". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Зимнее путешествие Родничка с Комариком

30 марта 2021 г.

Карп Светлана Владимировна, логопед-дефектолог, «КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции№1, г. Акколь» Акмолинской области, Аккольского района 

Зимнее путешествие Родничка с Комариком

(Конспект открытого занятия в старшей группе с ОНР 3 уровня)

Зимнее путешествие Родничка с Комариком

Цель: дифференциация звуков  С-З,  Сь-Зь  в  слогах, в словах, в предложениях и  в описательном рассказе; развитие навыков составления описательного рассказа о зиме

Задачи:

  1. образовательные:

упражнять детей в дифференциации звуков «С»-«З» , имеющих акустико-артикуляционное сходство; закреплять понятия «звук»,  «слово», «предложение», «рассказ»; дифференцировать понятия «звук» – «буква»; формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков; закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слова; совершенствовать умение  соотносить звук с соответствующей буквой; формировать навыки языкового анализа и  синтеза слов; упражнять в употреблении простых распространенных предложений; закреплять представления детей о зиме; учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

2) коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух; развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память; способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: сюжетная картинка «Зима» опорная схема  для характеристики звуков, буквы «С и З, предметные картинки , парные картинки, тарелки со словами- фишками и буквами С,З для каждого ребенка, символы предложений-полоски,  перышки –картинки для составления предложений о зиме, пособие-схема для составления описательного рассказа «Паровоз описаний времен года»

Ход занятия:

I. Организационный момент

-Ребята, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им и друг другу, подарив всем  заряд доброго настроения на весь день.

А теперь, послушайте.

-Для чего вы посещаете логопункт?

-Чтобы научиться красивоговорить.

-А чтобы четко говорить,

 Нужно с пальцами дружить.

 Поиграем с пальчиками:

Пальцы-дружная семья,

Друг без друга им нельзя!

Вот большой, а это средний,

Безымянный и последний-

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять:

Мы рога козы покажем и рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем, ушками водить мы будем!

Чтобы четко говорить, нужно с пальцами дружить!

И еще, чтобы выговаривать все звуки, нам необходимо  выполнять гимнастику для губ и язычка:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я,

Видишь, хобот у меня!

А сейчас, как бегемотик,

Открывай  быстрее ротик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Язычок наш, укрепись!

 

Вкусным было, без сомненья,

Это сладкое варенье.

Тик-так, маятник, качайся в такт!

Вытянуть язык сумей-ка,

Точно так, как жало, змейка.

Рот пошире открывай,

Язычок свой распластай.

Он похож,один в один,

На большой и  круглый блин.

 

-Ребята,  а хотите побывать  в зимней    сказке?

-Тогда слушайте.

-Пришла зима.

-Замените слово «пришла» другими (Настала, наступила)

-На небе серые облака.

-Скажите об этом интереснее.

-По небу плывут… серые облака.

- Солнышко  появляется нечасто.

-Выразите мысль о солнышке  с помощью других слов.

-Солнышко светит редко.

-Дуют  зимние ветры.

-Зимние - это какие? (сильные, холодные, ледяные)

-На земле снег и лед.

-Скажите об этом  интереснее?

-Земля покрыта  льдом  и снегом.

-Клены, березы и осины стоят голые.

-Выразите эту мысль о деревьях с помощью других слов.

-С  кленов, березок и осин опали все листья.

-Перелетные птицы давно…(продолжите высказывание) улетели…на юг.

-А зимующие…завершите фразу.

- А зимующие  птицы сидят под крышами домов, греются  среди деревьев.

-Зверушки спрятались в свои  зимовья.

-Объясните значение слова «зимовье»

-Это различные  укрытия (норы, берлоги, логова, ветви деревьев, кустов, те места, где, под которыми можно укрыться от холода).

-Люди надевают теплую одежду.

 -Скажите об этом иначе.

-Люди тепло одеваются.

-Как развлекаются (забавляются)  дети в зимнюю пору?

-Дети катаются на  коньках, на санках. Лепят снеговиков, играют в снежки.

  Именно в  эту  холодную зимнюю пору пролетала  над страной сказок Фея Доброты и от  ее  тепла пробудились ото сна  ручеек, что пробивался   сквозь холодную землю, тихо посвистывая С-С  и   комарик, который  громко,   вторил  ему, звеня –З-З

-Как свистел родничок?

-Как звенел комарик?

-Поговорим о звуках С , З

 - Как вы думаете, это гласные или согласные звуки?

-Почему вы так решили?

Тянутся, но не поются, т.к. воздуху, выходящему из легких , мешают свободно проходить  зубы и язык.

 -А теперь,  посмотрите на меня ( произносить протяжно С,З)

-Что вы заметили? Похожи ли эти звуки по положению органов речи?

-Да. То есть как при произнесении звука С, так и при произнесении звука З губы растянуты в улыбке, зубы слегка разведены, а широкий кончик язычка упирается верхнюю часть нижних резцов.

-Но эти звуки имеют отличие в звучании. А какое, давайте определим вместе.

- Приложив большие пальцы к горлышкам, произнесите звук «С». Что вы заметили? Горлышко молчит. Поэтому  звук «С» звучит тихо, глухо.

-А теперь, приложив пальчики к горлышку, произнесите звук «З». Горлышко дрожит.  Поэтому  звук «З» звучит громко, звонко.

- В зависимости от последующей буквы звуки С-З бывают как твердыми, так и мягкими. Мягкие звуки звучат так: Сь, Зь.

Положение органов речи при их произношении отличается лишь дополнительным подъемом передней части спинки  язычка вверх.

На письме звуки С, З, Сь, Зь .обозначается буквами С З,  Нужно сказать, что эти буквы имеют свои имена, но их вы узнаете тогда, когда   научитесь читать .

-На что похожа буква « С»?  (месяц, полуовал). 

-На что похожа буква  «З»? ( на крылья птицы, на цифру 3, на бараньи рога).

-Из скольких элементов состоит буква С. А буква З? Как  расположены элементы  относительно друг друга?

-Куда, в какую сторону смотрит букваС? (вправо)

- Куда смотрит буква З? (влево)

-Напишем воздухе правой рукой букву С,  а теперь букву З.

Ребята, сидящие слева от меня,  из веревочек  выложите букву С.  А сидящие слева выложите  букву З.

Молодцы, продолжим нашу сказочную  историю. Родничок с комариком были очень дружны. А объединяло их очень важное желание: найти волшебный цветок Зимоцвет, который помог бы им узнать как можно больше о зимней поре.

 Задумали друзья отправиться на его поиски. Да вот незадача, посетила страну сказок злая волшебница Чернильда и перепутала все  пути –дороги.

 -Помогая им, под буквой « С» выложите дорожку из картинок  с названиями со звуком С, а под буквой «З»-дорожку из картинок с названиями со звуком З

-Молодцы, тронулись в путь друзья, но их  дорога    была преграждена лужайкой парных картинок. Помогая им,  к называемым мной картинкам со звуком С, подберите пары – картинки с похожими названиями со звуком «З» и наоборот.

Коса-коза, сайка-зайка, Зойка-сойка, росы-розы, суп-зуб

 Молодцы. Долго ли, коротко ли длился путь главных героев нашей сказки, но тут повстречался им Незнайка, который научился сочинять стихи, но  при  этом совершенно не различает звуки  «С», «З». Поэтому их содержание нелогичное, неправдоподобное.  А его друг-Незнайка-художник даже нарисовал  нелепые   иллюстрации к ним.

Ребята, исправьте, распутайте нелогичные ситуации, отраженные в стихах и на картинках:

Пролетала утром Зойка,

Наблюдала за ней сойка

-Возможно ли такое в жизни?

Опишите ситуацию  правильно.

Пролетала утром сойка,

Наблюдала за ней Зойка.

Саня ел сегодня зуб,

Заболел вдруг Санин суп.

-Логично ли это? Скажите правильно.

Саня ел сегодня суп,

Заболел вдруг Санин зуб.

Коси сено, вот коза,

Голодна наша коса!

-Верно ли сказано?

А как будет правильно?

Коси сено, вот коса,

Голодна наша коза!

На столе с изюмом зайка,

Меж деревьев скачет сайка.

-Верно ли сказано?

Опишите ситуацию  правильно.

На столе с изюмом сайка,

Меж деревьев скачет зайка.

-Молодцы!

Несмотря на то, что Родничок с Комариком очень дружны, иногда все же у них возникают ссоры относительно того, кто же важнее. Давайте помирим их, изменим слова-действия со звуком С так, чтобы в них появился и звук З

 Игра с мячом: солить-засолить, сушить-засушить, сунуть-засунуть, светить-засветить, стелить-застелить, скулить-заскулить, стучать-застучать, скучать-заскучать

А сейчас к произносимым мной  словам-предметам, со звуками С, СЬ, подберите слова – признаки со звуками З, Зь и наоборот.

Звезда - морская звезда, розы-красные розы, сокол - зоркий сокол, куст-зеленый куст, зайка - серый зайка.

Ребята, тут нам пришло какое-то послание.   Родничок с Комариком сообщили, что очень устали и замерзли в пути, поэтому просят и нас отправиться на поиски волшебного цветка, расцветающего только зимой в преддверии нового года. Отправимся в путь, ребята может нам удастся его отыскать

Мы шагаем, мы в пути,

Нужно Зимоцвет найти!

Мы должны порой рассветной

Отыскать цветок заветный!

Это-правая рука, это – левая рука.

-Справа  сосны и березы, слева-горы и река.

Повернулись мы и вот- стало все наоборот:

 Слева сосны и березы, справа-горы и река.

-Что такое, что случилось?

-Как такое  получилось?

(Мы повернулись, поменяли свое местоположение)

-Повернулись, сбились с пути, заблудились.

Ау, Ау. Никто не откликается. Лишь эхо отзывается.

-Поиграем в эхо?

Я буду называть цепочки слогов со звуками С,З, Сь, Зь громко, а вы повторяйте их  тихо: са-са-за;зу-зу-су;сы-сы-зы, зю-сю-сю,ся-зя-ся

-Я, кажется, поняла, что надо  сделать, чтобы найти верный путь: нужно быстро повернуться, на тропинку ту вернуться.

А на тропинке, в снегу, на снегу много  различных   птичьих перышек. Их  перелетные  птицы обронили, пролетая над нами.

-Летела утка и обронила свое  перышко. Чье это перышко? (утиное)

-Летел гусь и обронил свое перышко.Чье перышко? (гусиное)

-Летел журавль и обронил свое перышко.Чье это перышко? (журавлиное)

-Грач пролетал и обронил  свое перышко.Это чье перышко? (грачиное)

-Лебедь  пролетал и обронил свое перышко. Чье перышко? (лебединое)

- Пеликан  пролетал. Чье это перышко?( пеликанье)

-Это перышко ласточка обронила.Чье  перышко? (ласточкино)

-Это перышко  кукушка обронила.Чье оно? (кукушкино)

-Ой, ребята, да эти  перышки не простые, а волшебные. Они помогут вам составить  предложения о зимней поре  самостоятельно. Сейчас, встав друг за другом, поднимая перышки, составьте предложения по картинкам на них.

Сколько замечательных предложений о зиме вы составили. А из чего состоят предложения?

Из слов, которые …дружны, связаны по смыслу и грамматически.

Назовите предложение, наиболее  насыщенное словами со звуками С,Сь, З,Зь.

Про кого это предложение? Про зверушек, которые прячутся от холода в своих зимовьях.

Итак, садитесь за парты, разделим это предложение на слова-фишки, затем объединим их в предложение вновь. Придвиньте к себе фишки  с  полосками –символами предложений и внимательно слушайте: (прикрепить картинку, ребенок составляет предложение по ней)

-Сколько слов в предложении?

-Давайте вспомним предложение, опираясь на слова-фишки.

 Еще раз внимательно вслушайтесь в каждое слово предложения и назовите те, в которых  прячется  звук «С» (спрятались, свои)

- Расположите буквы «С» над фишками, обозначающими слова со звуком С.

-Какое место занимают они в предложении?

Послушайте предложение еще раз и назовите слова в нем, в которых слышатся  звуки З,Зь (зверушки, зимовья)

-Молодцы. Вспомните, в каких еще, составленных вами предложениях есть слова со звуками С, З, СЬ, Зь. Какое место занимают они в предложении?

Прибывший в страну сказок паровоз описаний времен года поможет выстроить составленные  вами предложения в правильном порядке, составить рассказ – описание зимней поры.

Описание того или иного времени года всегда начинается с высказываний о  его приходе. Вот и я, помещая символ зимы - кружок со снежинкой скажу: «Наступила зима»

-О чем скажем далее?

-О небе.

Сказав о зимнем небе, прикрепите перышко с картинкой к первой отметке

-Далее о чем пойдет речь?

-О зимнем солнце.

Сказав о зимнем солнце, прикрепите перышко ко второй отметке, двигаясь слева-направо, сверху-вниз,  по часовой стрелке.

-После этого, о чем поведем речь?

-О зимних ветрах, о морозах.

-Сказав об этом, прикрепите перышко к следующей отметке.Ит.д.

Ребята, заметили    слаженно, вместе составляя  рассказ-описание  зимней поры, мы выложили замечательный цветок Зимоцвет, который с удовольствием дарим нашим друзьям Родничку с Комариком.

Ну, а нам пора возвращаться домой. Для этого мне нужно выполнить волшебные действия: «Покружитесь, покружитесь. И домой все возвратитесь!

-Вот и закончилась наше сказочное путешествие.

-Ну а сейчас скажите, какие звуки мы с вами учились различать?

-Что понравилось во время нашего путешествия?

А мне понравилось, что вы, обучаясь умению различать звуки С, З, Сь, Зь много говорили, играли со словами, составляли предложения, и рассказ, а самое главное, стремились оказать помощь своим новым друзьям.

НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
Наверх
Товар добавлен в корзину