Верещагина Елена Ивановна, педагог-организатор литературно-творческого кружка, Детско-юношеский центр внешкольной работы, город Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Проект социализация детей и подростков в условиях Детско-юношеского центра внешкольной работы
Введение
На современном этапе развития казахстанского общества в концепции государственного развития «Мәңгілік ел" перед образованием поставлена задача формирования общенациональной идеи: развитие высоко духовной личности, воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к национальному наследию, обычаям, культуре, традициям.
Это замечательная возможность средствами дополнительного образования культивировать среди подрастающего поколения духовно-нравственные ценности молодой, активно формирующейся единой казахстанской нации. В связи с этим, дополнительное образование должно быть в полной мере интегрировано с общим средним образованием.
В Центре внешкольной работы созданы условия, позволяющие каждому педагогу реализовать право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса применительно к различным ситуациям.
Социальное становление происходит в течение всей жизни человека и в разных социальных группах. Семья, школьный класс, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. По нашему мнению, к ним можно отнести и детские подростковые клубы (далее ДПК).
Актуальность исследования. Реформирование Казахстанской системы образования, которое осуществляется на сегодняшний день, предполагает создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся. Современному обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым изменениям, умеющие качественно и нестандартно решать существующие проблемы, самостоятельно и осознанно осуществляющие свой выбор. Поэтому творческие способности человека многими учеными-исследователями рассматриваются в качестве необходимой движущей силы социума.
Особое значение в их решении играет дополнительное образование, которое получило широкое развитие в Казахстане в последнее десятилетие.
Проблема настоящего проекта заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность вовлечения детей в активное многоплановое общение во внеурочное время, через участие в реализация учебных и воспитательных программ Центра.
Недостаточная разработанность этой проблемы в педагогической теории, а также требования практики обусловили выбор темы исследования: «Социализация детей и подростков в условиях ДЮЦВР».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность развития творческих способностей воспитанников в системе дополнительного образования.
Объект исследования – Детско-юношеский центр внешкольной работы акимата города Петропавловска.
Предмет исследования – работа Центра, направленная на социализацию воспитанников, через вовлечение в организованную досуговую деятельность.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность социализации воспитанников в системе ДПК.
Гипотеза исследования - если процесс развития социализации учащихся в системе детско-подростковых клубов ГДЮЦВР организовать с учетом разработанных педагогических условий, то это обеспечит эффективность развития творческих способностей в самых различных сферах деятельности, и как следствие, повышая его уровень социальной адаптации.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Разработать модель социализации личности в учреждении дополнительного образования, реализующую программу формирования социальной компетентности школьников на всех ступенях дополнительного образования.
Обосновать совокупность педагогических условий повышения эффективности процесса социализации личности в УДО, разработать методические рекомендации по его совершенствованию.
Основная часть
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Все это обуславливает активное вовлечение личности в большее количество социальных связей, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить их.
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его происходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, общение, детские общественные организации, средства массовой коммуникации и т.д. - именно поэтому так велико внимание к нему философов, социологов, педагогов, психологов, политологов.
Социальное становление происходит в течение всей жизни человека и в разных социальных группах. Семья, школьный класс, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. По нашему мнению, к ним можно отнести и детские подростковые клубы (далее ДПК).
В клубной работе превалирует Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.
Основная задача работы ДПК- организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такое присваивание социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Активная социализация подростка возможна через вовлечение в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Таким образом, сложившиеся в настоящее время в клубах формы культурнодосуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
В задачи клуба входит развитие системы культурно-досуговых и спортивно–массовых мероприятий, формирующих навыки проведения активного творческого образа жизни, способствующих совершенствованию физических возможностей и духовному росту. Одной из главных задач в условиях ДПК является создание творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность детей как способ развития личности. Включая детей в различные виды деятельности, мы имеем в основе дифференцированный подход, совокупность возрастного, индивидуального подходов с учетом оценки возможностей ребенка. Большое внимание педагоги клубов уделяют детям и подросткам из группы риска, их в клубах около двухсот. Руководители кружков и секций, в которых занимаются дети и подростки из группы риска, проводят с ними индивидуальную работу, отвлекая тем самым от негативного влияния улицы.
Специфика дополнительного образования в ДЮЦВР проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в ДЮЦВР . К ним относятся:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
5) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Заключение
Основной смысл дополнительного образования детей определяется его предназначением стать неотъемлемой частью системы общего образования и при этом реализуется с учетом потребностей детей и родителей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Наличие положительной динамики развития личностных качеств, приобретения необходимых компонентов социализации в рамках обучения — данные показатели утверждают, что учреждение дополнительного образования детей выполняет свои функции как модель социализации личности.
Все направления работы Центра по организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков направлены на воспитание личности воспитанника: с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей ребенка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация воспитанников, которая носит положительную направленность.
Утверждение «Успешный педагог- успешный ребенок» особенно актуально в условиях дополнительного образования, дети тянутся к позитивным, излучающим энергию педагогам дополнительного образования.
Современное состояние педагогического процесса в детско-подростковых клубах убеждает в том, что необходимо развивать традиционные и искать новые формы работы, направленные на гармонизацию отношений между детьми, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.