НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Организация учебно - воспитательного процесса с использованием технологии межкультурных коммуникаций

5 мая 2019 г.

Кудряшова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя общеобразовательная школа-лицей №20" , г Актобе

 

 

 

 

Организация учебно - воспитательного процесса с использованием технологии межкультурных коммуникаций

 

Организация учебно - воспитательного процесса с использованием технологии межкультурных коммуникаций

 

К середине 1980-х гг. в западной культурологии сложилось представление, согласно которому межкультурной компетентностью можно овладеть посредством овладения знаниями, полученными в процессе межкультурной коммуникации:

1.специфическими, которые определяются как сведения о конкретной культуре в традиционных аспектах;

2.общими, к которым относятся такие коммуникативные навыки, как толерантность, эмпатийное слушание, знание общекультурных универсалий.

         Во время межкультурных встреч велика вероятность того, что поведение людей не будет соответствовать нашим ожиданиям. Мы часто интерпретируем такое поведение как поползновение на нашу систему ценностей и мораль. Оно вызывает негативные эмоции, которые расшатывают нашу Я-концепцию. Эти конфликты возникают в межкультурном общении человека не только с людьми, но также с другими агентами культурной системы (такими, как общественный транспорт, почта, торговля, бизнес).

          Исходя в первую очередь из этих аспектов, нужно важно говорить проблемах МКК в образовательной среде.   Во-первых, чтобы учить детей преодолевать эти проблемы, мы, учителя, сами должны быть хорошо информированы в этом вопросе. Во-вторых, мы живём в Казахстане в поликультурной среде. Выпускники общеобразовательных школ, придя на производство или продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени. В-третьих, наши дети (школьные и свои) сегодня учатся и работают в других странах. Много путешествуют.  Кстати, учителя уже тоже имеют такую возможность, поэтому культурная среда с каждым годом расширяется, всем нам нужны определённые навыки межкультурной коммуникации. Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции. Так что организация учебно - воспитательного   процесса с использованием технологии межкультурных коммуникаций — это актуальная и нужная задача школы, это одно из средств развития национального образования.

         Целевой подход в организации УВР с использованием ТМК должен содержать:

  •    человекоцентрированный подход;
  • психолого - дидактическую концепцию;
  • позиционно - дидактическую концепцию;
  •    проективную модель;
  • культурологическую концепцию.

             Так на какой же образ человека ориентируется учитель, применяющий технологию межкультурной коммуникации? Эпицентром образования является человек свободный и активный, способный к общению и сотрудничеству с другими людьми самого разного статуса: по возрасту, профессии, интеллекту, материальным возможностям, с самим собой и культурой. Главный  шаг педагогического проектирования  такой толерантной личности состоит в определении конкретных видов деятельности и форм поведения воспитанников: заданий и упражнений, укрепляющих иммунитет к коммуникативно-полезным делам и поступкам, в процессе которых получат развитие запрограммированные качества. Важно предвидение и учет педагогами тех типичных жизненных ситуаций, в которых предстоит действовать их воспитанникам. Это приобретает особое значение при планировании воспитания полезных привычек и традиций поведения у учащихся, при отработке у них привычных действий и речевых ситуаций в общении с людьми разных культурных и социальных групп.

 

Каковы этапы и аспекты организации УВП с использованием ТМК?

 

1. Проведение практикума по изучению возможностей социального окружения класса для моделирования воспитательной системы.   

2.Разработка программы воспитывающей деятельности по формированию толерантности и межкультурной компетентности школьников.

3. Реализация выполнения педагогами следующих принципов:

          - ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и           издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим

           - в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

       - ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса – важнейший принцип образовательной стратегии;

     - принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

     - принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть.

         4. Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения». Потому должна быть соответствующая подготовка педагога. Педагог должен проявлять терпимость к любому ребенку. Педагог должен обладать знаниями и умениями в области народной педагогики, педагогики межнационального общения, которые определяют основы диалога культур в детском коллективе и способствуют наиболее эффективной адаптации в новой среде детей-беженцев, мигрантов,  детей - вынужденных переселенцев; региональной этнопедагогики, которая демонстрирует традиции воспитания в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода в построении воспитательного процесса; кросс-культурной психологии, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности; иметь познания в области социологии, культурологии, философии, этноискусстве, антропологии, раскрывающих содержание социального и культурного опыта этносов. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д..  Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах — это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

         5.Технологическую цепочку любого воспитательного мероприятия по данной технологии можно представить следующим образом:

  • подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);
  • психологический настрой (приветствие, вступительное слово);
  • содержательная (предметная) деятельность;
  • завершение;
  • проекция на будущее.

          Важен валеологический аспект воспитания нравственных качеств личности на примере опыта народной педагогики. Воспитание гуманности на этнокультурных традициях разных народов (например, темы: «Семья», «Семейные обычаи, традиции, обряды». «Спортивный калейдоскоп», «Игры народов Казахстана», «Праздник народной игрушки» и другие) нужно проводить по трем ведущим направлениям:

а) просвещение подростков;

б) организация их деятельности;

в) педагогическая пропаганда среди родителей в приобщении их к нравственным ценностям. 

         6.Основной формой образовательного процесса является урок или классный час. Обязательное  использование интерактивных методов обучения Учебные занятия должны проводиться преимущественно в активных творческих формах: деловые игры, тренинги, диспуты, круглые столы, могут практиковаться и другие формы занятий: консультации, практикумы, самостоятельные работы, телевизионные уроки,  ролевые игры, экскурсии, организация коллективного творческого дела. Различные этические беседы, рассказы, лекции, диспуты, тематические вечера — это методы воспитания сознания.

         7.Семья рассматривается как важный социальный институт приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Поэтому предполагается вовлечение в учебный процесс родителей, содействующих обучающимся в выборе учебно-воспитательной траектории. Не менее важной может быть также разработка методики использования лекций-семинаров для родителей и детей под общим заголовком «Нравственность и здоровье». Лекции затрагивают самые разнообразные вопросы в проблеме взаимоотношений поколений, семейных традиций, методов воспитания. Необходима психологическая и профессиональная подготовка учителей к обучению школьников и их родителей межкультурной коммуникации.

           Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые к формированию и развитию навыков межкультурных коммуникаций:

• отрабатывается толерантное отношение к людям разного уровня интеллекта, разного социального уровня, разной национальности;
• коммуникативная…компетентность; умение работать в группе;
• осознание полезности получаемых знаний и умений, активнее идет процесс адаптации, социализации, самоутверждения личности.

 В целом, литература говорит о том, что знания и навыки являются необходимыми компонентами эффективной межкультурной коммуникации, но что их недостаточно. Знания и навыки должны сочетаться с открытостью и гибкостью собственного мышления и интерпретаций, а также с мотивацией осуществлять эффективную коммуникацию и успешно выстраивать отношения. Этому нужно учить наших детей и в семье, и в школе.

 

 

Литература

 

 

1.Садохин А.П. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Омега-Л, 2009


2. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: уч.пос. – М.: Изд-во Форум, 2011.

3.Лебедько М.Г. Культурные преграды: преодоление трудностей межкультурного общения. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. - 196 с.

 

4. Синицина, Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностр. языки в школе. - 2002. - №6. - 14 с.

5.Бурнхард, Ф.М. Тренинг межличностного взаимодействия. - Спб.: Питер, 2002. - 61 с.

6.Кипнис, М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис - М.: Ось-89, 2004. - 34 с.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину