Шаламова Елена Владимировна, учитель музыки, КГУ "Основная средняя школа № 14" акимата города Усть-Каменогорска, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Формативное оценивание на уроках музыки
Формативное оценивание на уроках музыки
Оценивание является важной и необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса. Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы.
Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию музыкальной культуры.
Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры (музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:
В школьной практике, порой, трудно оценивать музыкальный опыт учащихся. Существует множество педагогических приёмов, благодаря которым учащиеся могут внешне выразить свои внутренние переживания и чувства, вызванные музыкой.
Приём “Похвала”.
У детей 7-8 лет очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. В 1 классе при безотметочном обучении формулирую словесную оценку успеха:
«Молодец!», «Отлично!» «Мне нравится твое исполнение (ответ)!» «Тебя приятно было слушать!» «У тебя все получится!» «Индивидуальный разговор «по секрету»
Все это стимулирует деятельность учащихся.
Приём “Собери слово”.
За успехи на уроках музыки в 1 классе дети получают каждый раз по одной или две буквы, и потом собирают слово. Слова могут быть такие: “Молодец!”, “Умница!”, “Отлично!” «Хорошо!» и др.
В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
Прием «Волшебный нотоносец»
У каждого ребенка есть нотная тетрадь. В конце урока на нотном стане ученики отмечают, как они усвоили материал. Для этого используют ноты звукоряда: от До до Си. Если ученик отметил нотку До, Ре – не понял, Ми, Фа, Соль – требуется небольшая помощь, Ля, Си – хорошо усвоил материал. Чем выше нота, тем лучше результат.
Прием «Светофор»
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.
Прием «Ключевые слова»
На доске написаны ключевые слова урока, по которым нужно составить рассказ. Например: учитель, сосед, исполнение, слушание, оценка и др.
Прием «5 баллов»
Оценить по 5-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0 ____5
«Мы» 0____5
«Урок» 0____5
В средних и старших классах учащиеся заполняют «Листы самоконтроля», «Карты самооценки».
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ |
Вид задания |
Отметка |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
Итоговая оценка: |
|
Карта самооценки по видам деятельности
№ |
Критерии оценки |
Отлично |
Хорошо |
Удовл. |
1 |
Слушание, анализ произведения |
|
|
|
2 |
Вокально-хоровая работа на уроке |
|
|
|
3 |
Игра на музыкальных инструментах |
|
|
|
4 |
Участие в музыкальной игре |
|
|
|
5 |
Пластическое интонирование |
|
|
|
6 |
Выполнение творческого задания |
|
|
|
7 |
Познавательная активность на уроке |
|
|
|
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Коллективная оценочная деятельность школьников
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен, я использую сольное (групповое) пение учащихся у инструмента. Все остальные учащиеся становятся слушателями-экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей звучит как вопрос: За что бы вы его (ее)похвалили?
Никогда не оценивается правильность выполнения всего задания! Всегда выбирается один из нескольких элементарных критериев, например:
Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
«Взаимопроверка»
На своих уроках я использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
Успешно используется для оценки тестовых заданий.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты. Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«Главное «оружие» музыкального педагога - похвала.
Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка
радость и уверенность в своих силах.»
(Б.С.Рачина.)
ИСТОЧНИКИ: