НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Использование народных художественных промыслов, как средство развития познавательного интереса учащихся на занятиях внеурочной деятельности»

16 ноября 2018 г.

Кравцова Любовь Мирославовна, учитель художественного труда, Коммунальное Государственное учреждение "Основная школа № 2 города Серебрянска", Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район, г. Серебрянск.
 

 

«Использование народных художественных промыслов, как средство развития познавательного интереса учащихся на занятиях внеурочной деятельности»

«Использование народных художественных промыслов, как средство развития познавательного интереса учащихся на занятиях внеурочной деятельности»

 

  1. Введение

  Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

  Интерес к декоративно-прикладному искусству усиливается из года в год, т.к. это поистине массовое и всеобщее искусство, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла очень увлекателен. Он приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

  В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, занимаются декоративно-прикладным творчеством, знакомятся с народными играми, обрядами, праздниками, в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Каждый народ с большим или меньшим успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков, том числе и народно-прикладное творчество. Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

  Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. Учебные программы общего среднего образования предусматривают в основном только один час в неделю занятий художественным трудом. Этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог глубоко заинтересоваться и практически освоить те или иные виды декоративно-прикладного искусства. На занятиях внеурочной деятельностью такой стимулирующей основой может стать теоретическое и практическое знакомство с народным художественным промыслом – плетение из камыша и рогоза, художественное оформление изделий.

  Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у учащихся на занятиях внеурочной деятельности будет успешным, если в педагогическом процессе будут учитываться следующие условия:                 

• Последовательное изучение учащимися на занятиях внеурочной деятельности технологических процессов выполнения плетения, начиная теорией и заканчивая практикой.

• Взаимосвязь процесса формирования умений и навыков у учащихся с практическим трудом по выполнению изделия из рогоза, с использованием опыта предшествующих поколений.

• Использование на занятиях по ДПИ сочетания различных методических приемов, форм и методов, направленных не только на изучение народных традиций и технологических приёмов выполнения плетения, но и на передачу знаний, умений и навыков, а также на развитие творческих способностей учащихся.

• Использование форм и методов обучения плетению из камыша и рогоза, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся школьного возраста.

• Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях внеурочной деятельности.

Цель исследования: заключается в решении проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе использования основ народного промысла плетение из камыша и рогоза в условиях внеурочной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены задачи исследования:

- Рассмотреть влияние народных промыслов на развитие личности и формирование творческих качеств учащихся.

- Ознакомить с историей развития народного промысла плетение из камыша и рогоза, донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, научить работать с материалом.

- Привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

- Развить познавательный интерес, мотивацию к новому виду деятельности.

Ожидаемый результат.

   Цели и задачи будут достигнуты в результате систематически получаемых знаний и закрепления их на практике. Занятия помогут детям раскрепоститься, разбудить познавательный интерес, сформировать устойчивый интерес к работе, выработать навыки сотрудничества в группе, научат детей получать удовольствие от собственной работы и от работы товарищей.

  1. Основное содержание проекта

В современной концепции воспитания и обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является культура. Поэтому приобщение детей к миру культуры, развитие у них интереса к литературе, музыке, живописи и зодчеству способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка. В этом отношении значительным педагогическим потенциалом обладают народные промыслы. Изучение и преподавание народных промыслов в системе дополнительного образования необходимо осуществлять в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что способствует накоплению у детей знаний основ народного орнамента, чувства композиции, а также навыков техники и разновидностей простых и сложных плетений.

Таким образом, усвоение основ народных промыслов  способствует развитию творческой активности, креативности у школьников. Народное искусство, изделия народных промыслов являются мощным стимулом духовного, эстетического, творческого развития подростков, которое определяется системой критериев и показателей творческого, и профессионального развития школьников.

  У народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства, как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувства радости, праздничности, наивности, сильно выраженная условность.

  Народное искусство –действенное средство развития художественно – творческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться.

  Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало.

  Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, осваивать приемы плетения, вышивать.

  Таким образом, использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Задача учителя состоит в умении организовать так занятия, чтобы ребенок был не просто поглотителем информации, а, чтобы в нем пробудилось желание самому заняться творчеством: лепить из глины, расписывать посуду, вышивать, плести.  Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» Иначе говоря, ребенок раскрывается и развивается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

  Поэтому, в проведении занятий внеурочной деятельности, связанных с народным искусством, необходимо не только раскрыть его сущность, не только формировать и развивать знания, умения и навыки в этой области, но и способствовать возникновению интереса и желания заняться определенным творческим делом.

   В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов.  Несомненно, интерес к старине, рукоделию появляется не только у взрослых, но и у детей.

   Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому, глядя на старших. А в наши дни, видя старинные вещи, лишь дивятся их красоте, не веря, что эти причудливые узоры можно сделать самим.

   Как организовать такие занятия, где ребенок может испытать себя, раскрыть и развить свои творческие способности, где он может попробовать себя в трудовой творческой деятельности по освоению того или иного художественного мастерства?

   Возникла идея – если учитель умеет и любит заниматься каким-то ремеслом, почему бы не заинтересовать и не научить этому детей? Почему бы не передать детям тот интерес, желание, то восхищение и любование, которые сам испытывает при выполнении необычных, заманчивых изделий. Если учитель сам смог прочувствовать все стороны определенного мастерства (интерес, желание увидеть конечный результат, приемы работы с инструментами и материалами, применение конечного результата в жизни), то он будет стремиться к тому, чтобы это прочувствовали и дети. Эта идея и послужила толчком для разработки внеурочных занятий по народному ремеслу – плетение из сухих трав и стеблей.

  Актуальность выбора данного направления внеурочной деятельности обусловлена широкими возможностями применения в жизни данного ремесла: оформление интерьера, изготовление предметов быта и сувениров.                                                       Учитывая региональный компонент, данные занятия располагают возможностью с малыми затратами выполнять прекрасные образцы и способствуют перерастанию увлечения в хобби.

 Осуществление занятий опирается на имеющиеся у детей знания, которые они получали на уроках ИЗО, черчения, художественного труда, этике и эстетики. Но самое главное, занятия способствуют углублению и совершенствованию целого комплекса знаний:

развитие организации и декоративных способностей (ИЗО, художественный труд); точность и четкость (черчение); аккуратность и усидчивость;

чувство прекрасного и гармоничного (этика и эстетика).

   Сталкиваясь в ходе данных занятий вплотную с художественным промыслом, выполняя своими руками образцы, изделия, у обучающихся формируется полное, правдивое и глубокое восприятие народного искусства, в частности – плетения из рогоза.

Этапы реализации практической части проекта.

1. Ознакомительный (май-июнь)

- Экскурсия в Восточно-Казахстанский музей-заповедник.

- Экскурсии и походы на природу по родному краю.

- Выполнение реферативных работ учащимися на тему «Плетение из камыша и рогоза – основной способ художественной обработки травяного сырья».

2. Подготовка материальной базы и инструмента (июль-август)

В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Мелкие реки, впадающие в р. Иртыш дают плодотворную почву для произрастания данных растений. Поэтому, в период летней практики, с целью занятости учащихся в летний период, необходимо организовать походы по родному краю с целью заготовки сырья для занятий плетением из рогоза. С учителем технологии изготовить необходимые инструменты для занятий плетением из рогоза.

Практические занятия по освоению техники плетения. (сентябрь - октябрь)

1.Работа над творческими проектами с учетом возрастных особенностей учащихся. (циновка, панно, корзинка, подставка, куклы) (ноябрь – апрель)

2.Выставка творческих работ (май)

3. Заключение

Практика показывает, что ориентация детей на народное искусство способствует развитию их художественно – творческих способностей, эстетическому и трудовому воспитанию. Выполняемые плетеные изделия и поделки носят полезную направленность: оформление интерьера, использование в быту. Объекты труда, выполненные руками детей, будут представлены в различных мероприятиях не только школы, но и за ее пределами. Дети в этом случае получают общественное признание, они видят, что их творческая и трудовая деятельность проходит не зря.

Что касается творческих умений, специфических навыков, которые должны сформироваться и развиться в детях, то, к концу учебного года, даже к середине, посредством постоянных упражнений, тренировок, эти навыки у детей сформируются полностью и будут развиваться при выполнении различных творческих заданий. В планирование необходимо больше включать коллективных работ, где есть стремление к достижению более высоких результатов, проявление инициативы, творчества товарищеской взаимопомощи и т.д.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину