+ Сертификат со Скидкой 90% 20 руб (100 тенге)
Использование приёма технологии критического мышления «Кластер» в современной системе образования
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы.
На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Термин «кластерный анализ» впервые ввел известный американский психолог Роберт Чоут ТРИОН (Robert C. Tryon) в 1939 году.
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Способы работы учащихся с кластерами:
- Составление нового кластера.
- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
- Коррекция и совершенствование готового кластера.
- Анализ и завершение неполного кластера:
- без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
- без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Формы работы с кластерами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы
- Самостоятельно на практическом занятии
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер
- При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.
Достоинства и результаты применения приема:
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Что даёт применение кластера на уроках детям?
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.
Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-klastier.html
Автор: Ключарева Людмила Павловна, учитель начальных классов
Пройдите ПЕДТЕСТИРОВАНИЕ, для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые расположены НИЖЕ. Заполните кнопку регистрации и нажмите на кнопу "Далее". После ответа на все вопросы нажмите на кнопку "Показать мой результат" или "Показать мои ответы". Нажмите на кнопку "ЗАКАЗАТЬ СЕРТИФИКАТ".
ВНИМАНИЕ! При получении Свидетельства на Медианар вам предоставляется скидка по той же теме на Сертификат со скидкой 90% 190 руб (950т) = 20 руб (100 тенге). Если вы не заказываете Свидетельство, а заказываете только Сертификат за прохождение педтестирования, то оплата за Сертификат составляет 190 руб (950 тенге)