Куракпаева Айжан Далелгазиновна, учитель математики, КГУ "Средигорненская средняя школа", Казахстан, Восточно-Казахстанская область, район Алтай, село Средигорное
"Основные тригонометрические тождества", 8 класс
Краткосрочный план открытого урока
Раздел долгосрочного планирования: 8.2 Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
Школа: КГУ «Средигорненская средняя школа» |
|||||
Дата: |
ФИО учителя: Куракпаева А.Д |
|||||
класс: 8 |
Участвовали: 12 |
Не участвовали: 0 |
||||
Тема урока |
Основные тригонометрические тождества (1 урок) |
|||||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке |
8.1.3.21. выводить формулу sin2a + cos2a = 1, используя теорему Пифагора и применять при решении задач. |
|||||
Цель урока |
Все ученики будут: Выводить и применять формулу sin2a + cos2a = 1, используя теорему Пифагора при решении задач. Большинство учеников будут: Упрощать выражение с применением данного тождества. Некоторые ученики будут: Анализировать, аргументировать и выполнять роль консультанта. |
|||||
Критерии оценивания |
Учащиеся - выводят формулу sin2a + cos2a = 1; - применяют основное свойство тригонометрическое тождество в упрощении выражений; - применяют основное свойство тригонометрическое тождество в решении задач. |
|||||
Языковые задачи
|
Учащиеся будут: - комментировать доказательство теоремы и решения задач; - оперировать понятиями и терминами раздела; - описывать данные чертежа. Предметная лексика и терминология: тригонометрия, тождество, синус, косинус. Словосочетания, необходимые для диалога/ письма: тригонометрическое тождество, прямоугольный треугольник, сумма квадратов катетов. Серия полезных фраз для диалога/ письма: Основное тригонометрическое тождество заключается…… Основное тригонометрическое тождество позволяет…… Синус и косинус острого угла А…..
|
|||||
Воспитание ценностей
|
Привитие ценностей осуществлять посредством взаимной поддержки учащихся в групповой, парной работе, поиск общего решения. |
|||||
Межпредметная связь |
Алгебра, самопознание |
|||||
Предыдущие знания
|
Тригонометрические функции острого угла. Теорема Пифагора. |
|||||
Ход урока |
||||||
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок:
|
Ресурсы |
||||
Начало урока
5 мин
|
Приветствие. Показать свое настроение методом «Большой палец»
Актуализация знаний. Фронтальная работа. Повторение основных терминов и понятий с помощью приема «Чистая доска». На доске прикреплены карточки - слова: синус, косинус, тождества, основные, тангенс, теорема Пифагора, тригонометрические. Учащиеся находят понятия, которые хорошо знают и дают им определения. Данные карточки служат индикаторами в каких понятия они усвоили и над чем нужно еще поработать. На доске остаются слова: тождеста, остновные, тригонометрические. Учащимся предлогается составить предложение, которое и будет темой урока.
Целеполагание. Сообщение темы урока. Совместное целеполагание (ученики определяют цели обучения, учитель обобщает и подводит итог). Знакомство с оценочным листом.
Деление класса на смешанные группы по методу «Матрица» (на каждом столе номер группы I, II, III и распределены места 1-4. На карточке указан номер I-1, I-2, III-1 и т.д ). Каждый ученик вытягивает карточку и определяет свое рабочее место. - Выбор консультанта – отвечает за работу в группе, следит за тем, чтобы каждый высказывал свое мнение, назначает выступающих. - Согласовываются всеми правила работы в группах. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценочный лист.
|
||||
Середина урока
10 мин
3 мин
7 мин
3 мин
7 мин
|
Усвоение нового материала. Работа в группах. Стратегия «Посол» Критерий: Выводят формулу sin2a + cos2a = 1. Условия: Учитель дает задание для всех групп. Дается алгоритм действий для выведения формулы sin2a + cos2a=1. Когда группа выполнила задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал. (Учащиеся, у которых получилось задание, используя дискрипторы, помогут другим вывести основное тригонометрическое тождество). Все учащиеся составляют общий вывод: Равенство sin2a + cos2a = 1 верно при любых значениях а, то есть является основным тригонометрическим тождеством. Задание: Используя теорему Пифагора, выясните, чему равна сумма sin2a + cos2a. Используя алгебраические действия, выразите из равенства sin2a + cos2a = 1, формулы синуса и косинуса угла. Дескрипторы: Обучающийся - выбирает острый угол прямоугольного треугольника; - записывает соотношение синуса выбранного острого угла; - записывает соотношение косинуса выбранного острого угла; -подставляет данные соотношения в выражение sin2a + cos2a; -применяет алгебраические действия для упрощения данного выражения; -применяет теорему Пифагора для преобразования числителя; - выражает из полученного тождества синус и косинус; - аргументирует вывод. Формативное оценивание: Каждый ученик вносит результаты в оценочный лист. Обратная связь: по технологии «Биоинформатика и Синергетика» учитель заполняет таблицу контроля формативного оценивания.
Физкультминутка «Есть контакт» Учащимся раздаются карточки с половинками рисунков по теме раздела. Затем все одновременно, в хаотическом порядке начинают искать свою половинку. Как только половинки совпали, игроки поднимают вверх соединенные руки и говорят «Есть контакт», садятся за одну парту. Оценивание: Прием «Уточняющее слово»
Первичная проверка понимания и применения. Работа в парах (6 пар). Критерий: применяют основное свойство тригонометрическое тождество в упрощении выражений; Далее учащиеся выполняют задания формативного оценивания в парах, которые образовались в ходе физминутки. Парам предлагается выполнить задание формативного оценивания на знание, понимание и применение.
