Рябова Людмила Николаевна, Заместитель директора и учитель географии, КГУ "IT лицей", Казахстан, Мангистауская область, г.Актау
Успешный учитель - успешная школа и ее ученики
Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него
К.Д. Ушинский
Цель Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы - повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Главные задачи, стоящие перед школьным образованием:
Высокое качество образования – это:
Для учащихся:
Поэтому качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Школа должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство.
Ведущими направлениями деятельности в КГУ «IT лицей» являются: ü Квалифицированные учителя и повышение их педагогического мастерства;
Суть педагогического мастерства - это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая работа.
В соответствии с планированием и учетом организации учебного процесса, особенностей состава педагогического коллектива и учащихся в этом учебном году была продолжена работа над основной методической темой: «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КГУ «IT ЛИЦЕЙ»
.
Качественный состав педагогического коллектива лицея
|
2018-2019уч. год |
2019-2020уч. год |
Изменения в % |
Всего учителей |
74 |
75 |
+1% |
Высшее образование |
69 |
70 |
+1% |
Средне специальное |
7 |
5 |
-14% |
Аттестация по новому формату |
33 |
52 |
+ 36% |
Педагог- мастер |
0 |
1 |
|
Педагог-исследователь |
21 |
34 |
|
Педагог- эксперт |
5 |
7 |
|
Педагог- модератор |
7 |
10 |
|
Аттестация до 2018 года |
29 |
23 |
- 26% |
Высшая категория |
12 |
6 |
|
Первая |
7 |
3 |
|
Вторая |
10 |
4 |
|
Без категории |
12 |
10 |
-20% |
Повышение уровня квалификации педагогических работников является необходимым условием для повышения профессиональной компетентности.
Курсовую подготовку по обновленной программе прошли- 66 педагогов, уровневые курсы прошли - 21 учитель, Полиязычие - 3, «Рефлексия в практике 20 учителей, краткосрочные курсы – 43 учителя, English for success (инглиш фор саксез) - 4
Проводится послекурсовая работа: учителя представляют открытые уроки, коучинги, круглые столы экспертам из Великобритании.
Распространения и обобщения результатов деятельности
В октябре 2019 года Филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Мангистауской области Республики Казахстан года были утверждены программы по углубленному изучению предметов естественно- математического цикла (математика, физика, химия, информатика).
Учителя распространяют и обобщают педагогический опыт на образовательных порталах в сети Интернет педагогов и печатных изданиях международного и республиканского значения.
|
2018-2019 уч. Год |
2019-2020 уч. год |
На образовательных порталах |
21 |
32 |
Печатные издания |
30 |
42 |
Педагоги принимают активное участие в методических конкурсах, семинарах, мастер-классах, конференциях и совещаниях разного уровня:
Мероприятия |
2018-2019 уч.год |
2019-2020 уч.год |
Международные |
25 |
30 |
Республиканские |
34 |
45 |
Областные |
10 |
15 |
Городские |
5 |
8 |
В лицее проводятся обучающие семинары, коучинги, круглые столы для обучения и обмена опытом учителей.
Педагоги приглашаются в работе экспертных комиссий, групп, жюри городских, областных мероприятий.
За добросовестных труд и творческий подход в своей работе учителя награждены грамотами и дипломами городского, областного, республиканского уровня.
Награда |
Количество |
«ҚР Бiлім беру ісінің үздігі» төсбелгісі |
3 |
Нагрудный знак «Отличник народного образования РК» |
4 |
Почетная грамота МОН РК
|
10 |
Медаль к 55 летию города Актау |
21 |
Грамоты Грамоты акимов области и города, РНПЦ «Дарын», ОблУО |
40 |
Экспериментальная площадка «Полиязычное обучение»
В лицеи составлен план работы творческой группы по развитию образования «Полиязычного обучения» на 2018-2021 учебные годы. Учителя биологии, информатики, химии проводят уроки, где активизация речевой деятельности и творческой активности учащихся на уроках позволяют им оценить свои достижения в овладении иноязычным говорением и учебным языковым материалом по изучаемым темам.
Работа МО
В целях реализации поставленных задач организована работа четырех 8 методических объединений педагогов. МО работают по утвержденному плану, проводятся методические недели, целью которых является развитие познавательной и творческой активности учащихся путём личностно – ориентированной направленности во внеклассной работе по предметам
Школа начинающего педагога.
В нашем лицее действует «Школа молодого педагога», которая работает по 4 направлениям.
За каждым начинающим педагогом закреплён педагог-наставник. Молодые педагоги принимают активное участие в городских, областных конкурсах и мероприятиях
Наш коллектив формировался почти два года назад из учителей разных школ города. На первом педсовете мы решили, что должен уметь и какими качествами должен обладать учитель для обеспечения успешного учебного процесса в IT лицее:
Умение анализировать результаты обучения – непременное условие успешной работы лицея и преподавателя, иначе его деятельность теряет смысл.
Информация о качестве знаний, успешности знаний дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости падает в начале годы и растет в конце учебного года.
|
2018-2019 (итог учебного года) |
2019-2020 (1 полугодие) |
Всего учащихся |
1237 |
1362 |
Начальная школа |
523 |
581 |
Первые классы |
130 |
160 |
5-9 классы |
563 |
607 |
10-11 классы |
151 |
166 |
Отличники |
339 |
171 (без первых классов) |
На «4» и «5» |
589 |
563 |
С одной «4» |
24 (1,9%) |
18 (1,3%) |
С одной «3» |
55 (4,4%) |
48 (3,5%) |
Не успевают |
|
8 (0,6%) |
% успеваемости |
100% |
99,4% |
% качества |
75% |
61,2% |
В конце каждой четверти мы подводим итоги успеваемости, определяем лучшие классы по успеваемости, проводим родительские собрания в классах с низкими показателями качества знаний с приглашением учителейпредметников, встречаемся с родителями слабоуспевающих учащихся, проводим профилактический совет с родителями неуспевающих, членами которого являются и представители Попечительского совета, работаем со слабоуспевающими по общелицейскому плану и такой план имеет учитель. Проводим дополнительные занятия и консультации с учащимися, которым необходима помощь в учебе.
Большая проблема для нас – это большое количество учащихся с одной четверкой и одной тройкой.
Мы понимаем, что ученику какой-то предмет может быть сложным для усвоения, но чаще всего это наша недоработка. Очень сложно сегодня в нашем электронном журнале классному руководителю или завучу увидеть полную картину успеваемости всего класса по всем предметам, нет автоматизированной программы с заданным поиском «Ученики, имеющие одну тройку или четверку в процентном отношении по предмету» или «Учащиеся, претендующие на отличные оценки на 20 февраля по всем предметам».
Каждая третья суббота в лицее – день открытых дверей для родителей.
Каждый из нас, учителей, задумывался неоднократно над вопросами: «Что необходимо сделать мне, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?»
Киплинг писал: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Качество знаний – уровень усвоения учебного материала учащимися. Один из способов контроля – это промежуточные срезы знаний. В план руководства и контроля включены срезы знаний по профильным предметам в 10-11 классах, анализ заданий всех вариантов пробных тестирований, проведение пробных экзаменов.
Например, срезы знаний в параллели мы проводим на первом уроке для всех классов. Срез проводят учителя, ведущие урок.
Уважаемые коллеги!
Казахстан подписал Болонские соглашения, которые требуют формирования у учащихся не только знаний, но и умений. Показателем является не то, как мы можем преподнести материал, а как работают учащиеся.
Мы, администрация, посещая уроки учителей, отслеживаем уровень усвоения учебного материала, анализируя работу учащихся и учителей:
Если учитель обеспечивает такое качество знаний, как правильность - правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил, теорем, комментариев – это ученический уровень.
Если учащийся может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений, то учитель обеспечивает алгоритмический уровень усвоения
На эвристическом уровне учащийся может выполнять задания познавательно-поискового типа, умеет анализировать, сравнивать и выделять главное, обобщать, решать проблемные задания.
Творческий уровень усвоения учебного материала у того учителя, ученики которого творчески применяют знания для решения проблем в нестандартной ситуации.
Такой подход уровню усвоения учебного материала позволит нашим учащимся успешно сдавать экзамены и получать высокие баллы в Международных мониторинговых исследованиях качества школьного образования TIMSS, PISA, PIRLS.
Высокого качества знаний можно добиться и через повышение осознанности знаний по предмету.
Мы считаем, что формирование осознанных знаний осуществляется несколькими путями:
Основные направления в работе по повышению качества знаний в лицее это:
Учитель живет пока учится, и учится пока живет. Учитель, желающий идти в ногу со временем должен постоянно наращивать свой потенциал, соответствуя тем требованиям, которые предъявляет жизнь.
И именно инновационное стремление преподавателя к внедрению новшеств вызывает у ученика живой интерес к его предмету. Ведь именно учителя, способные генерировать креативный элемент, формируют «хорошую школу» в буквальном смысле этого слова. Для того, чтобы наши выпускники были преуспевающими и востребованными, они должны получить современные знания в наиболее перспективных областях: информационные технологии, иностранные языки, математика и основы бизнеса и предпринимательской деятельности, основы графики.
Поэтому одной из приоритетных задач лицея был выбор профиля - естественно - математическое направление: информатика, математика, физика, химия, биология, география.
Профильное обучение доказало свою результативность и эффективность. Это - высокое качество знаний, призовые места в олимпиадах и научнопрактических конференциях различного уровня, высокий результат на ЕНТ и ПГК, 100% поступление выпускников в ВУЗы.
В прошлом учебном году 9 выпускников получили аттестат особого образца со знаком «Алтын белгi», 6 учащихся - аттестат с отличием, 11 аттестат об окончании основной школы с отличием.
Развитие детской одаренности – важная задача для нашего лицея. Наши учащиеся победители
Конкурсы и олимпиады |
2018-2019 (итог) |
2019-2020 (1 п/г) |
Международные конкурсы и олимпиады |
83 |
149 |
Республиканские конкурсы и олимпиады |
131 |
167 |
Областные конкурсы и олимпиады |
21 |
19 |
Городские конкурсы и олимпиады |
89 |
91 |
Школьные олимпиады |
227 |
185 |
Спортивные конкурсы |
33 |
37 |
Учебный год еще не закончился и мы уверены, что нас еще ждут новые победы наших учеников.
За счет лекционных часов мы привлекли к научной работе с учащимися профессора технических наук из КГУТи им. Есенова Жумаева Ж.Ж.
Количество победителей научных проектов увеличилось в первом полугодии на 4 человека на Республиканском уровне, но впереди международные конкурсы.
Наши учащиеся защищают проекты в университете перед профессорским составом и студентами.
В последние годы мы наблюдаем нежелание учащихся принимать участие в олимпиадах и конкурсах.
С одной стороны – это отсутствие грантов при поступлении в вузы и отсутствие возможности привлечь профессиональных консультантов и научных руководителей.
С другой стороны - желание учащихся больше времени уделять спорту и творчеству, дефицит временных ресурсов учителя и ученика, недостаток помещений в лицее для развивающих занятий с детьми (кабинетов, лабораторий, спортивных площадок) Есть и учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.
Работая над составлением SWOT- анализа готовности внедрения
Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы КГУ «IT лицей» города Актау Мангистауской области мы определили, что развитию одаренности будут способствовать:
В лицее по согласованию с Попечительским советом:
Продуктивная деятельность без информационных технологий невозможна, и, мы изменили систему работы с детьми. Информационные технологии в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения стали базой современного образования, и наш лицей не отстает в этом направлении от других педагогических коллективов. У нас есть для этого все необходимое:
100% учителей владеют компьютерными технологиями
Эргономичный дизайн и уникальный образовательный контент устройства – лучшее решение для интерактивного обучения.
В наших планах - увеличение количества наборов для робототехники охвата большего количества учащихся для занятий.
Планируем открыть STEM-лабораторию. STEM-направление (science, technology, еngineering, math) включает в себя основные академические дисциплины, объединение которых помогает ребёнку преобразовать теоретически полученные знания в опыте на практике.
Есть и желание учителей заниматься информационными технологиями. Одна из основных задач учителя – заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность.
Опыт применения информационных технологий показывает явные преимущества по сравнению с традиционным уроком, т.к.
Иногда мы с вами занимаемся отдельно решением одних и тех же проблем, но каждый идет своим путем. И этот путь возможен благодаря энтузиазму, энергии, творчеству людей. Все, что стало возможным в нашем лицее, то, чего мы достигли за два года - это результат упорного, кропотливого труда каждого учителя лицея.
Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми.
А это самое главное, к чему мы стремимся!