Измайлова Надия Байзолдановна, учитель дефектолог, Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)" г. Семей, ВКО, Казахстан.
Модернизация образования предполагает внесение кардинальных изменений в содержание, формы и методы коррекционной работы по РСВ и ФП. Современный подход применительно к работе учителя – дефектолога предполагает полноценное слухоречевое развитие ребёнка во всех видах деятельности (игровой, коммуникативной, учебной) на основе базовых учебных действий.
Образовательную деятельность строю в соответствии с требованиями, предъявляемые к современному коррекционному занятию.
Моей главной задачей является заинтересовать учащихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели овладеть необходимыми для них речевыми умениями и навыками. Коррекционную работу строю на основе дифференцированногоподхода к обучению учащихся, учитываю уровень общего и речевого развития, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности учащихся.
Использую современные развивающие методы и приемы коррекции фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, мелкой и артикуляционной моторики, для регуляции работы речевого аппарата и мышечного тонуса (точечный, пальчиковый массаж, артикуляционную гимнастику).
Например: предлагаю сравнить артикуляционный уклад звуков по тактильным ощущениям, предметов, слов; провести анализ: «Какой звук ты услышала?», «Назови первый слог»; выбрать нужную картинку, профиль или слово; выполнить поручение; исправить нелепицу, путаницу; добавить, переставить, заменить слово, предмет; сделать предположение «Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?»; провести классификацию и группировку – «Рассели слоги, заполни в пустые клетки цифры (слоги)»; предлагаю выполнить задания творческого характера: «Сложи слово из слогов, образуй новое слово из слогов », составить диалог из «рассыпного» текста, выполнить задания и поручения
На занятиях по РСВ и ФП использую активные методы обучения, которые меня заинтересовали и имеют в моей практике наиболее положительные результаты. Это Синквейн, «Кольца Венна», Кластеры, Ассоциации.
Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от француского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:
1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
4.четвёртая строка – это фраза, из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны применяют на стадии рефлексии.
Примеры. При изучении текста «Зима» в 5 классе ученик составил синквейн:
Зима
Холодная, красивая
Наступила, покрыла, кружится
Укрыла лес пушистым одеялом
Время года
Применяю «Синквейны» при изучении лексических тем. Например.
Подснежник
весенний, первый
появился, вырос, зацвёл
В лесу растет подснежник
Цветок
Волк
Серый, зубастый
спит, воет, рыщет
по полю телят ищет
Животное
Можно предложить обучающимся различные задания по синквейну: найди ошибку, составь рассказ по готовому синквейну, составь или отгадай загадку.
Кластеры – это наглядный способ графической передачи учебного материала. В переводе означает пучок, созвездие. Последовательность действия проста и логична. Посередине чистого листа надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг написать слова или предложения, подходящие для данной темы. (Модель планеты и её спутников). По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации. Кластеры используются на этапах: вызов, осмысление, рефлексия.
Приведу пример кластера при изучении правил орфоэпии на стадии рефлексии в 5 классе.
Приём «Кольца Венна» стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Например, изучая тему «Осень» и тему «Зима», на закреплении применяю приём «Кольца Венна»,
Ассоциация-это взаимосвязь между отдельными определенными фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающий с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, действию, количеству.
Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Ассоциативный метод использую на уроке в процессе работы для лучшего запоминания материала. Учащиеся в 5 классе предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Изучая тему «Природные явления» учащиеся назвали слова к слову снег - холодный, первый, чистый, бесцветный, блестящий, серебристый, липкий, твердый, холодный.
В конце каждого занятия подвожу учеников к рефлексии учебной деятельности для выявления реальной самооценки через различные приёмы: Например: приёма "Короткой строкой". "Над какими звуками работали на занятии?», «Как ты говорила?», «Что для тебя было трудно?", «Что нового ты узнала?», «Чему ты научилась?»), «Незаконченное предложение», «Верное утверждение», «Солнышко и туча», «Дерево знаний», «Цветные бабочки», « Светофор» и т.д
Таким образом, практический опыт работы показывает, что современные подходы к организации и содержанию проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП являются продуктивными в обучении детей с нарушениями слуха. Данные подходы способствуют преодолению трудностей речевой коммуникации, созданию условий для положительной мотивации учения, развитию личностных качеств, познавательного, творческого потенциала, что является основой формирования у детей готовности к саморазвитию.