НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Использование активных и интерактивных методов на уроках РСВ И ФП в рамках обновленного содержания образования» (из опыта работы)

17 апреля 2019 г.

Измайлова Надия Байзолдановна, учитель дефектолог, Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)" г. Семей, ВКО, Казахстан.

«Использование активных и интерактивных методов на уроках РСВ И ФП в рамках обновленного содержания образования» (из опыта работы)

«Использование активных и интерактивных методов на уроках РСВ И ФП в рамках обновленного содержания образования» (из опыта работы)

Модернизация образования  предполагает внесение кардинальных изменений в содержание, формы и методы коррекционной работы по РСВ и ФП. Современный  подход применительно к работе учителя – дефектолога предполагает полноценное  слухоречевое развитие ребёнка во всех видах деятельности  (игровой, коммуникативной, учебной) на  основе  базовых  учебных  действий.  

Образовательную деятельность  строю в соответствии с требованиями, предъявляемые  к современному коррекционному занятию.  

Моей  главной  задачей  является  заинтересовать учащихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели овладеть необходимыми для них речевыми умениями и навыками. Коррекционную  работу  строю на основе дифференцированногоподхода к обучению учащихся, учитываю уровень общего и речевого развития, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции, индивидуальные и психофизические возможности  учащихся.          

Использую современные развивающие методы и приемы коррекции фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, мелкой и артикуляционной моторики, для регуляции работы речевого аппарата и мышечного тонуса (точечный, пальчиковый массаж,   артикуляционную гимнастику).

Например: предлагаю сравнить артикуляционный уклад звуков по тактильным ощущениям, предметов, слов; провести анализ: «Какой звук ты  услышала?», «Назови первый слог»;   выбрать нужную  картинку, профиль или слово; выполнить поручение; исправить нелепицу, путаницу; добавить, переставить, заменить слово, предмет;  сделать  предположение «Как  ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?»; провести классификацию и группировку – «Рассели слоги, заполни в пустые клетки цифры (слоги)»; предлагаю выполнить задания творческого характера:  «Сложи слово из слогов, образуй новое слово из слогов », составить диалог из «рассыпного» текста, выполнить задания и поручения

    На занятиях по РСВ и ФП использую активные методы обучения, которые меня заинтересовали и имеют в моей практике наиболее положительные результаты. Это Синквейн, «Кольца Венна»,  Кластеры, Ассоциации.

Синквейн – это один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от француского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4.четвёртая строка – это фраза, из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

      Синквейны применяют на стадии рефлексии.

Примеры. При изучении текста «Зима» в 5 классе ученик составил синквейн:

Зима

Холодная, красивая

Наступила, покрыла, кружится

Укрыла лес пушистым одеялом

Время года

Применяю «Синквейны» при изучении лексических тем. Например.

Подснежник

весенний, первый

появился, вырос, зацвёл

В лесу растет подснежник

Цветок

Волк

Серый, зубастый

спит, воет, рыщет

по полю телят ищет

Животное

Можно предложить обучающимся различные задания по синквейну: найди ошибку, составь рассказ по готовому синквейну, составь или отгадай загадку.

      Кластеры – это наглядный способ графической передачи учебного материала. В переводе означает пучок, созвездие. Последовательность действия проста и логична. Посередине чистого листа надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг написать слова или предложения, подходящие для данной темы. (Модель планеты и её спутников). По мере записи, появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием. Система кластеров позволяет охватить большой объём информации. Кластеры используются на этапах: вызов, осмысление, рефлексия.

Приведу пример кластера при изучении правил орфоэпии на стадии рефлексии в 5 классе.

Приём «Кольца Венна» стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Например, изучая тему «Осень» и тему «Зима», на закреплении   применяю   приём «Кольца Венна»,

 

  1. Предлагаем два понятия, которые нужно сравнить
  2. Ученик заполняет графы.
  3. Происходит обсуждение (с учителем, в парах, в группах), это на этапе осмысления, закрепления материала.

       Ассоциация-это взаимосвязь между отдельными определенными фактами, предметами, явлениями, в результате которой  упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающий с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, действию, количеству.

Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Ассоциативный метод использую на уроке в процессе работы для лучшего запоминания материала. Учащиеся в 5 классе  предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Изучая тему «Природные явления» учащиеся назвали слова к слову снег - холодный, первый, чистый, бесцветный, блестящий, серебристый, липкий, твердый, холодный.

     В конце каждого занятия  подвожу  учеников  к рефлексии учебной деятельности  для выявления реальной самооценки  через  различные приёмы: Например: приёма "Короткой строкой".  "Над  какими звуками  работали на занятии?», «Как ты говорила?», «Что для тебя было трудно?", «Что нового ты узнала?», «Чему ты научилась?»),   «Незаконченное предложение»,  «Верное утверждение», «Солнышко и туча», «Дерево знаний», «Цветные бабочки», « Светофор» и т.д

   Таким образом, практический опыт работы  показывает, что современные подходы к организации и содержанию проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП являются продуктивными в обучении детей с нарушениями слуха.         Данные подходы  способствуют преодолению трудностей речевой коммуникации,  созданию условий для положительной мотивации учения, развитию личностных качеств, познавательного, творческого потенциала, что является  основой формирования у детей готовности к саморазвитию.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину