Сарсенбаева Альмира Ануаровна, русский язык и литература, Восточно-Казахстанское училище имени народных артистов братьев Абдуллиных (ВКУИ), Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск
"Эффективные методы преподавания русского языка и литературы"
Эффективные пути преподавания русского языка и литературы
Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования. Казахстан оставаясь полиэтническим и поликонфессиональным государством переживает сегодня сложный и противоречивый период своего культурно-языкового развития, о чем свидетельствует сложившаяся языковая ситуация , характеристика которой дана в концепции языковой политики Республики Казахстан. Следует отметить, что практически во всех документах в области языковой политики стержневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.
В современное время практика показывает ,что большой процент выпускников школ с казахским обучения имеют достаточно знаний и умений высказать свои мысли на русском языке. В настоящее время существует для современных детей, которые вооружены современными знаниями не хуже педагогов, очень много интересных методов и приемов преподавания. На мой взгляд, одним из таких методов является критическое мышление и стратегии обновленной программы образования. В настоящее время проблема изучения русского языка и литературы имеют некоторые особенности. Трудности в том, что на изучение произведения отводится ограниченное время(1 час в неделю).Часы,к сожалению, с каждым годом сокращаются. Проблема еще и в том, что находясь в мире интернета и компьютерных технологий, учащиеся практически не читают художественную литературу как на родном, так и на русском языках. Данные проблемы эффективно решаются через стратегии критического мышления и обновленной программы образования. Полиязычие имеет немаловажное значение на уроках русского и литературы. Сравнительный анализ позволяет проводить параллель между русской и казахской литературой, и облегчает усвоение материала. Несмотря на многие различия в национальной культуре есть и общие черты как в устном народном творчестве, так и письменной литературе русского и казахского народа. И в этом мне помогают такие методы как Венн- диаграммы, синквейны, «РОНДЕЛЬ», «ДИАМАНТ», «Фишбоун» и другие методы. Хочется отметить, что данные стратегии оживляют уроки словесности, дают огромные возможности для раскрытия творческих возможностей учащихся, при этом не забывая о том, что слово учителя является самым важным средством положительного воздействия на ребенка для мотивации обучения. Дети, носители казахского языка, имеют огромный потенциал в изучении русского языка. Их отличает языковое чутье к языку и огромное желание знать мировой язык ,язык А. С. Пушкина.
При ограниченном количестве времени изучения произведения большую роль играют опережающие задания. Учащиеся готовят презентации, книжки- картинки, рефераты, выполненные своими руками. Это очень ценно в нашем веке технологий ,когда ребенок пишет сам и пропускает через себя информацию. Работая с одаренными детьми, поставленные перед учителем задачи решаются вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Учитель задает тон, а дети подхватывают. Остановлюсь на стратегии Венн-диаграмма. Использование этой стратегии возможность в интересной форме сравнить понятия, героев произведений, вызвать мотивацию учащихся. Так ,при изучении рассказа Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» дается учащимся задание сравнить праздники Рождество и Курбан айт. Учащиеся изучали рассказ Б. Майлина «Дни айта».Выглядит это следующим образом:
Таким образом, использование выше перечисленных методов помогут использовать огромный потенциал и возможности изучения русского языка и литературы; будут способствовать оздоровлению школы, укреплению статуса как казахского, так и русского языков; приобщению подрастающего поколения к культуре, быту, традициям народов, многие века, являющиеся близкими друзьями- соседями.