НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
12 апреля 2019 г.

 Бельгужанова Светлана Анатольевна, учитель информатики, Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5  отдела образования акимата г. Экибастуза»
 

 

 

Коррекционно-развивающее обучение в условиях обновленного содержания образования

Коррекционно-развивающее обучение в условиях обновленного содержания образования

Учитель живет до тех пор, пока  учится;

 как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

                                                К.Д. Ушинский

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше недостаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, учащимся нужна возможность развивать личные способности и эффективное мышление как часть их всестороннего образования.

Эти навыки являются неотъемлемой частью программы по обновленному содержанию образования. Учителя могут развивать навыки и способности учеников одновременно со знанием и понимаем.

Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Но не все учащиеся способны сразу включиться в мыслительный процесс.

         В данном докладе я хочу поделиться с некоторыми   практическими методами, которые, возможно, смогут решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.

         В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

         Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременное создание условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

          В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки информатики, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам информатики, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.

         Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелая помеха. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут учителю в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.

          Вторые к урокам информатики вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.

          Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.

         Система коррекционно-развивающего обучения –   это дифференцирование учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.

-Коррекционно-развивающие задачи

Корригировать … путем выполнения …

Развивать … через выполнение…

Корригировать и развивать … при работе с …

Развивать … на основе упражнений

-Проговаривание алгоритма:

Что делаю (речь регулирующая)

Что сделал (речь анализирующая)

Что буду делать (речь планирующая)

-Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

- особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность);

- отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму;

- особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

-Особенности эмоционально-личностной сферы:

- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, жизнерадостность);

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- отношение к самому себе (недостатки, возможности);

- особенности самооценки;

- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

-Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

              В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

-по уровням выполнения заданий;

-по времени обучения, времени выполнения заданий;

-по содержанию обучения;

-по последовательности учебного материала;

-по структуре учебного материала;

-по видам учебной деятельности;

-по способам применения заданий;

-по оценке деятельности.

       Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.

Для того, чтобы учащимся научиться обучению необходимо создать комфортную образовательную среду.  Я поняла, что главное настроить учащихся на позитив, создать ситуацию успеха. На начале урока провожу   тренинги "Круг радости", "Солнце светит на того…", "Слепой паровозик", "Построение кораблика в паре" "Комплименты", "Волшебный микрофон", "Лабада" и, конечно, зарядочки-бодрячки.  Прием построение кораблика в паре, используя только левую руку, наглядно показал, что учащиеся способны преодолеть любые барьеры, главное понять, как это надо сделать. После тренингов, зарядок учащиеся воодушевленные принимаются за работу.

Использование таких приемов, стратегий позволяет создать не только благоприятный психологический климат в коллективе, активизировать когнитивные способности обучающихся, использовать опыт детей, учитывать их мнение.

Развивая способности ученика самостоятельно учиться–мы растим его для будущего успеха. Обучение в ОСО предполагает оказание помощи учащимся в формировании их ментальных, эмоциональных, социальных и стратегических способностей, чтобы они могли воспринимать жизненные трудности как увлекательную задачу.

 Кроме того, учащимся нужно помочь понять, что они сами должны взять на себя ответственность за обучение. Обучение как средство развития способностей учащегося - нужно прежде всего самому учащемуся. Для того, чтобы ученик стремление к познанию пронес через всю жизнь, внешняя мотивация должна смениться внутренней.

    Так, например, при изучении техники безопасности в 5 классе использую прием «Подготовленный разговор»

-В пара по очереди представьте монолог за 2 минуты.  Слушатель делает заметки о ключевых моментах (содержание, аудитория, цель), и оценивает партнера по дескрипторам.  Все учащиеся должны улучшить свою речь в зависимости от обратной связи их партнеров.

Для любого задания составляю критерии и дескрипторы:

Критерии

Дескрипторы

-строит монолог с опорой на текст учебника

-создает высказывание в соответствии с темой;

-учитывает аудиторию, цель;

-приводит 2 аргумента в защиту своей позиции;

-приводит примеры;

-делает вывод.

 

При изучении темы «Информация вокруг нас» хорошо

Методика «Море вопросов»

Задание:

«ВСЕ»

Прочитай текст.  Стр. 31-32. Составь вопросы к тексту.

«БОЛЬШИНСТВО»

Прочитай текст. Составь план к тексту.

«НЕКОТОРЫЕ»

Прочитай текст. Иллюстрируй ключевые тезисы текста примерами из  жизни.

 

Метод «Ментальная карта» при изучении темы «Программное обеспечение».

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Преимущества преподавания с помощью ментальных карт

1.  Приковывают внимание учащихся.

2. Учебный материал на основе ментальных карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся условиям, позволяет вносить коррективы в планируемые занятия.

3.  Ментальные карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения между ними, тем самым обеспечивают более глубокое понимание предмета учащимися.

4.  Физический объем изучаемого материала уменьшается.

Таким образом, мы можем отметить следующие преимущества интеллект-карт перед стандартным способом записи, оформляя их, в свою очередь, в виде интеллект-карты.

 

Тема «Передача информации» метод: «Думай-объединяйся-делись»

Цель: способствует совершенствованию процесса мышления.

Способы дифференциации: темп, источники информации, диалог и поддержка, группирование, оценивание.

Критерии оценивания:

Распределяет информационные каналы на два вида: биологические и технические.

Сравнивает биологические и технические информационные каналы при помощи диаграммы Венна.

Уровень мыслительных навыков: понимание, анализ

Задание

(Г) Распределите изображения на части.

Сколько частей получилось? Почему?

Сначала – самостоятельно, затем в парах обсуждение, затем в группах проверка.

Создайте диаграмму Венна на сравнение двух видов информационных каналов (биологический и технический).

 

Метод «Я и Ты», самооценка с использованием метода «От кулака до пяти пальцев»

Задание 1. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

Выполняется группой, В ходе выполнения работы обсуждается алгоритм действий. После проводится само оценивание группы методом «Плюс-минус-интересно»

 

Критерий оценивания

Дескрипторы

-  знает компоненты интегрированной среды разработки программы Lazarus

- Создает приложение

-помещает компонент

- определяет компоненты интегрированной среды разработки программ Lazarus

- При щелчке на  Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!»

- изменяет компоненты интегрированной среды разработки программ  Lazarus

- Изменяет цвет  формы

- Измените цвет метки

 

Тема «Шифрование информации» 6 класс

(П) Задание 2: Игровой метод активного обучения «Разведчики»

Уровень мыслительных навыков: применение, оценка.

 Учащиеся делится на пары, обмениваются закодированными сообщениям и расшифровывают их.

  1. Напишите текстовое сообщение;
  2. Закодируйте сообщение выбранным способом;
  3. Оцените правильность расшифрованного сообщения партнера.

критерии

дескриптор

Применяет кодовые таблицы для кодирования и декодирования текстовой информации;

Использует ключ для кодирования текстовой информации

Использует ключ для декодирования текстовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Встроенные функции» 8 класс

Парная работа с помощью метода «Мозговой штурм»

  1. Найди соответствия:

1. Денежный

 

Вертикаль

  1. Формат ячеек

Команда

3. Целые числа

Числовой

4. Заливка

Формат

5. Дробный

Дата

6. Выравнивание

Дроби

7. 12, 45

Ячейка

Взаимооценивание друг друга по методу «Модельный ответ»

 

 Прием «Ромашка Блума»

      Перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретационные (объясняющие) вопросы, творческие вопросы, оценочные вопросы, практические вопросы. Учащиеся выбирают вопросы по своим способностям.

            На каждом уроке ученикам необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, в ходе которого ученик сам оценивает уровень своих знаний за определенный период, а затем вместе с учителем определяет следующие шаги на пути совершенствования.  Для оценивания использую приемы формативного оценивания: «Две звезды и пожелание», «Большой палец», «Анкеты обратной связи», «Светофор», «Моя ладонь», стикеры.  Ученики на уроке вовлекаются  процесс оценивания одноклассников и самих себя, что   стимулирует  их для дальнейшего учебного творческого  роста. Такой новый вид оценивания, предоставление возможности оценить свою работу и работу своих товарищей позволил с новой стороны взглянуть на свой учебный процесс. Каждому ребенку не безразлично, как к нему относятся одноклассники, что они думают. И учитель должен это использовать, для этого нужно приучать детей к сопереживанию успехов и неудач одноклассников в классе. При групповой рaботе для меня главным является привлечение  учащихся на  объективное сaмооценивaние и взaимооценивaние среди учащихся.

  Формативное оценивание: «Волшебная палочка».

Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?), почему?

Обратная связь от  учителя, обобщение работы с данным заданием

Проведение уроков в ОСО  показывает, что  эффективен образовательный процесс, в котором задействованы все участники процесса обучения.

Прочное усвоение материала достигается посредством организации саморегулируемого обучения, в центре которого находится ученик, самостоятельно определяющий проблемы и цели, выбирающий стратегии для достижения целей. Ведь учение интересно тогда, когда оно приносит ощутимую радость от познания нового, от понимания собственной причастности к открываемому миру в книге знаний.

И хочется закончить выступление  словами Константина Кушнера  «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания, пользоваться ими». Все в твоих руках, учитель.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину