Шаламова Елена Владимировна, учитель музыки, КГУ "Основная средняя школа № 14" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СКАЧАТЬ
Мастер-класс
"Музыка сабағында интеллект-карта стратегиясын қалдану ассоциативті ойлауды дамыту құралы ретінде»
«Использование стратегии интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления»
Шаламова Елена Владимировна, учитель музыки высшей категории, педагог-исследователь,
КГУ «Основная средняя школа № 14» акимата г. Усть-Каменогорска
1 часть – «Работа с классом»
(составление общей интеллект-карты – 17 мин)
Слайд № 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Я хочу поделиться своим опытом работы с методом интеллект-карт. Представляю вашему вниманию работу с интеллект-картой на уроке. Давайте представим себя учениками 3 класса.
Слайд № 2
- Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, какие инструменты звучат?
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 1 П. Чайковского I часть
(фрагмент, время звучания 0: 35)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
- Как называется коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных
инструментах под управлением дирижёра? (оркестр)
- Как называется самый большой по составу оркестр? (симфонический)
Слайд № 3 (Симфонический оркестр)
Правильно. Сегодня мы поговорим о составе симфонического оркестра.
Слайд № 4 (Инструменты)
- Примеры некоторых инструментов симфонического оркестра представлены на слайде.
- По какому критерию (признаку) их можно распределить на 4 группы?
(по способу звукоизвлечения)
Слайд № 5
-Все инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы:
Духовая группа делится на 2 подгруппы:
Струнная группа:
- Наряду с общеизвестными способами преобразования информации, такими как таблицы, схемы, кластеры, я использую метод интеллект-карт, который позволяет систематизировать и более эффективно запоминать теоретический материал.
Слайд № 6
- Интеллект-карта составляется по определённым законам.
- В центре располагается основное понятие или тема.
Слайды № 7-10
- Следуя по часовой стрелке, от центрального образа рисуются основные ветви первого уровня, от них рисуются более тонкие ветви второго и третьего уровня.
- Линии плавные, извилистые, все ветви разных цветов.
- Ветви подписываются ключевым словом, желательно печатными буквами.
-Чтобы лучше запомнить информацию, нужно подобрать ассоциации каждой группе инструментов. Давайте подумаем, какая ассоциация подходит к группе духовых инструментов? Возьмём воображаемые инструменты. Какие инструменты входят в духовую группу? (Труба, гобой, флейта, валторна)
- Какой способ звукоизвлечения у духовых инструментов?
- Что нужно сделать, чтобы извлечь звук? (подуть)
- Представим духовые инструменты, попробуем поиграть на воображаемых инструментах (флейте, гобое, кларнете, трубе, тромбоне и т.д.), прислушаемся к звукам духовых инструментов и подумайте, на что это похоже? (ветер, гром)
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит музыкальный фрагмент "Духовые"
(время у звучания 0: 25)
- Какая ассоциация у ВАС возникает?
(ветер - на слайде появляется рисунок)
- Представим себя пианистами, поиграем на клавишах, как мы играем на рояле, касаемся клавиш инструмента... Прислушаемся к звуку и подумаем, на что же это похоже? Играем по клавишам….
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит музыкальный фрагмент "Рояль"
(время у звучания 0: 27)
- Какая ассоциация возникает? (дождик, ручеёк, мелкие капельки дождя напоминают звучание рояля)
(мелкий дождик - на слайде появляется рисунок)
- А теперь представим инструменты ударной группы, взяли палочки... Поиграли на ударных инструментах…
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит музыкальный фрагмент "Ударные".
Из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, тема охотников
(время у звучания 0: 19)
- Что нам напоминают звуки ударных? Какие ассоциации возникают? (гром, молния, гроза)
(гроза- на слайде появляется рисунок)
- Представим струнные инструменты. Мне нужна активность всего зала. Взяли смычок, поиграли на скрипке, прислушались ... Можно сыграть на виолончели…. На арфе….
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит музыкальный фрагмент «Струнные»
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
(время у звучания 0: 20)
- Какое впечатление на вас производят струнные инструменты? Какие ассоциации возникают? (солнце, восход, весна, пробуждение природы, утро, солнце)
(солнце, лучи солнца, восход - на слайде появляется рисунок)
Верно, у нас тоже возникают такие ассоциации.
Теперь вернёмся к центральному образу и подумаем, какую ассоциацию можно подобрать к симфоническому оркестру?
- С чем у вас ассоциируется центральное понятие - симфонический оркестр? У нас представлены такие элементы, как ветер, дождь, гроза, солнце ясное (природа, времена года, планета земля, окружающий мир, радуга)
(явления природы, окружающий мир и т.д . - образ мира)
Слайд №11 («готовая» интеллект-карта с ассоциациями)
Вот такой образ подходит к нашим ассоциациям? Это: и планета земля, и погода.
Таким образом, мы систематизировали наши знания о составе симфонического оркестра.
А теперь давайте перевоплотимся в музыкантов симфонического оркестра. Оркестр состоит из четырёх групп. Здесь (слева) у нас будут струнные инструменты, у вас картинки скрипки. Здесь (справа) у нас будут располагаться духовые инструменты. Это: и флейты (попробовали, подобрали себе инструмент, поиграли), и трубы медные духовые, а вдалеке у нас будут ударные. Взяли в руки палочки, выбрали себе инструмент, барабаны, литавры. И у нас будет один пианист. Здесь уже по желанию. Кто бы хотел сыграть на воображаемом рояле? Я вижу желающего. Вы у нас будете играть на рояле.
Итак, взяли все инструменты. Поиграем. В исполнении нашего симфонического оркестра прозвучит фрагмент «Танец с саблями».
Щелчок по значку АУДИО ЛКМ
Звучит музыкальный фрагмент
«Танец с саблями»
(время у звучания 0: 44)
Я буду вашим дирижёром. Струнные инструменты играют. Их поддерживают духовые, клавишный инструмент. Все инструменты играют. Вот, духовая группа, ваша партия. Играем. Струнная группа не останавливается. А сейчас главная партия у ударных инструментов. Приготовились. Играют ударные….
Спасибо. Вы замечательно справились. Аплодисменты.
А теперь предлагаю вспомнить тему нашего сегодняшнего занятия. О чём мы сегодня с вами говорили? (о симфоническом оркестре) Какие группы инструментов входят в симфонический оркестр? Вспомнить названия нам помогут ассоциации. (Струнные, ударные, духовые и клавишные) А духовые делятся на какие две подгруппы? (деревянные, медные). А струнные? (Щипковые и смычковые) Таким образом ассоциации помогают вспомнить теоретический материал.
Слайд № 12
- Я рекомендую использовать метод интеллект-карт при работе с теоретическим материалом любому педагогу на любом учебном предмете потому, что
во-первых, учебный материал подается учащимся в привлекательной для них форме;
во-вторых, он помогает обобщить и систематизировать знания учащихся;
в-третих, данный метод позволяет эффективно запоминать информацию.
Слайд № 13-17 (примеры интеллект-карт учащихся)
Примеры интеллект-карт учеников
Метод интеллект-карт применяю, начиная с 3 класса. Активно использую – в 5 классе. Составляем на уроках шаблон интеллект-карты по теме, дома учащиеся оформляют в цвете. В 6 классах учащиеся самостоятельно составляют интеллект-карты.
Слайд № 18
Для создания интеллект-карт можно использовать компьютерные программы. В интернете существует множество таких программ: MindMeister, MindMup, XMind, Mindomo и другие.
Особенности Mindomo (бесплатная версия:
Слайд № 19-23
Примеры интеллект-карт в программе Mindomo
Слайд № 24
- Вспомним правила оформления интеллект-карты (на слайде интеллект-карта «Правила оформления интеллект-карт»).
Слайд № 25
На этом слайде вы можете увидеть, как сделать интеллект-карту.
Слайд № 26
- Сегодня, работая с интеллект-картой, мы задействовали все виды памяти, подбирая визуальные, слуховые и пластические ассоциации.
Кто смог сегодня запомнить тему нашего урока и название групп инструментов, похлопайте, пожалуйста, в ладоши. (хлопают)
Если бы вы работали самостоятельно, составляли собственную интеллект-карту, то у вас бы возникли собственные ассоциации, у вас бы получились другие карты. Ну, а мы сегодня с вами составили одну общую интеллект-карту. Спасибо за работу.
2 часть – «Работа в группах» (15 мин)
Составление интеллект-карты в группах (10 мин)
Стратегия «Продолжи ассоциацию» (обмен картами по группам) (4 мин)
Вывешивание карт на доске (1 мин)
Слайд № 27
ЗАДАНИЕ . Вернёмся к началу нашей встречи.
- Предлагаем Вам составить интеллект-карту, работая с текстом учебника для 5 класса по музыке. Время работы 10 минут
Приложение 1.
Критерии:
Слайд № 28
Время 10 минут. Каждая группа составляет интеллект-карту и по стратегии «Продолжи ассоциацию» передаёт на проверку другой группе, следующие группы дописывают ассоциации к ключевым понятиям карты. Время на передачу интеллект-карт - 1 минута. Итого – 4 минуты.
Слайд № 29 Спасибо за работу. Рефлексия для педагогов «Интеллект-карта-архив 3,2,1»
А теперь соберём в нашу «Интеллект-карту-архив 3, 2, 1» все инструменты нашего симфонического оркестра. Для этого, предлагаю каждому на обратной стороне своей картинки музыкального инструмента написать ответы на 3 вопроса.
1.Назовите три момента, понравившихся больше всего….
2. Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе…
3.Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.
Затем все инструменты разложить по конвертикам нашего симфонического оркестра.
Большое всем спасибо за участие в семинаре!
Педагог по музыке
Шаламова Е.В