Барсукова Алла Валерьевна, учитель истории и обществознания, КГУ "Средняя школа № 7" акимата г. Усть - Каменогорска, Казахстан, Восточно - Казахстанская область, город Усть - Каменогорск
Урок по всемирной истории "Почему люди начали заниматься скотоводством и земледелием"
Раздел долгосрочного планирования: Школа: КГУ «Средняя школа № 7» 1А. От охотников – собирателей до акимата г. Усть-Каменогорска. земледельцев и скотоводов. Ф.И.О. учителя: Барсукова А.В. Класс: 5 Количество Отсутствующих: Дата: Присутствующих: |
|
Тема урока |
Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством. |
Цели обучения, достигаемые на этом урока |
5.4.1.1. Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) 5.4.1.2. Объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение 5.4.2.1. Сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса. |
Цель урока |
Учащиеся: ♦ раскрывают значение «неолитическая революция»; ♦ распознают характерные черты присваивающего и производящего хозяйства. |
Критерии оценивания |
♦ Используют новые понятия для характеристики основных видов хозяйственной деятельности; ♦ Указывают характерные признаки присваивающего и производящего хозяйства; ♦ Определяют влияние «неолитической революции» на жизнь древних людей. |
Языковые задачи |
♦ Развитие навыков диалогической и монологической речи обучающихся через чтение, говорение, слушание, письмо. ♦ Формирование оценочных суждений учащихся через участие в различных ситуациях общения. ♦ Использование исторических терминов с соблюдением речевых норм. |
Воспитание ценностей |
Воспитание гуманистического восприятия мира, через идею «Мэнгелiк Ел»: Общество всеобщего труда: благодаря труду человек перестал зависеть от природы. Труд и творчество, сотрудничество, самостоятельный поиск информации, обучение на протяжении всей жизни. |
Межпредметные связи |
История Казахстана, естествознание, самопознание |
Навыки использования ИКТ |
Интерактивная доска, презентация |
Предыдущие знания |
Учащиеся могут описать способы добывания пищи древних людей и первичные формы объединения людей, владеют понятиями «собирательство», «охота», «рыболовство». |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, стратегии, методы. |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||
1. Начало урока 7 мин |
Эмоциональный настрой. Стратегия «Пожелания» Цель: поднять настроение, создать коллаборативную среду для работы на уроке. Вступительное слово Учитель: Древние люди постепенно переходили от собирательства и охоты к новым видам хозяйственной деятельности – земледелию и скотоводству. Стали появляться новые орудия труда, меняется жизнь древних людей. Как вы думаете почему? Стратегия «Корзина идей» Цель: развитие критического мышления, побуждение интереса к изучаемой теме, навыков говорения. Ф.О. словесная похвала учителя (поощрение) Сегодня мы с вами проведем собственное исследование, попробуем выяснить почему же древние люди стали заниматья земледелием и скотоводством, какое влияние оказали эти новые занятия на их жизнь? Для этого нам потребуется разделиться на группы, чтобы услышать разное мнение и затем прийти к единому выводу. Деление учащихся на 6 групп Стратегия «Собери пословицу». Цель: знание пословиц о труде, взаимосвязь с темой урока.
Учитель предлагает проверить готовность групп к работе. Стратегия «Хлопок в ладоши». Цель: создание единства команды, распределение ролей в группе. Оценщики получают лист оценивания с этапами урока.
1 б – был активным 2 б – участвовал в обсуждении 3 б – был полезен группе
|
Музыкальное сопровождение.
Презентация.
Раздаточный материал: пословицы о труде.
Постер на доске: правила работы групп
Листы оценивания |
|||||||||||||||||||||
2. Середина урока 28 мин
|
Стратегия «Полиглот». Инд: соотнесите термины с их определением (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) Цель: знать описание видов хозяйственной деятельности древних людей.
Ф.О. взаимооценка - учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга. Инд. (учащиеся группы А): применяя новые термины составить в тетради по теме 2 «тонких» и 2 «толстых» вопроса. Стратегия «Найди различия». Гр. Используя картинку в учебнике (стр. 16) найдите не менее 3-х отличий. В чем заключается главное отличие занятий людей на этих картинках? Цель: уметь работать с иллюстрациями, сравнивать, высказывать свою позицию. Ф.О. Стратегия «Светофор» - выявление того, насколько ученики правильно выполняют задание.
