Сартова Сауле Юрьевна, учитель начальных классов, КГУ "Глуховская средняя школа", Бескарагайский район, с. Глуховка
"Активные методы обучения как неотъемлемая часть инновационных технологий в начальной школе"
Аннотация:
Повышение качества образования предполагает поиск и внедрение эффективных инновационных образовательных технологий , важной частью которых являются активные методы обучения. В работе представлен теоретический обзор основ активного обучения на основе исследований ряда ученых.
Ключевые понятия:
Активное обучение, мыслительная активность, методы обучения, инновационные технологии.
Весомый объем теоретической информации, необходимой для усвоения в период обучения, высокие требования к современным школьникам – все эти аспекты подводят к необходимости использования инновационных технологий в обучении. В связи, с чем подбор определенных форм и методов обучения, приводящих к высокому результату требует тщательного изучения.
Ряд исследователей указывают, что происходит смена образовательных парадигм: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет – вся система образования переходит на иную ступень сложности [2, с. 3].
Отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука обладает достаточным количеством разработанных теорий и практик, технологий и методов обучения. Значительное место среди них занимают такие инновационные технологии, как, проблемное обучение, инновационные технологии в обучении, развивающее обучение, деятельностная теория обучения, компетентностный подход в обучении, система контекстного обучения, технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, технология системно - структурного анализа , интернет - технологии, технологии дистанционного образования и другие.
В качестве наиболее популярных методов обучения выделяют групповое обучение, игровые технологии, метод проектов, кейс - технологии. Можно с уверенностью сказать, что перечисленные методы, использованные в системе, помогут достичь высоких результатов в усвоении учебного материала, а также в совершенствовании их мыслительной деятельности.
Педагогический подход в рамках предметов начальных классов основывается на активном обучении, что является конструктивизмом (Сэйвери и Даффи, 1994; Джонассен и Рохрер-Мёрфи, 1999). [1, с. 7].
Это обусловлено тем, что аналитические умения и навыки формируются в разнообразных познавательных исследовательских упражнениях, ситуативно - игровых заданиях, решении проблемных ситуаций, всевозможных конкурсах, диспутах, ролевых играх. Все это активизирует мыслительную деятельность , особенно умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, дискутировать, делать выводы, что приводит к активизации аналитических операций. Здесь то и занимают активные методы обучения важное место в образовательном процессе.
Теоретическая база активного обучения разрабатывалась еще в конце прошлого столетия. Значительную роль в разработке и становлении активного обучения сыграли исследовательские работы В.Ф. Комарова, В.М. Ефимова, М.М. Бирштейн, А.М. Смолкина, , Р.Ф. Жукова и др.
Активное обучение определяет использование системы таких методов, которые будут направлены на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности [3, с. 195].
Многие исследователи (И.А. Жукова, Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, Е.В. Зарукина и др.), исследующие вопросы развития и применения активных методов обучения, в зависимости от направленности разделяют их на две группы - неимитационные и имитационные [4].
Среди неимитационных методов можно выделить проведение проблемных уроков, эвристических бесед, учебных дискуссий, анализ ситуаций, самостоятельная работа с книгой, учебным текстом, справочником или словарем и многое другое.
Имитационные методы связаны с моделированием определенной деятельности – другими словами, моделируется ситуация, создаются соответствующие условия и сама деятельность. В свою очередь, имитационные методы в активном обучении можно разделить на игровые имитационные (разыгрывание ролей, деловые игры) и неигровые имитационные (метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач и практических заданий) [5, c. 7].
Важным отличием активного обучения является то, что они оказывают активное воздействие на мыслительные процессы, развивают коммуникативные умения младших школьников и действенным фактором в обучении. Иначе говоря - система методов, направленная на самостоятельное активное овладение учебным материалом. Здесь наблюдается тесная взаимосвязь преподавателя и обучаемого, и субъект - субъектное взаимодействие, где педагогическая роль заключается преимущественно в координировании, а также в наблюдении и фиксировании успеваемости учащихся, когда он выполняет функцию «активатора» (Хатти, 2009) [1].
А.А. Вербицкий указывает, что именно активное обучение формирует познавательную мотивацию, но речь должна идти не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней; важно создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности [5, c. 52].
Таким образом, понятие активных методов обучения подразумевает собой переход к развивающим, проблемным, научно – исследовательским формам и методам организации обучения. Применение позволяет создать особые психолого-педагогические условия, где младший школьник занимает активную позицию, что способствует формированию, проявлению и развитию аналитических умений, мыслительной активности, критического мышления, а также развитию метапредметных знаний. В результате этого повышается качество учебного процесса, активизируется познавательная и творческая деятельность. Активные методы в обучении способствуют созданию положительного мотивационного и эмоционального настроя на занятиях, развивают целый комплекс коммуникативных навыков.
В результате анализа научно-теоретической и методической литературы и обобщения основных теоретических идей и практических подходов было выделено несколько значимых положений. Так определено, что активные методы обучения являются составной частью инновационных технологий. В том числе, активное обучение создает условия для творчества в обучении, позволяя учителю использовать разнообразные методы, приемы в процессе усвоения и закрепления материала для достижения высокой результативности. Необходимо отметить, что включение в учебный процесс активного обучения активизирует мыслительную деятельность обучающихся, развивая при этом аналитические способности и критическое мышление и является мощным мотивирующим фактором.
Источники:
1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан - РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (второе издание) Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 33 с.
2. Игнатьева Е. Ю. Технологии профессионально ориентированного обучения : учеб.-метод. пособие. Великий Новго-род, 2002. 48 с.
3 .Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения : метод. пособие / Е. А. Аникушина [и др.]. Томск, 2010. 212 с.
4. Зарукина Е. В. Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению :учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. 59 с.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 204 с