Джаикова Меруерт Каппасовна, учитель истории, КГУ "Школа - гимназия №3 отдела образования города Костаная" Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, город Костанай
Электронный сборник "Использование активных методов обучения на уроках истории Казахстана"
Введение
С обретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма. Это свидетельствует о большой ответственности, которая возлагается как на учащихся, так и преподавателей по истории Казахстана.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности способствует снижению интереса к истории, ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает:
· 20% услышанного;
· 40% увиденного;
· 60% увиденного + услышанного;
· 90% увиденного + услышанного + сделанного самим
Поэтому актуальным является знаменитое изречение древнего мыслителя и философа из Китая Конфуция
«Я слышу и забываю
Я вижу и запоминаю
Я делаю и понимаю!»
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.
Говоря простым языком, обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают учебный материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно активных методов обучения.
Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование ученических компетенций посредством реализации активных форм обучения.
Используя материалы разных образовательных порталов, я апробировала различные активные методы обучения учащихся. В данном сборнике представлен разнообразный опыт по применению этих методов. Методы адаптированы к возрасту учащихся 7-11 классов.
Цель данного сборника – показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Методический сборник актуален в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической деятельности с использованием новых технологий, форм и методов работы. Задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Отличительными особенностями АМО являются:
- целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Имеются определённые трудности для внедрения активных методов обучения:
- нежелание отходить от устоявшихся в течение многих лет методик преподавания (педагог диктует материал – обучающийся записывает);
- недостаточное материально-техническое сопровождение для внедрения новых образовательных технологий;
- недостаточная мотивация педагогов, занимающихся внедрением инновационных методов обучения;
- недостаточная мотивация обучающихся для работы в более активном режиме;
-недостаточное привлечение детей к исследовательской, самостоятельной работе с первичными данными;
- нежелание обучающихся проявлять инициативу на занятиях.
В преимущества данного сборника .
В чем состоит приоритет сборника для педагога? |
Какие компетенции обучающегося помогает развить? |
Помогает педагогу систематизировать материал по курсу истории Казахстана 8 класса, который направлен на развитие мотивации к предмету, на развитие мыслительной и исследовательской деятельности, способствуя тем самым развитию функциональной грамотности обучающихся в целом (КСП с набором заданий заданий по истории Казахстана для обучающихся 8 класса). |
Сборник заданий по истории Казахстана помогает обучающемуся выработать навык самостоятельной работы, причем он может, следуя от задания к заданию, определить самостоятельно «западающие» темы и ликвидировать данные проблемы. |
Предлагает обширный инструментарий, который педагог может использовать в ходе подготовки к урокам истории в 8 классе (Рекомендации к разработке краткосрочных планов к урокам истории Казахстана в 8 классе). |
Задания в КСП выстроены так, что обучающийся, двигаясь в блоке, объединенном одной темой, от задания к заданию сможет самостоятельно переходить в процессе мыслительной деятельности от простого к сложному, от «знать» и «понимать» к «применить» и далее к «анализу», «синтезу» и оцениванию» тех или иных исторических событий или деятелей. |
Предлагает электронное приложение с набором презентаций, дидактического и наглядного материала к урокам, а также видеоконтент, несущий дополнительную информацию и ссылки на публикации (в разделе ресурсы). |
При этом, учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся 8 класса, сборник предлагает различные приемы и методы поощрения, стимулирующих обучающегося на решение всего цикла заданий, тем самым давая возможность ему не просто подтвердить знания по той или иной теме, а расширить и углубить их, незаметно для него, не навязывая необходимость решения каждого данного задания. |
Современные активные методы очень хорошо применяются в повседневном обучении. Часто они облегчают учителю сам урок, а обучение становится для учеников интереснее, увлекательнее и игривее.
АМО требуют от педагогов целеустремлённости, значительных усилий в подготовке и проведении занятий. Тем не менее, использование этих методов связано с большей и более глубокой домашней подготовкой преподавателя. Время, затрачиваемое на подготовку занятий по методике АМО, может значительно превышать время подготовки к занятиям по традиционным методикам.
В сборнике представлены только небольшая часть активных методов обучения, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Для достижения учебных целей Активные методы обучения можно применять на разных этапах урока истории : вызова, осмысления, рефлексии. В сборник также включены несколько приемов создания положительной атмосферы, релаксации на уроках, что также способствуют повышению интереса к уроку.
Основная часть электронного сборника состоит из трёх разделов:
1 . Активные методы обучения на разных этапах урока.
2 . Дидактические задания с использованием АМО.
3 . КСП с использованием АМО.
В электронном сборнике демонстрируются примерные КСП к материалу учебника История Казахстана для 8 класса с использованием АМО для 5 разделов:
1 . Казахско - джунгарские войны.
2. Казахское ханство в XVIII веке.
3. Казахстан в составе Российской империи.
4. Колонизация и народно-освободительная борьба.
5. Культура Казахстана в XIХ- начале ХХ веков.
В КСП даны задания с АМО на выбор и рассчитаны на использование их на 2 часа. В связи с этим в разделе «время » не указаны количество минут, необходимые для выполнения заданий.
Используя материалы разных образовательных порталов, я апробировала различные активные методы обучения учащихся. В данном сборнике представлен разнообразный опыт по применению этих методов. Методы адаптированы к возрасту учащихся 7-11 классов.
Данный электронный сборник рекомендуется для применения учителями истории.
Методы организации начала урока
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Метод «Поздоровайся глазами»
Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение задания дается только пять минут. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений на уроках истории
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «фруктовый сад»
Цель: учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Численность: весь класс. Время 20 минут
Подготовка: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч
Проведение: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Активные методы презентации учебного материала на уроке истории
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»
позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
МЕТОД «ИНФО-УГАДАЙКА»
Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения.
Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая ужеизвестна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по
этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.
Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текстаследует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Метод «Написание синквейна»
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Метод «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Метод «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я
пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Метод «Лекция со стопами»
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод . Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После
каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
|
Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый
материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
МЕТОД «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы 5-7 человек
Численность: весь класс
Время 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
МЕТОД «ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ И ВОДА»
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Численность: весь класс.
Время: 8-10 минут
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет
живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота –
естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Упражнение «Постройся по росту». Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.
Упражнение «Пантомима»
- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе
Метод «На линии огня»
Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Упражнение «Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод «Побуждающий диалог»
Цели и задачи использования метода: создание проблемной ситуации, подведение к осознанию темы урока.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода Карточки с заданиями (по 2 в каждую группу), линейки, тетради для фиксации результатов, на слайде результаты измерения (мои – точные числа).Учащиеся рассажены группами. Сначала классу предлагается задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. На данном уроке детям предлагается задание на листочках. Каждой группе выдаются два одинаковых листа с заданием. Работая в паре, затем в группе, дети приходят к единому мнению (определяют величину отрезка) и знакомят остальных с результатом. Анализируя результаты, дети понимают, что у них получились разные величины и пытаются определить причину данной проблемы. То есть дети оказываются в ситуации затруднения, которая была вызвана практическим заданием, не сходным с предыдущими. Далее организуется с классом диалог, побуждающий к осознанию противоречия и постановке темы урока. Диалог, как правило, начинается с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос?». Обобщающий вопрос может быть: «Какая тема сегодняшнего урока?» или «На какой вопрос мы будем искать ответ?». Тема записывается на доске, либо появляется на экране. При использовании метода «побуждающий диалог» необходимо стремиться стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез.
Метод «Математические бои»
Цели и задачи использования метода: обобщение и закрепление изученного материала
Технология проведения: математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Идея математического боя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.
Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки, как за доклад, так и за оппонирование.
Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия (сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.)
Команду возглавляет капитан, он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Необходимо чётко продумывать задания, учителю необходимо владеть ситуацией. Уровень задач подбирается соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даётся полная самостоятельность учащимися. Сосредотачивается внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.
Цели и задачи использования метода: обеспечение высокой познавательной мотивации учащихся, их активной и результативной учебной деятельности
Приёмы по принципу свободы выбора
· Взаимоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.
· Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
· Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться.
· Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?
Приёмы по принципу открытости
· Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.
· Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.
· Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события).
Приёмы по принципу деятельности
· Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Работает правило: вопрос — пауза — ответ.
· Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.
· Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. · Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
Приёмы по принципу обратной связи
· Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.
· «Мордашки» : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
· Светофор:при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу.
Приёмы по принципу идеальности
· Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.
· Знакомьтесь с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
· Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).
Обучающие игры
В зависимости от целей урока используется тот или иной метод. Во всех классах на уроках и на внеклассных мероприятиях активно использую обучающие игры, которые способствуют развитию компетенций. В своей педагогической деятельности обучающие игры использую на протяжении 10 лет – с тех пор как познакомилась с блочно-модульной технологией, разработанной М. М. Жанпеисовой. В практике работы использую такие игры как: «Счастливый случай», «Дотошный ученик», «Эстафета», «Узнай личность», «Опорные сигналы». Данные игры в той или иной степени способствуют развитию ключевых компетенций ученика.
Игра «Опорные сигналы » позволяет учащимся с помощью знаков, рисунков раскрыть содержание темы, развивает мышление учащихся.
Рассмотрим на примере игры «Узнай личность» развитие ключевых компетенций. Игра заключается в том, что учащиеся по предложенному описанию определяют историческую личность. Другой вариант – учащимся по группам раздаются портреты исторических личностей. За определенное время они должны дать историческому деятелю характеристику. Если сопоставить это задание с теми компетенциями, которые я планирую формировать – то здесь наблюдается выход на ценностно-ориентационную компетенцию (патриотизм), на коммуникативную компетенцию (работа в группах), учебно-познавательную, компетенцию личностного саморазвития (пример исторической личности), информационно-коммуникативную компетенцию (показ слайдов с изображением исторических деятелей). Активно использую эту игру на внеклассных мероприятиях в рамках предметных недель. Игра «Турнир ораторов» также способствует развитию речи учащихся, их умению выступать перед публикой. Игру «Аукцион» применяю перед проведением среза знаний. Обучающая игра может занимать весь урок - «Счастливый случай», «КВН».
Во всех классах при изучении темы «Культура» провожу виртуальные экскурсии. В 7 классах при изучении темы «Развитие архитектуры и строительства» учащиеся заранее подготовили презентации об архитектурных памятниках средневековья (мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби) и выступили на уроке в качестве экскурсоводов. Учащиеся –не пассивные слушатели, они должны после «экскурсии» оценить работу экскурсоводов или написать эссе об увиденном. Использование такого метода способствует развитию ценностно-ориентационной компетенции (патриотизм – программа «Культурное наследие»), культурологической компетенции (изучение достижений культуры, повышение уровня культуры, расширение кругозора), учебно-познавательной компетенции (рефлексия), информационно-технологической компетенции (презентация), компетенция личностного саморазвития (ответственность экскурсоводов за результат своего труда).
Для развития коммуникативной и учебно-познавательной компетенции интересны задания типа «Продолжи предложение», «Исправь ошибки», «Расставь правильно слова», «Составь кроссворд»
«Продолжи предложение»
6 класс
Тема : «Казахстан в эпоху раннего железа»
1. Можно ли утверждать, что железо лучше бронзы?
2. Поступок, проступок или подвиг совершил сакский воин Ширак?
3. Почему курганы имеют разную высоту?
4. По каким признакам археологи, раскопавшие Иссыкский курган, пришли к выводу, что это захоронение сакского царя?
5. Существуют ли отличия в археологических памятниках Берельского периода Восточно-Казахстанской области и Тасмолинской культуры Центрального Казахстана?
6. «Саки-могущественные племена». Подтвердите или опровергните данное утверждение.
7 класс
«Хан Тауекел»
1. С момента возведения на ханский трон Тауекел всячески расширял территорию ханства …
2. Затяжная война между династией Шайбанидов и Казахским ханством нанесла…
3. Длительные войны казахских ханов с узбеками завершились присоединением
«Исправь ошибки»
«Экономическое положение казахского ханства в XVI-XVII вв»
На зимние пастбища кочевые аулы откочевывали ранней осенью. Весенняя перекочевка в день не превышала 10-15 километров. Осенью проводили стрижку коз, лошадей, овец. На кузеу проходили празднества, справлялись свадьбы, устраивались поминки. Обычно аулы начинали готовиться в конце ноября, после выпадения снега. Жетысу и Южный Казахстан с древнейшихвремен были регионами развитой земледельческой культуры.
«Расставь правильно слова»
«Этнополитические процессы в Казахстане»
1. племен гуннов впервые с населения черты у появляются Казахстана монголоидные территорию вторжением на
2. нашествие в монгольское начале процесс казахской XIII века нарушило формирования народности
3. население Могулистана в могулами письменных называли источниках
«Определи последовательность»
«Ханство Абулхаира»
1. Сражение войск Абулхаира с войсками потомков Тока-Тимура в …….
2. Покорение южных районов Белой Орды, присырдарьинских земель и Каратау…….
3. Завоевание города Орда-Базар и превращение его в столицу ханства…..
4. завоевание городов Сыгнак, Сузак, Аккорган, Узгенд……..
5. Захват города Самарканд…….
Большим подспорьем для учителя являются рабочие тетради, составленные с учетом компетентностного подхода. Активно использую их в в практике работы. Такие тетради имеются практически у всех учащихся, что позволяет работать на более высоком уровне. Задания представлены различного уровня сложности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Задания интересны, познавательны - разгадывание кроссвордов, головоломок, исторических уравнений, чайнвордов.
В практике своей работы активно использую проблемный метод. Проблемный вопрос – это самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание. Проблемный вопрос – это: 1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; 2) проблема, задача, требующая решения.
8 класс
Тема : «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в 18 веке»
1. Нуждался ли Казахстан в помощи России в первой четверти XVIII века?
2. Был ли нужен Казахстан России?
3. Можно ли обвинять Россию в геноциде казахского народа?
4. Как гостья или хозяйка повела себя Россия в Казахстане?
5. Можно ли было жить в мире и дружбе с Россией без принятия российского подданства?
Применяя активные формы, методы на уроках в своей педагогической деятельности, я вижу положительный результат взаимодействия с учащимися, так как предоставляю каждому школьнику оптимальные возможности в личностном становлении.
В заключение хотелось бы отметить, что уроки, на которых применяются активные методы обучения, способствуют развитию критического мышления, благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Предмет в данном случае является как целью, так и средством обучения. Также способствуют повышению качества знаний.
Учитель нового формата должен постоянно пробуждать интерес учащихся на уроке. Именно интерес наиболее действенный мотив учения. Важным средством пробуждения интереса является использование приемов занимательного изложения учебного материала. А это уроки с использованием АМО.
Познавательный интерес определяет положительное отношение обучающихся к учению в целом. Если педагогу удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся – главной цели образовательной политики.
1. Активные методы обучения Дадли на трех языках , НИШ, Астана , 2013
2. Методический сборник « Использование интерактивных форм обучения»
3. Активные методы преподавания и обучения, WWW.CPM.KZ