Музыкальная разминка «Две сестренки – две руки». Цель: снятие напряжённости, развитие внимания.
Учитель знакомит с термином «неолитическая революция», учащиеся записывают определение в тетради. Вместе с учащимися делают вывод о том, что люди стали меньше зависить от природы. Гр. Задание 1 - 2 группе (А) Стратегия «Диаграмма Венна». Учащимся предлагается провести сравнение присваивающего и производящего типа хозяйства, определить сходство и различие. Цель: развитие умений выделять главное, сравнивать, развитие критического мышления, делать вывод. Ф.О. Стратегия «Карусель» - взаимооценка работы группы стикерами.
Задание 3-4 группе (В) Стратегия «Дневник двойной записи». Цель: увязать фактический материал с его значимостью, развитие навыка критического мышления.
Ф.О. Стратегия «Карусель» - взаимооценка работы группы стикерами.
Задание 5-6 группе (С) Стратегия «Опорная схема» Заполните схему, используя слова: присваивающее хозяйство, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство, производящее хозяйство, охота. Сделайте вывод.
Ф.О. Стратегия «Карусель» - взаимооценка работы группы стикерами.
|
Раздаточный материал: таблица с терминами и их определением. Презентация – слайд с правильными ответами.
Учебник. Презентация – слайд с правильными ответами. Оценочные листы.
Музыкальное сопровождение.
Работа со словарем в учебнике, стр. 109
Ватманы, стикеры, маркеры.
Листы оценивания.
Учебник. Раздаточный материал.
Учебник (стр. 18), тетради. |
|||||||||||||||||||||
3. Конец урока 5 мин |
Инд. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» Для закрепления материала учащимся задают вопросы учащиеся группы А, которые были составлены по терминам. Цель: развитие умений задавать вопросы и отвечать на них. Ф.О. Стратегия «Пьедестал». Взаимооценка. Кто из одноклассников достоин занять места почетного пьедестала и почему? Ф.О: Стратегия «За что я могу себя похвалить» Цель: самооценивание. ( индивидуально)
Рекомендации по теме (д/з) 1.Нарисовать рисунки «Занятия древних людей». 2.От имени современного человека напишите о значимости открытий древнего человека (мини – эссе). |
Листы оценивания. |
Дифференциация
|
Оценивание |
Соблюдение здоровья и техники безопасности |
|
|
Оценивание проходит на каждом этапе урока: Начало урока: ФО – словесная похвала учителя (поощрение) КО - Листы оценивания для оценщиков в группах. 1 б – был активным 2 б – участвовал в обсуждении 3 б – был полезен группе Середина урока: ФО – парное взаимооценивание по слайду с правильными ответами. ФО - стратегия «Светофор» - выявление того, насколько ученики правильно выполняют задание. ФО - стратегия «Карусель» - взаимооценка работы группы стикерами. Конец урока: ФО - стратегия «Пьедестал» - взаимооценка. Кто из одноклассников достоин занять места почетного пьедестала и почему? ФО - стратегия «За что я могу себя похвалить» - самооценивание.
|
Использование активных и интерактивных методов обучения, соблюдение ТБ, санитарно- гигиенических норм, смена деятельности при выполнении заданий. |
|
Рефлексия по уроку
Верно ли поставлены цели урока/ Образовательные цели? Все ли учащиеся достигли ОЦ? Если не достигли,то почему? Верно ли проведена дифференциация на уроке? Соблюдены ли временные этапы урока? |
Используйте эту часть для изложения своего мнения об уроке. О своем уроке ответьте на вопросы заданные в левом столбце. |
||
Цели урока поставлены в соответствии с целями обучения, с учетом Таксономии Блума. Правильно подобранные критерии к заданиям позволяют создать ситуацию успеха для каждого ученика, а значит достичь желаемого результата. На каждом этапе урока прослеживалась дифференциация, позволяющая обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательной потребности. Временные рамки распределены в четком сооветствии сложности задания. |