Дескрипторы: Обучающийся - применяет формулу сокращенного умножения; - выносит общий множитель за скобки; - применяет метод группировки; - применяет основное тригонометрическое свойство sin2a + cos2a=1; - упрощает выражение. Формативное оценивание: Оценочный лист (взаимоконтроль)
Стратегия «Сверка с эталоном». После выполнения задания, пары передают результаты своей работы соседней паре по часовой стрелке, которые их проверяют, сравнивая ответом на слайде, и заносят «+» в лист оценивания (взаимоконтроль). Первичное закрепление. Индивидуальная работа по темпу выполнения. Упростите выражение:
Учащимся предлагается задание на упрощение выражения с применением основного тригонометрического тождества. После выполнения учитель оценивает по темпу работы (на задание отводится 3 мин) уровень А- выполнение одного задания, уровень В- выполнения двух заданий, уровень С- выволнения всех заданий. Учащиеся на доске в таблицу БИС вносят букву по количеству выполненных примеров и формирует учащихся в группы А, В, С.
Прием «Работа по источнику». Задание: Найдите sinα, tgα, ctgα, если cosα=0,5 Найдите образец решения данной задачи: 1 группа (уровень А) - Работа с учебником Геометрия 8 кл Смирнов В.А., Туяков Е.А., – Алматы: Мектеп, 2018. 2 группа (уровень В)- Работа в Образовательной платформе BilimLand. 3 группа (уровень С) – самостоятельно без источников. В результате работы учащиеся составляют единный образец решения задачи. Критерий: применяют основное свойство тригонометрическое тождество в решении задач. Формативное оценивание: Оценочный лист (самооценивание) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карточки по теме «Тригонометрические функции острого угла. Теорема Пифагора».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Задания формативного оценивания
|
||||
Конец урока
5 мин
|
Рефлексия Учащиеся подсчитывают плюсы в оценочном листе и определяют уровень учебных достижений. Прием «Светофор»: Красный- есть над чем работать, повтори материал темы, обрати внимание на минусы; Желтый- тема усвоенна не достаточно полностью, обрати внимания по каким критериям были минусы; Зеленый- тема полностью усвоена. Обратная связь: Учитель собирает оценочные листы и продумывает коррекционную работу.
Домашнее задание: стр 74 уровень А- №2, №3 уровень В- №10, №11, уровень С- №14, №15.
|
Геометрия: Учебник для 8 кл. общеобразоват. шк. /Смирнов В.А., Туяков Е.А., – Алматы: Мектеп, 2018. Стр.66
|
||||
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
||||
При выполнении заданий на этапе первичного закрепления знаний, задания по темпу работы предлагаются разноуровневые задания. В конце урока учитель дает дифференцированное домашнее задание, в зависимости от рефлексии урока. Организация консультантов, диалог и поддержка учащихся. |
Формативное оценивание учащимися по критериям во время групповой работы (изучения нового материала), выполнения задания в парах, во время рефлексии (самооценка) осуществляется с помощью оценочного листа. Взамооценивание учащихся - работа в парах. Учитель формативно оценивает знания и активность учащихся на всех этапах урока. |
Смена видов деятельности, двигательная активность при смене места работы, во время физкультминутки. Соблюдение правил эргономичного использования компьютеров в своей работе.
|
||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оценочный лист
ФИ уч-ся___________________________ Класс_____ Дата_________
Тема урока: Основные тригонометрические свойства.
№ |
Задания |
Критерии |
«+»- усвоил «-» не усвоил |
1 |
Работа в группах. Задание: Используя теорему Пифагора, выясните, чему равна сумма sin2a + cos2a. Используя алгебраические действия, выразите из равенства sin2a + cos2a = 1, формулы синуса и косинуса угла.
|
выбираю острый угол прямоугольного треугольника; |
|
записываю соотношение синуса выбранного острого угла; |
|
||
записываю соотношение косинуса выбранного осторого угла; |
|
||
подставляю данные соотношения в выражение sin2a + cos2a; |
|
||
применяю алгебраические действия для упрощения данного выражения; |
|
||
применяю теорему Пифагора, для преобразования числителя; |
|
||
выражаю из полученнего тождества синус и косинус угла. |
|
||
аргументирую вывод |
|
||
2 |
Работа в парах Задание. Упростите выражения, применяя основное тригонометрическое тождество |
применяю формулу сокращенного умножения; |
|
выношу общий множитель за скобки; |
|
||
применяю метод группировки; |
|
||
применяю основное тригонометрическое свойство sin2a + cos2a=1; |
|
||
упрощаю выражение. |
|
||
3 |
Работа по источнику. Задание: Найдите sinα, tgα, ctgα, если cosα=0,5. Найдите образец решения данной задачи. |
подбираю образец решения задачи |
|
применяю основное тригонометрическое свойство при решении задачи |
|
Цвет светофора |
Кол-во «+» |
|
0-7 |
|
8-12 |
|
13-15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Алгоритм действий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Задания для формативного оценивания
Геометрия 8 класс
ФИ уч-ся___________________________________
Раздел
Тема |
8.2 Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Основные тригонометрические тождества |
Цель обучения |
8.1.3.21. выводить формулу sin2a + cos2a = 1, используя теорему Пифагора и применять при решении задач. |
Уровни навыков мышления |
Применение
|
Критерии оценивания |
Выполняет преобразование выражений, используя основное тригонометрическое тождество. |
Задание |
|
|
|
Критерии оценивания |
Дескриптор |
Выполняет преобразование выражений, используя основное тригонометрическое тождество. |
Обучающийся: - применяет формулы сокращенного умножения; - выносит общий множитель; - применяет основное тригонометрическое свойство; - упрощает выражение.
|