Коверчик Кристина Валериевна, преподаватель педагогики и частных методик, ГККП "Высший педагогический колледж, город Щучинск" при управлении образования Акмолинской области
В условиях модернизации казахстанской системы образования высшим приоритетом становятся не трансляция готовых знаний обучающим, а развитие у них интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новые знания, которые в практическом воплощении послужат становлению ответственной личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и готовой к самореализации в 21 веке.
Руководствуясь этими стратегическими целями, преподаватели дошкольного отделения, свою деятельность направляют на подготовку работника системы дошкольного образования, способного успешно работать в своей профессиональной сфере, социально ответственного, мобильного, готового к инновационной деятельности на основе овладения им в процессе обучения универсальными и профессиональными компетенциями.
Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным.
Сейчас требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек.
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и студента. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.
Инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у студентов, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, студенты приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию студента, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа студентов, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним относятся: упражнения, носящие творческий характер, групповые задания, образовательные, ролевые, деловые игры, имитация, уроки-экскурсии, занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет, использование видеоматериалов, интернета, наглядности, решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм», «корзина идей» и т. д.
В своей педагогической деятельности преподаватели отделения дошкольного обучения и воспитания используют такие методы интерактивного обучения как:
1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов преподаватель направляет мысли и ответы студентов, учитывая их жизненный опыт и логическое рассуждение, где они делают открытия, получают новые знания, при этом студенты активны и любознательны.
2. Ролевые и риторические (коммуникативные) игры. Работая в парах или группах, разыгрывается ситуация, обсуждается, указываются положительные и отрицательные моменты; формируются коммуникативные умения и навыки. Так на уроке «Основы изобразительного искусства с методикой обучения», на тему: «Казахские народные орнаменты. Использование орнаментов в изготовлении различных поделок, в декоративных работах», студенты были разделены на три подгруппы - «мастерские», и каждая подгруппа украшала различные декоративные изделия, для этого они получили технологическую карту работы, выбрали в подгруппе «Мастера», самостоятельно изучили план работы, распределяли обязанности и занимались украшением декоративных изделий, затем «мастер» каждой подгруппы представлял свои изделия на «восточном базаре». Также урок по педагогике на тему «Методы физического воспитания» был проведен в форме ролевой игры «Инструктор по физическому воспитанию детей дошкольного возраста».
3. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки. Так в рамках предметов «Этнопедагогика», «Педагогика» студенты составляют индивидуальные и групповые мини-проекты и защищают их на уроках. Это такие проекты, как «Элементы народного воспитания в моей семье», «Модель современного воспитателя». Чтобы выполнить задание по созданию проекта, студенты направляют все свои усилия на то, чтобы сложить имеющуюся у них информацию в единое целое. На уроках по предмету "Методика обучения технологии" студенты создают групповые творческие проекты.
4. Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается проблема или тема, выдвигаются идеи решения проблемы, которые записываются, группируются, анализируются, совершенствуются и выбираются только те, которые решают проблему. Например, на уроке по педагогике по теме «Факторы развития», студентам была предложена проблема «Является ли наследственность фактором развития»? Приведите аргументы: за или против данной точки зрения. Для этого студенты получили источники, где они могли бы найти ответ на данный вопрос, затем следовало бурное обсуждение проблемы, в заключении такого «мозгового штурма», группа студентов, привели конкретные факты, на поставленный вопрос. В ходе «Мозгового штурма» студенты применили знания + умения + учебную деятельность + систему знаний, применили практические навыки анализа и синтеза.
5. Метод - тренинг. Форма групповой работы, студенты садятся полукругом и обращаются друг другу по имени, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.
6. Метод «Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон.
7. Занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет – на занятиях по методике формирования элементарных математических представлений, методике развития речи, педагогике студенты проводят уроки - спектакли с инсценированием сказок, направленных на более глубокое изучение определенной темы, например «Обучение счету в пределах 10»
Для формирования ключевых компетенций в обучении в своей работе преподаватели используют межпредметные интегрированные, бинарные уроки, которые являются одной из распространенных форм интерактивного обучения. Такие уроки проходят живо, эмоционально, в обстановке высокой активности студентов и охватывают материал более одной дисциплины. Были проведены такие бинарные уроки: этнопедагогика и основы логопедии, этнопедагогика и методы педагогических исследований, методика формирования элементарных математических представлений и методы педагогических исследований. Такие уроки объединены общей целью - научить находить информацию, анализировать, сравнивать, сопоставлять, что развивает кругозор и интерес студентов к изучаемым предметам.
Особый акцент делается на личностно-ориентированные технологии – обучение в сотрудничестве, технологии индивидуализации и дифференциации, разноуровневое обучение.
Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий по дисциплинам с курсовым проектом. Успехи студентов при защите курсового проекта свидетельствуют о результативности работы.
Обучение в сотрудничестве осуществляется при проведении практических работ по дисциплинам специального цикла.
Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация творческой деятельности студентов, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в нетрадиционной форме – урока – КВН, урока – конкурса, урока – конференции. Так урок – конференция был успешно проведен по предмету педагогика на тему «Игра как средство воспитания и развития детей».
Как объект инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин немаловажную роль играет учебно-исследовательская деятельность как процесс совместной работы студентов и педагогов, состоящий из основных этапов, характерных для исследований: постановки проблемы; изучения теории по данной проблематике; подбора методик исследования и практического овладения ими; сбора материала, его анализа и обобщения; выводов. К такому методу работы можно отнести работу преподавателя и студента над курсовыми проектами, подготовка статей для участия в конкурсах. Под руководством преподавателей студенты дошкольного отделения активно принимают участие в областном чемпионате WorldSkills и занимают призовые места.
Проведение уроков специальных дисциплин с использованием видеоматериала, компьютерных презентаций – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление. Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения.
Основная задача среднего профессионального образования – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Суть инновационных технологий, направленных на формирование умений как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способами деятельности.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
– интенсивное развитие личности студента и педагога;
– демократизацию их совместной деятельности и общения;
– гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
– ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала.
Итогом работы, с применением инновационных методов обучения, становится успешная сдача студентами итоговой государственной аттестации.