Голенская Марина Евгеньевна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин, группа хора 1 класса, КГКП «Детская школа искусств» №3, Казахстан, город Караганда, Карагандинская область, Казахстан
Методическая разработка открытого урока по хору на тему: "Работа над чистотой интонации"
Урок с группой хора 1 класса вокально-хорового отделения.
Дата проведения: 22.02.2022
Преподаватель- Голенская М.Е, концертмейстер- Сулейменова К. Б.
Тема урока. Работа над чистотой интонации.
Цели:
- формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности;
- развивать у детей певческий голос, навыки осознанного, точного интонирования широких интервалов;
- воспитывать творческие способности, воспитание бережного отношения к своему голосу.
Тип урока: комбинированный.
Используемые методы: сравнения, игры, наглядный метод, наблюдение и прослушивание, аналитический.
Оборудование: Клавиатура, наглядные пособия для работы над певческим дыханием, магнитная доска, фортепиано, фонограмма.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой. Объяснение темы урока.
II. Распевание.
1. Упражнения на дыхание по методике А. Н. Стрельниковой.
2. Ра-рэ-ри-ро-ру (да-дэ-ди-до-ду и т.д.) на одном звуке.
3. Работа над артикуляционным аппаратом (скороговорки).
4. Ма-мэ-ми-мо-му (по Б5/3)
III. Разучивание песни «Ручей» (М.Парцхаладзе) (1 куплет).
1. Слушание песни в исполнении учителя.
2. Беседа после прослушивания песни, о чем поется в песне, что такое ручей. Анализ музыкального строения песни, фразировка, штрихи, окончания.
3. Работа над интонацией в песне «Ручей». Работа на слог «ле», обращать внимание на пение на «опоре», точность интонирования широких интервалов, применять наглядный метод, прием моделирования высоты звука рукой, игровые методы.
4. Исполнение учащимися первого куплета и припева при помощи мелодии на инструменте, без аккомпанемента. (работа над унисоном и ансамблем)
IV. Повторение ранее разученной песни «Дружба народов» (Л. Мельникова)
Перед началом пения повторить, что такое средства музыкальной выразительности. Использовать эти понятия на практике. Добиваться осмысленного применения. Петь под аккомпанемент концертмейстера, а затем под фонограмму. Выяснить в чем разница?
V. Итог урока.
1. Подведение итогов, выводы.
2. Совместное составление домашнего задания.
3. Конец урока
Обучая детей пению очень важно добиваться верной передачи мелодии песни, так как неточное исполнение искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, и таким образом задерживает развитие музыкальных способностей. Точная и правильная интонация это верная передача высоты музыкальных звуков. Для этой работы используются разнообразные методы и приемы. В группе есть дети с неточной интонацией (детонацией), актуально применение дифференцированного подхода в виде игровых упражнений, таких как имитация маленького котенка (мяу), с целью переключить его на фальцетную манеру звукообразования. Очень важно быть тактичным, чтобы ребенок не почувствовал, что он в чем-то хуже других. На своих занятиях я люблю повторять фразу «человек не рождается с умениями, он их приобретает». Для устранения фальшивого пения очень помогает наглядный метод, это иллюстрации нашего голосового аппарата, дыхательной системы. Для точной интонации интервалом хорошо использовать клавиатуру. Важны принцип научности (детям надо объяснять, почему мы должны принимать певческую установку), доступности, сознательности и активности.
Любую работу над пением следует начинать с подготовки голосового аппарата (распевки) и упражнений. Исходя из темы занятия, упражнения следует хорошо продумать и включить в них элементы разучиваемых песен. В 1 классе основной прием работы над произведением строится по слуху, с привлечением начальных сведений по музыкальной грамоте. Надо отметить, что не зависимо от темы урока, на каждом занятии следует повторять и закреплять ранее пройденные знания, такие как: опора на дыхании, правильное звукоизвлечение, артикуляция, дикция, понятие о «вокальной маске», средства музыкальной выразительности и т.д. Без всего этого невозможна работа над чистотой интонации. Действуя по принципу систематичности и последовательности дети учатся переходить от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Важно, чтобы работа над чистотой интонации сочеталась с воспитанием у детей выразительного и эмоционального исполнения, очень важно обратить внимание детей на красоту мелодии, на выразительность интонации., таким образом пробуждать чувство эмоционального сопереживания. Следует еще затронуть такой вопрос, как лучше разместить детей со слабой интонацией? Здесь учитывая принцип личностного и индивидуального подхода, можно разместить впереди или рядом с детьми обладающих устойчивой и точной интонацией.
Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, преподаватель решает такие важные задачи, как развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.
Список литературы:
1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников. - М.: АПН РСФСР, 1960.
2.Огороднов - певческое воспитание в общеобразовательной школе. - Л.: Музыка, 1972.
3. Развитие детского голоса. - М.: АПН РСФСР, 1963.
4. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1976. - Вып.11.
5.Никольская - Береговская вокально-хоровая школа от древности до ХХ века. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Фрагмент основного этапа урока можно посмотреть пройдя по ссылке:
Приложение
Критерии оценки краткосрочного плана
Критерии |
Показатели |
«0» доказательства не предоставлены |
«1» доказательст ва слабые |
«2» доказательст ва сильные |
1.1. Цели урока |
цели урока согласованы с целями обучения |
|
|
2 |
цели урока ориентированы на особенности предмета |
|
|
2 |
|
цели сформулированы в формате SMART с учётом потребностей обучающихся |
|
|
2 |
|
1.2. Реализац ия системно - деятельн остного подхода |
деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать» |
|
|
2 |
использование исследовательской деятельности |
|
|
2 |
|
1.3. Активны е методы обучения
|
выбор методов определён содержанием темы по предмету |
|
|
2 |
методы способствуют достижению целей обучения |
|
|
2 |
|
методы направлены на вовлечение обучающихся в процесс обучения |
|
|
2 |
|
1.4. Диффере нцирован ные задания |
задания дифференцируются с учётом потребностей обучающихся |
|
|
2 |
планируются различные способы дифференциации (задания, поддержка обучающихся и др.) |
|
|
2 |
|
методы дифференциации способствуют достижению целей каждым обучающимся |
|
|
2 |
|
1.5. |
оценивание |
|
|
2 |
Критериа льное оцениван ие |
соответствуют целям обучения |
|
|
2 |
формативное оценивание поддерживает обучение |
|
|
2 |
|
используются критерии оценивания |
|
|
2 |
|
1.6. Использо вание инноваци онных педагоги ческих и информа ционнокоммуни кационн ых технолог ий |
правильное и творческое применение ИКТ в конспекте урока |
|
|
2 |