ФО.

Согласно теории формативного оценивания (Уильям, 2007) предполагается три позиции организации с учетом участников процесса: оценивание педагогом, самооценивание и взаимооценивание. Необходимо прививать навыки и накапливать у обучающихся опыт самооценивания. Основное внимание при организации самооценивания обучающихся уделяется стимулированию саморегуляции и самостоятельного обучения. Необходимо формировать у обучающихся навыки самоанализа слабых и сильных сторон в процессе воспитания и обучения. Важно научить дошкольника объективно определять, что он знает и какими навыками владеет. Благодаря этому дошкольнику будет легче адаптироваться в начальной школе.

Использование формативного оценивания в дошкольном учреждении позволяет обеспечить прежде всего обратную связь между воспитателем (педагогом) и воспитанником, а значит совершенствовать образовательный процесс. Эффективное формативное оценивание помогает увидеть, насколько достижения обучающихся соответствуют поставленным целям воспитания и обучения.  Результаты ФО использует воспитатель для планирования дальнейшей работы, учебного процесса, рефлексии и улучшения собственной практики преподавания.

Цель формативного оценивания заключается не в констатации уровня достигнутого учебного результата, а в улучшении процесса обучения. Оцениваются индивидуальные достижения воспитанника безотносительно к достижениям других.

Приемы формативного оценивания

В практике ФО можно использовать различные приемы (стратегии, техники, методы и т.д. в некоторых источниках) для измерения усвоения, прогресса обучающихся, предоставления обратной связи.

Методы ФО можно использовать на разных этапах организованной учебной деятельности. Длявоспитателя главное понять цели использования этих методов, достичь их эффективного влияния на обучение. ФО бывает: аудиальное (словесное поощрение, аплодисменты), тактильное (поглаживание, рука на плечо и т.д.), визуальное (смайлики, большой палец, звездочки-жетоны и т.д.)

Следующие приемы формативного оценивания, используемые в практике:

1. «Проверка ошибочного понимания»

Воспитатель намеренно даёт типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или о процессе. Затем он просит воспитанников высказать своё согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

У каждого воспитанника имеются карточки трех цветов светофора 

(зеленый, желтый, красный). Воспитатель просит учащихся

показывать карточками - сигналы, обозначающие их знание/понимание

или незнание/непонимание материала.

Зеленый цвет: «Я могу. У меня все получилось»

Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется помощь».

Красный цвет: «Я не могу. Нужна помощь».

3. «Одноминутное эссе»

Одноминутное эссе – это техника, которая используется воспитателем с целью предоставления воспитанникам обратной связи о том, что они узнали по теме. Воспитатель может задать следующие вопросы:

  • Что самое главное ты узнал сегодня?
  • Какие вопросы остались для тебя непонятными?

         4. «Трехминутная пауза»

Воспитатель предоставляет воспитанникам трехминутную паузу, которая дает воспитанникам возможность обдумать понятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

  • Я изменил свое отношение к……….
  • Я узнал больше о ………….
  • Я удивился тому, что……
  • Я почувствовал … 
  • Я относился к ……

5. «Незаконченное предложение»

Воспитанники должны закончить предложение, например,

  • На занятии мне было важно и интересно…
  • Сегодня я понял…
  • Хотелось бы узнать…

Этот вид работы часто использую на этапе урока «Рефлексия».

Воспитанники на ступеньках лесенки отмечают,  
как усвоили материал занятия: нижняя ступенька  – не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.


Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

8. «Обобщение в одном предложении».

Попросите воспитанников обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? иКак?».

Воспитатель останавливает объяснение и просит воспитанников показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого воспитатель предварительно договаривается с воспитанниками об этих сигналах:

- Я понимаю и могу объяснить…(большой палец руки направлен 
вверх)

- Я все еще не понимаю…(большой палец руки направлен в сторону)

- Я не совсем уверен в… (помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, воспитатель предлагает некоторым воспитанникам высказаться.

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце занятия дети прикрепляют их на дерево:

плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо;

зеленый листик – не все получилось, но я старался;

желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

На столике перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся смайликом, другой -  с грустным. На доске поезд с вагончиками, на котором обозначены …. Детям предлагают прикрепить «веселый смайлик» в тот вагончик, который указывает на то занятие, где было интересно. А «грустный» в тот, который символизирует занятие, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению воспитанника.

  • Я доволен собой, у меня все получилось (Я сегодня работал

 лучше);

  • У меня не все получилось, нужно повторить (Я доволен

своей работой);

  • Многое не получилось, нужно повторить

(Я мог бы работать лучше)

Красная дорожка  - я не понял (не могу выполнить)

Желтая дорожка - есть вопросы

Зеленая дорожка – я все понял (у меня все получается)

- похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и воспитателя за проведенное занятие.Такой вариант окончания организованной учебной деятельности дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Воспитанникам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым.

Они выбирают ту картину, которая соответствует их настроению в конце занятия.

У дошкольников две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с ихнастроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняетсяэмоциональное состояние воспитанника в процессе занятия.

На доске вывешивается мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываютсяпараметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценкаформ и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени,тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

18. «Релаксация»

Воспитатель проводит в конце занятия релаксацию: «Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работатьеще лучше – поаплодировали себе».

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодитсяв дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – информация не пригодится

Дошкольникам предлагается выбрать, как они поступят  с информацией, полученной на занятии.

20. «Благодарю»

В конце организованной учебной деятельности воспитатель (педагог) предлагает каждому воспитаннику выбрать только одного из ребят, кому хочетсясказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Воспитателя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово Воспитателя (педагога) является завершающим.При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количествокомплиментов, стараясь найтиубедительные слова признательности и этому участнику событий.

Каждый воспитанник берет столько звездочек, сколько было правильных ответов.

Предоставление обратной связи

В результате формативного оценивания обучающимся предоставляется обратная связь. Обратная связь используется на различных этапах организованной учебной деятельности позволяет осуществлять непрерывное взаимодействие с воспитанниками, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучение и воспитания.

При предоставлении обратной связи рекомендуется:

  • Отмечать сильные стороны работы воспитанника;
  • Избегать слов «неверно», «неправильно» без объяснения того, что выполнено неправильно;
  • Давать рекомендации, каким образом можно исправить недочеты или улучшить работу, чтобы достичь цели;
  • Исключить использование негативных комментариев.

Анализ результатов формативного оценивания

Один из этапов формативного оценивания – это проведение анализа результатов работ обучающихся. Анализ результатов позволяет получить информацию о трудностях, с которыми столкнулись воспитанники, и принять решение о необходимых мерах по их преодолению. Например, анализ результатов позволит выявить:

  • Обучающихся, которые испытывают трудности;
  • Наиболее трудные темы, задания.

Следует отметить, что анализ результатов формативного оценивания осуществляется по желанию педагога и не предполагает сбор и предоставление отчетной документации.

Таким образом, для реализации процесса ФО педагогу необходимо:

  1. Уделать внимание сохранению культуры в группе и привитию навыков продуктивного взаимодействия.
  2. Повышать качество и разнообразие используемых методов формативного оценивания.
  3. Применять эффективные формы предоставления обратной связи.
  4. Составлять технологическую карту ОУД, отражающий процесс применения формативного оценивания.
  5. Проводить анализ организованной учебной деятельности (обратная связь от воспитанников, коллег, беседы с родителями) для рефлексии и улучшения практики.

Заключение

После внедрения и применения стратегий формативного оценивания могу отметить следующие моменты: воспитанники стали активными, в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к занятиям, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности организованной учебной деятельности.Использование методов формативного оценивания помогло моим воспитанникам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к занятиям, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.

Если представить, что дети – цветы, то формативное оценивание эквивалентно уходу за растением и его поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта.

Активный процесс внедрения формативного оценивания в Казахстане начался в 2012 году.Формативное оценивание может быть

определено как совокупность видов совместной деятельности учителя и учеников с целью сбора информации, необходимой для совершенствования учебного процесса. Ключевая идея формативного оценивания заключается в том, что собранный материал может быть использован на всех этапах обучения. Поэтому в настоящем пособии освещены вопросы сущности формативного оценивания, приведены приемы по реализации формативного оценивания.

Таким образом, формативное оценивание способствует реализации процесса обучения на основе его интеграции с самим процессом оценивания, через создание оптимальных дидактических условий, через эффективные методы, техники и инструменты оценивания.

Я уверена в детской активности,

Что научим ребят мы учиться,

Развивать речь, мышление, творчество –

Это в жизни должно пригодиться!

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину