Акишева Гульшат Нургалийевна, воспитатель, КГКП я/с "Салтанат" города Шахтинска, Республика Казахстан, Карагандинская область, город Шахтинск.
Білім облысы: Образовательная область: Познание
Бөлімдері: Раздел: естествознание
Мақсаты/Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.
Міндеттері/Задачи:
Білімділік/Образовательная: расширять представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей стране, объяснить необходимость полезных ископаемых. Формировать первоначальные понятия о рациональном использовании полезных ископаемых.
Дамытушылық/Развивающая: Развивать навыки проведения элементарных опытов, познавательную активность, разговорную речь.
Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать любовь к родному краю.
Қостілділіккомпонент/Билингвальный компонент: көмір – уголь, тұз – соль, мұнай – нефть, пайдалы қазбалар – полезные ископаемые, өлі табиғат байлықтары – богатства неживой природы.
Көрнекіліктер/Материал:Карта Казахстана; соль крупного и мелкого помола, песок, уголь, глина, вода для опыта, тематические иллюстрации
Ход:
Психогимнастика
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какие добрые у вас лица! А знаете почему? Потому что утро доброе. Я передам вам доброту утра, а вы по кругу передайте друг другу со словами: «Доброе утро!». И тогда у нас будет много- много доброты.
Воспитатель: Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в путешествие. Мы с вами будем искать полезные ископаемые. Как вы думаете, что такое полезные ископаемые? Почему полезные? Почему ископаемые? Правильно, потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно. Мы с вами отправимся в путешествие и узнаем для чего же нам нужны полезные ископаемые. Но прежде чем, отправиться в путешествие, мы с вами должны взять с собой вещи, которые нам пригодятся в нашем путешествие.
Вопросы к детям: Что нам нужно взять с собой в путешествие? Компас нам нужен? Для чего? Еда нам нужна? Фотоаппарат? Телефон нужен? Для чего? И т.д.
Воспитатель: Ребята, откроем первое условное обозначение. Под какой геометрической фигурой? Правильно, круг.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина-балшық)
Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой. Глина широко распространена в природе, залегает на небольшой глубине. Как вы думаете, где используют глину? Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, побелки стен и пр.
Воспитатель: Открываем второе условное обозначение, под какой геометрической фигурой? Правильно, квадрат.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь-көмір)
Воспитатель: Уголь черного цвета, твердый. Он образуется из-за затвердения разных веществ: разложившиеся остатки древних растений превратились в глину, затвердели в недрах земли и превратились в каменный уголь. Ребята, для чего нам нужен уголь? Потрогайте уголь, какой он на ощупь? Твердый, мягкий, рассыпчатый? Ребята, уголь добывают в Караганде, Экибастузе.
Воспитатель: Открываем третье условное обозначение, под какой геометрической фигурой? Правильно, овал.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета. (нефть-мұнай)
Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру. Как вы думаете, где используют нефть? Нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.
Воспитатель: Открываем четвертое условное обозначение, под какой геометрической фигурой? Правильно, прямоугольник.
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль-тұз)
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки соль. Какая она? Твердая, крупная, мелкая? Цвет? Вкус? Как вы думаете, где используют соль? Правильно, соль необходима для приготовления пищи, как вкусовая добавка. Пищевая соль добывается на Аральском море, на озере Балхаш, на реках Иртыш и Ишим.
У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.
1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.
2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.
Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.
А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют.
Воспитатель: Открываем пятое условное обозначение, под какой геометрической фигурой? Правильно, треугольник.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок – құм)
Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Как вы думаете, где используют песок? Правильно, применение природного песка – широчайшее!
Рефлексия:
Ребята, наше путешествие подошло к концу, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами искали? Правильно, полезные ископаемые. Для чего нам нужные полезные ископаемые? Можно полезные ископаемые назвать кладом? Почему?