Кравченко Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных модулей специальности "Социально-культурная деятельность", Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Нижнетагильский педагогический колледж № 1", Россия, город Нижний Тагил
Социальные изменения в обществе повлекли за собой реформирование отечественного образования. Инновационные преобразования в российском образовании выдвинули перед работодателями требования к повышению уровня квалификации специалистов, их профессиональной компетентности, навыкам в профессиональной деятельности. Уровень развития современного образования, в связи с внедрением инновационных технологий, требует обеспечения системы профессиональных отношений специалистами, свободно ориентирующимся в образовательных стандартах, умеющих применять свои знания и способности в практической деятельности. Одним из приоритетных направлений реформирования образования стало обновление содержания, форм и методов подготовки студентов по специальности «Социально-культурная деятельность» на основе ФГОС СПО, основанного на компетентностном подходе [4].
В процессе подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования основополагающую роль приобретает ориентация образовательного процесса на развитие личности и профессиональной компетентности, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к реализации себя в профессиональном сообществе, повысить ее конкурентоспособность.
Внедрение ФГОС СПО по специальности «Социально-культурная деятельность» (далее СКД) и принятие Закона об образовании в РФ требует анализа имеющегося опыта функционирования учреждений профессионального образования в новых условиях, в данном случае, в Нижнетагильском педагогическом колледже № 1 [9].
В условиях введения и адаптации ФГОС СПО по специальности «СКД» принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Система профессионального образования представляет собой социальный институт, эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия [5, с.9-13].
В связи с возрастанием требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников СПО особое значение приобретает научно-исследовательская деятельность обучающихся, поскольку именно она позволяет сформировать такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, системность мышления [3, с. 53-55].
Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности обучающихся, способствует эффективной реализации самостоятельной внеаудиторной работы в образовательном процессе. Данная технология активно используется в нашем колледже. Метод проектов позволяет осваивать и развивать общие и профессиональные компетенции и имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы. В ходе подготовки индивидуальных проектов студенты получают навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, происходит возрастание их мотивации к учёбе и выбранной профессии, активизация познавательных интересов обучающихся и повышение их самооценки. Также проектная деятельность развивает творческие способности молодых людей, вовлекая их в коллективную мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Формируется проектная культура обучающихся, которая даёт возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах – устной, письменной, с использованием информационно-коммуникативных технологий [7].
В основе любого проекта лежит какая-то значимая проблема, которую обучающиеся должны решить. Эта работа требует от них владения определёнными знаниями и умениями: интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс).
Проектная деятельность позволяет реализовать практико-ориентированный подход в обучении, формировать проектную культуру студентов. Проекты, особенно социально-значимые, удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, продолжительности исполнения. Проекты средней и значительной продолжительности являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем. Сюда мы относим проекты, направленные на оказание помощи людям, которые стараются социализироваться в обществе (люди с ОВЗ, инвалиды, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации); на оказание помощи ветеранам, участникам локальных войн; на поддержание людей, способствующих развитию и приобщению окружающих к различным видам искусства и др.). Разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [2].
Преимущества персональных (индивидуальных) проектов заключаются в том, что план работы составляется максимально точно, у студента формируется чувство ответственности, основные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные); приобретается опыт на всех этапах проектной работы.
Преимущества групповых проектов состоят в том, что в проектной группе формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Групповой проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, мнение каждого участника принимается и поддерживается, тем самым обретая уверенность в себе. Также у каждого есть возможность продвигаться к результату в своём темпе, имея право на ошибку, возникает феномен группового влияния на личность, создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
Структура проектной деятельности представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Причём структура проекта не зависит от его типа и практически одинакова.
Таким образом, любой проект состоит из «6П»: проблема, планирование (проектирование), поиск, продукт, презентация, «портфолио» (папка, в которой собраны рабочие материалы проекта).
В ходе формирования и развития у обучающихся опыта проектной деятельности, используются проектные технологии как средства реализации частично-поискового метода обучения в процессе изучения различных специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности «Социально-культурная деятельность» [8].
В контексте реализации ФГОС СПО, подготовка современного специалиста «Менеджера социокультурной деятельности» на основе проектно-целевого подхода - это совместная практико-ориентированная деятельность личности, образовательных организаций и профессионального сообщества, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения рынка труда [6]. Соответственно, постановка проективных целей происходит на основе комплексного учета потребностей и интересов личности, учебного заведения и работодателей [1, с.3-4].
Активное внедрение современных методов и технологий, направленных на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальных способностей обучающихся путём формирования их проектной культуры позволит перенести акцент с осуществления преподавателем функций передачи учебной и научной информации на управление познавательной, научно-исследовательской деятельностью студентов. Это образует развивающее образовательное пространство, которое позволяет мотивировать молодежь, вызывает личностный интерес для освоения учебной и профессиональной деятельности, формирует среду для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями на основе когнитивных технологий. Обучение в данном случае строится на применении в образовательном пространстве проблемных методов, на использовании групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.
Итак, проектные технологии являются составной частью системы среднего профессионального образования педколледжа № 1 города Нижний Тагил. При этом повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся зависит от системного применения современных технологий обучения, эффективности образовательного процесса, который в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения. Выбор технологии обучения не может быть одинаковым в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями. Он определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Библиографический список