Абишева Гульжаухар Мырзахметовна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя школа №2 г. Есиль отдела образования Есильского района Акмолинской области"
Коллективный способ обучения на уроках русского языка и литературы
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Я считаю, что непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрением их в практику. В своей работе использую такие технологии как технология модульного обучения, проектное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо, диалоговые технологии и игровые, уровневая дифференциация, личностно-ориентированное обучение. Подробнее хотела бы остановиться на технологии коллективного способа обучения.
На протяжении многих лет учителя делали попытки наладить сотрудничество учеников в процессе их обучения. Чтобы ввести в учебную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.
Актуальность коллективного способа обучения определяется еще и тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного образования. Противоречие между мотивацией стимуляцией учения детей. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве. Н-р, учитель объясняет новый материал - остальные слушают, и не слушают . Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 45 минут держать в руках весь класс. Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пересекается учителем (Не разговаривайте! Не подсказывайте!). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга! Между субъект -субъектными и субъект –объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений субъект- объект. Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется субъект- субъект. Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают ученика и класс в целом в субъект обучения.
Главный критерий технологии коллективной формы обучения – все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладевают только базовыми, другие продвигаются на повышенном, а кому –то удается освоить высокий.
Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается с каждым членом коллектива, являясь то учеником, обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех. Приемы и методы коллективного способа обучения – это взаимные диктанты в парах сменного состава, разучивание стихотворений; работа в парах по карточкам; взаимообмен заданиями; методика работы по вопросникам; методика Ривина; сотрудничество учащихся по вертикали; педагогика сотрудничества и погружение.
На своих учебных занятиях я использую методические приемы КСО. Простейшим случаем коллективных учебных занятий на уроках русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый по очереди работают с разными партнерами и выполняют функции то обучающего, то обучаемого. Работа проводится в следующем порядке.
Н-р:1.Первый ученик из пары читает слово, предложение, другой пишет.
2. Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3.Затем каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядываний в карточку проверяет написанный диктант.
4. После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют, сначала диктант первого ученика, потом второго.
5. Ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит устный разбор своих ошибок. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: первый раз пишет сам, затем под контролем товарища делает разбор допущенных ошибок, второй раз ученик диктует этот текст, требует разбора ошибок. Также применяю технологию работы в малой группе. 1 инструктаж группы. 2 разделение учеников на группы. 3 распределение ролей (консультант, оптимист, который все хвалит; пессимист, который все критикует, выставляет баллы, экспедитор, который заботится об оборудовании). Алгоритм шагов:1 тезис – отбор в теме параграфа главной идеи.2 символ – нарисовать наглядный образ изучаемой темы. 3 понятие – ключевые слова темы, правило.4 кластер- схема. 5 поэтри – поэтическая минутка. 6 практика – тренировочные упражнения. 7.рефлексия-определение трудностей в изучаемой теме. 8 я-тебе, вопросы групп друг к другу по теме.9 экспертиза – итоги. Учащиеся с удовольствием работают в группе, свободно высказываются, предлагают свои идеи. Очень интересен этап алгоритма «Поэтри». Н-р:
1.Тезис-Правописание не с существительными.
2.Символ-НЕ слитно, НЕ раздельно.
3. Понятие, ключевые слова - РАЗДЕЛЬНО: круглая, а не месяц, желтая, а не солнце, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. СЛИТНО: ненастье, невежа, небылицы.
4.Кластер - правописание не с существительными.
5.Поэтри - Побывал я однажды в стране, где исчезла частица не, посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо. И во всем была разбериха и на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки и погода стояла настная и. виляя хвостом уклюже, пробегали пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха шел умытый, причесанный ряха, а с ряхой по травке свежей шел суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.
6.Тренировачные упражнения - Правда не живет с неправдой. Неприятель долго сопротивлялся.
7.Ты – мне, я - тебе: Как пишутся не с существительными? В каких случаях не с существительными пишутся раздельно? В каких случаях не с существительными пишутся слитно?
Применение такой методики помогает решению следующих задач: совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности; включается работа памяти; идет актуализация предшествующего опыта и знаний; повышается ответственность за результат коллективного труда; формируется самооценка личности, своих возможностей и способностей; обеспечивает прочное усвоение материала. Доказательством тому является качество знаний учащихся по русскому языку и литературе, которое увеличивается . Учащиеся с повышенной мотивацией данных групп больше говорят, поэтому больше учатся. Это одна из составляющих успешности урока. И именно коллективный способ обучения позволяет всем детям говорить, а значит обеспечивает обучение детей на каждом уроке. Как говорил немецкий педагог Дистерверг: «Хороший учитель не преподносит истину, а учит ее находить». Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху – это и есть основная задача учителя. И использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.