Кузембаева Гульмира Мухаровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Школа-лицей № 43 имени К.Нургалиева», Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск
«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Введение
Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы — важная задача современного образования. Оно способствует развитию аналитических способностей учащихся, помогает им делать выводы, высказывать обоснованные мнения и критически воспринимать информацию. Одним из эффективных способов достижения этой цели является исполнение
В данной учебно-методической разработке рассматривается применение этой технологии на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема романа, герои и сюжет позволяют учащимся не только изучать историю, но и делать выводы о моральных ценностях, идеалах, межличностных отношениях, что создает благоприятные условия для развития критического мышления.
Цели и задачи
Цели:
- Развить критическое мышление учащихся через работу с текстом произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Научить учащихся анализировать литературные произведения, формулировать аргументированные выводы и высказывания.
- Развивать навыки письменной и устной речи, учить учащихся чётко и логично излагать свои мысли.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с основными приемами работы с текстом для развития критического мышления.
- Развить навыки анализа текста с помощью вопросов и письменных заданий.
- Сформировать у учащихся способность к самостоятельной интерпретации произведения и аргументации своего мнения.
- Создать условия для конструктивного обсуждения литературных тем, моральных дилемм, характеров героев.
Теоретические основы технологии критического мышления
Критическое мышление — это способность анализировать, интерпретировать и оценивать информацию, а также формулировать выводы и приводить аргументы. Для развития этих навыков на уроках литературы используется сочетание различных методов и приёмов, включая активное чтение, дискуссии, письменные работы.
Основные этапы технологии развития критического мышления через чтение и письмо включают:
- Предвосхищение — учащиеся прогнозируют содержание произведения, формулируют вопросы, высказывают гипотезы о его содержании.
- Осмысленное чтение — анализ текста с выделением ключевых идей и событий.
- Рефлексия — анализ прочитанного, выявление важнейших проблем, обсуждение моральных и философских вопросов, поднимаемых в произведении.
- Письмо — написание эссе или других письменных работ, которые позволяют ученикам формулировать свое мнение и аргументировать его.
Методические приемы и техники
- Техника «Думай, читай, обсуждай»
- Думай: перед чтением учащиеся задают себе вопросы: «Что я уже знаю об этом произведении? Какие темы могут быть затронуты?»
- Читай: учащиеся читают текст, выделяя ключевые мом
- Обсуждай: обсуждение прочитанного, где
- Метод «Круглый стол»
- Этот метод помогает организовать коллективное обсуждение текста. Например, обсуждение таких вопросов, как: «Что важнее в жизни Петра Гринева: долг перед императрицей или любовь к Маше?» или «Какие нравственные уроки мы можем извлечь из истории о капитанской дочке?»
- Каждый участник делится своим мнением, аргументируя его примерами из текста.
- Использование вопросов типа «5W + H»
- Применение вопросов для глубокого анализа текста:
- Что? — Что произошло в произведении? Какое событие стало поворотным?
- Где? — Где происходят основные события? Как место действия влияет на развитие сюжета?
- Когда? — Когда происходят события? Как время влияет на восприятие происходящего?
- Почему? — Почему герои поступают именно так? Каковы их мотивы?
- Кто? — Кто главный герой? Как его характер развивается на протяжении произведения?
- Как? — Как происходит развязка? Как герои справляются с трудностями?
- Рефлексия через письменные работы
- Учащиеся пишут эссе или отзыв на тему: «Как образ капитанской дочки помогает понять основные идеи романа?» или «Что для Петра Гринёва важнее — долг или любовь?» Письменные работы помогают формулировать и обосновывать собственное мнение, развивать навыки аргументации.
- Использование карт и диаграмм
- Составление интеллект-карты или схемы «Причина — следствие», чтобы понять, как решения героев приводят к последствиям. Это помогает учащимся увидеть взаимосвязь между действиями героев и результатами событий.
Пример применения технологии на уроках
Тема урока: Анализ произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Этап 1. Подготовка
- Учитель задает вопросы для размышления: «Как вы думаете, что такое честь для Петра Гринева? Как это понятие связано с его выбором в критической ситуации?»
- Ученики выдвигают гипотезы и предположения о том, как будет развиваться сюжет.
Этап 2. Чтение
- Учащиеся читают отрывок из произведения, обращая внимание на описание характера Петра Гринёва, его внутренние переживания и решения в сложных ситуациях.
Этап 3. Обсуждение
- В классе проводится обсуждение прочитанного: «Почему Пётр Гринёв не побоялся выступить против Швабрина?», «Как любовь к Маше помогает ему принять правильное решение?» и «Какие моральные ценности представлены в романе?»
- Используется метод «Круглый стол», чтобы каждый ученик мог высказать свою точку зрения и обсудить мнения других.
Этап 4. Письмо
- Учащиеся пишут эссе на тему: «Как выбор Петра Гринёва в критической ситуации отражает его внутреннюю силу и понимание долга?» Каждый ученик должен выразить своё мнение и подкрепить его примерами из текста.
Этап 5. Рефлексия
- В конце урока учащиеся обсуждают, чему они научились в процессе работы с текстом: «Что для вас значит долг и честь?» «Как этот урок можно применить в жизни?»
Ожидаемые результаты
- Учащиеся развивают способность анализировать текст, выделять ключевые идеи и оценивать поступки героев с разных точек зрения.
- Формируются навыки аргументированной письменной и устной речи.
- Ученики учатся применять полученные знания на практике, обсуждать моральные и этические вопросы, что способствует развитию их критического мышления.
- Развиваются творческие способности и самостоятельность в принятии решений.
Заключение
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы, основанной на произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка», помогает учащимся развить аналитические и рефлексивные навыки, а также научиться аргументированно выражать свои мысли. Эти навыки важны не только в контексте учебного процесса, но и для успешной социальной адаптации в будущем.