НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

16 апреля 2019 г.

Акимбаева С.Т., учитель русского языка и литературы, Долговых С.Г., учитель математики и информатики, Изосимова Т.Е., учитель русского языка и литературы,  Бейсембаева А.Ж., учитель казахского языка, Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)" г. Семей, ВКО, Казахстан.

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

«Интерактивные стратегии обучения как одно из условий повышения качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования»

В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желание — это множество возможностей,
А нежеланье — тысяча причин!

Эдуард Аркадьевич Асадов

Пять лет назад перед  коллективом школы – интерната, где обучаются неслышащие дети, начали говорить о нововведениях, систематически стали проводиться заседания методических объединений и педагогические советы, тематика которых была посвящена  обновленному содержанию образования в Казахстане. Сначала, ознакомившись с программой, педагоги были в растерянности: «Как повысить качество знаний? Как эти знания помогут учащимся стать конкурентоспособной личностью?». Понять истину в иносказательной форме нампомогла притча «Школа животных»: суть, которой в том, что однажды был создан центр развития для животных, где педагоги были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учащихся преследовали неудачи. Утка была звездой занятий по плаванию, но полностью проваливалась на занятиях лазания по деревьям. Та же участь постигла обезьяну, которая была великолепна в лазании по деревьям, но очень плохо плавала и цыплят превосходных в поиске зерен, но не умеющих лазать по деревьям, и их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальную группу.

После обсуждения действий героев притчи у педагогов возникли вопросы:

1.Кто здесь неудачник: педагог или учащийся?

2.Как учить разных обучающихся?

3.Как выстраивать учебный процесс в группе так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

По данным исследования, описываемого в статье А. Зверева «10 и 90 - новая статистика интеллекта», оказалось, что только в среднем 10% выпускников, недавно окончивших школу, могут правильно ответить на все вопросы из курса школьной программы. Эти исследования были продолжены российским педагогом М. Балабаном, результаты которого привели в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

Американский психолог Карл Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда, кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках».Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «Своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Значит, обучение должно строиться иначе, таким образом, чтобы все неслышащие учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Для того чтобы более полно раскрыть содержание данной категории, администрацией школы было вынесено решение всем педагогам школыпройти курсы по обновленному содержанию образования и сравнить традиционные и активные методы обучения.

После прохождения курсов по обновленному содержанию перед учителями школы  встал вопрос:«Как реализовать эти стратегии?». Тогда были созданы творческие группы по изучению, апробации  и использованию в учебном процессе с неслышащими детьми  активных и интерактивных методов обучения. Были взяты несколько стратегий, легко адаптируемых для работы с неслышащими детьми.

Диаграмма Венна. Использование этой технологии внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемому предмету, помогает учащимся определять сходства и различия.Работать над этим приемом с неслышащими детьми  нужно начинать педагогу с начальной школы, для того, чтобы ученики могли с легкостью обобщать предметы в категории (например, понимают, что брюки, куртка и шапка – это одежда, а яблоко, груша и слива – это фрукты). С каждым годом усложняя задания по данной технологии.   

У детей, которые ещё в детстве научились данному приему (сравнения), дальнейшая успеваемость в школе повышается на 45%.Словом, диаграмма Венна, используя минимум формул и расчётов, без «штурма мозгов» и траты времени, быстро, легко, удобно и простовыявляет общее в сравниваемых областях, подчёркивает различия и расхождения, обобщает знания по выбранной теме.

«Синквейн». Простота построения синквейна делает его одним из эффективных и любимым методом у неслышащих школьников, который позволяет быстро получать результат.  Составление синквейна на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует от составителя меньших временных затрат, но реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей неслышащих учащихся старших классов особенно при изучении художественных произведений. Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов; для проверки знаний учащихся по изучаемой теме; для рефлексии и обобщения изученного. В результате работы над приемом учащиеся чувствуют себя  в ситуации успеха,   выражают  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, пополняют свой активный словарь, что так необходимо для неслышащего ученика.

Что эти нововведения дали? У ребят изменился подход к различным видам работы. Теперь каждый неслышащийученик знает, что на уроках он будет не только проверяемым, но и проверяющим, а это нравится как сильным, так и слабым ученикам. Это помогает вырабатывать умение искать, выбирать, систематизировать и анализировать.

В заключении отметим, что разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Только умелое  применение традиционных и нетрадиционных педагогических технологий повысят мотивацию обучения и интерес детей к школе, сформируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дадут им ощущение творческой свободы и, самое главное, принесут радость познания. Понимая это, творческая группа педагогов не останавливается на достигнутом и в дальнейшем будет изучать и адаптировать активные методы обучения.

Постскриптум. В школе – интернате было проведено интервью с учителями перед педагогическим советом по данной теме. Педагогам был задан вопрос: «Что для вас значат на уроке активные методы обучения?»

Учитель русского языка и литературы: «В первую очередь – развитие речи, повышение мотивации к знаниям, умение взаимодействовать друг с другом»

Учитель математики: «Это разнообразие  видов  работ на уроке, активизация учащихся на  работу; новое всегда воспринимается с большим интересом»

Учитель казахского языка: «Сплоченность учащихся при работе в группе, открытое высказывание своего мнения, доказательство своих ответов».

Учитель истории: «Организация самостоятельной деятельности учащихся, когда дети самостоятельно могут найти ответ или решение на свой вопрос».

Учитель химии и биологии: «Активизация  и разнообразие деятельности учащихся на уроке, нацеливание  детей на урок и выявление знаний учащихся».

Учитель физики: «Активные методы позволяет выявить уровень знаний и понятий у учащихся, повысить их интерес к учебе».

Используемая литература и Интернет-источники:

  1. Зверев. А. 10 и 90: новая статистика интеллекта., Лиц.игимназ.образование, 2004. т.№ 8.-С.15-18.-С.2004
  2. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем,  хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,
  3. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  4. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/11/26/tvorcheskiy-proekt-po-literature-na-temu-moy-lyubimyy
  5. https://infourok.ru/doklad-po-teme-ispolzovanie-na-urokah-priyoma-sinkveyn-1094450.html
  6. http://cdod-uk.ru/data/documents/scenariy-master-klassa.pdf
  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/01/30/interaktivnoe-vzaimodeystvie
  8. Розанова Т.В «Развитие способностей глухих детей в процессе обучения». Москва., 1991. –С. 198 
  9. Розанова Т.В. Зависимость успешности воспроизведения текста от уровня его понимания глухими школьниками. В кн.: Шестая научная сессия по дефектологии, М., 1971. с. 422-423.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину