Сердарий Марина Александровна, преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ ИО "Иркутский техникум транспорта и строительства", г. Иркутск.
Открытый урок по литературе: Н.С. Лесков. "Очарованный странник"
Урок по дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Тема: Н.С.Лесков. «Очарованный странник».
Цели урока:
Тип урока: урок текстуально-аналитического изучения произведения.
Педагогическая технология: интерактивная технология (модерация)
Оборудование: презентация, проектор, текст произведения, раздаточный материал – главы из повести, доска, мел, тетради обучающихся.
Ход урока:
1. Инициация.
Слайд 1. Запись темы урока.
Повесть написана в конце 1872 года после путешествия на Валаам.
Слайд 2. Эпизод телеспектакля 1963 г.- знакомство с главным героем повести.
2. Вхождение в тему (сообщение целей урока)
3. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
1. Сообщение обучающегося (биографические сведения), слайд 3.
- Как повлияло окружение на творческую биографию писателя?
- Как вы понимаете слово «Очарованный»? слайд 4.
- Что значит «Странник»?
- Как вы понимаете слово «Праведник»?
- Странничество на Руси было обычным явлением. Почему люди странствовали?
- Где мы знакомимся с главным героем повести? (в пути)
- Как звали героя? Посмотрите на слайд. Слайд 5.
- История, рассказанная Иваном Флягиным, спутникам кажется неправдоподобной. Что же с ним происходило за 52 года его жизни?
Составляется план (на доске + краткое содержание повести), дополняется в процессе беседы (истоки поступков, роль в обществе, профессии и т.п.):
4. Проработка содержания темы (работа обучающихся)
Работа обучающихся с раздаточным материалом: чтение, определение особенностей произведения (подчеркнуть незнакомые слова и слова, фразы отражающие особенности повествовательной манеры писателя).
Ответы обучающихся, беседа.
-Какие особенности произведения вы отметили?
- От чьего имени идет повествование?
- Можно ли назвать это произведение сказом?
Очарованный странник» — повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Особый стилистический пласт в виде диалога слушателей-попутчиков Флягина и рассказчика.
Сказ — это не жанр, а особая форма повествования, поэтому мы вспоминаем лесковскую повесть о левше, повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сказы Бажова, которые являются авторскими сказками. Каждый раз, вспоминая тот или иной сказ, мы уточняем жанр произведения.
Сказ — особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики (в тетрадь).
Здесь же можем отметить элементы жанров авантюрного романа, жития, «хождения».
- Что можно сказать о композиции повести? (рассказ в рассказе: повествователь-путешественник + рассказ Ивана Флягина) - ! есть сходство с «Мастером и Маргаритой» Булгакова.
- Какие грехи совершает герой и как он сам их оценивает?
Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы. Каждый последующий эпизод делает его ещё большим грешником
- На своём жизненном пути Иван Северьяныч встречает множество людей. Как он относится к ним? Когда интонация его изменяется?
Многих людей он вспоминает равнодушно, даже о своих детях он говорит бесстрастно. Интонация его меняется, когда он говорит о цыганке Груше.
-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).
-Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина?
Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”.
- В чём теперь он видит своё предназначение?
"за народ очень помереть хочется»
В процессе беседы обращаемся к слайдам 7-15
Крепостной форейтор. Убийство монашка |
«сначала смешно показалось» |
||
Спасение графа |
«словно какая невидимая сила спасла» |
||
Наказание за избитую кошку |
«решился я своею жизнью покончить» |
||
Побег. Разбойничество |
«заплакал я и пошел в разбойники» |
||
В няньках. |
«скука для меня была несносная» |
||
Поединок с Савакарием |
«Его больше и на свете не стало», - отвечал добродушно и бесстрастно. |
||
Плен в Рынь-песках |
«все время на карачках ползал» |
||
Побег из плена |
«чудом спасен» |
||
|
Привязался, «словно бес какой…от пьяного беса он меня свёл, а блудного при мне поставил» |
||
Конэсер. История с Грушенькой |
«Я и осатанел, и весь ум у меня отняло» |
||
Рекрутчина под чужим именем |
«скорее за веру умереть», «я на своем веку погубил много неповинных душ» |
||
Балаган в Петербурге |
«демона изображал… роль была трудная» |
||
Монастырь. |
«деться было некуда», «чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить» |
- Какие качества характера раскрываются в Иване Северьяновиче?
Характерные черты |
Бескорыстие |
Любовь к родине |
Наивность |
Простота, граничащая с дикостью |
Сила воли, богатырское терпение |
Слепой азарт |
Смекалка |
Смелость |
Стремление к прекрасному, умение видеть красивое |
Физическая сила – с кем сравнивает Лесков Ивана Флягина?(Илья Муромец) |
Чувство превосходства по отношению к иноверцам |
Яркий выразительный язык |
В конце повести Иван стал выше нравственно, ощущает личную ответственность за судьбу Родины и готовность умереть за неё, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни.
Выводы: (в тетрадь)
Чтобы в борьбе добра со злом победу одержало добро, оно должно быть деятельным.
Следование традициям отцов сохраняет нравственные устои жизни.
Приоритетной ценностью является служение своему народу.
Сила духа помогает праведникам смиренно принимать жизненные коллизии и страдать за правду.
Образ Флягина – символическое представление духовного пробуждения простого русского народа, который, как младенец-богатырь, только выходит на сцену исторического действия, но обладает для этого необходимым запасом физических и духовных сил.
Автор показывает процесс вытеснения низменных инстинктов высокими душевными порывами.
5. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
-Кто же Иван Флягин: грешник или праведник?
- Как вы думаете, почему автор определил своего героя в праведники?
Рефлексия: запишите по три-пять вопросов, которые хочется задать герою повести (любому) или автору.
Попытаемся ответить на несколько из них.
Сообщение обучающегося.
Николай Семенович Лесков
1831-1895
Лесков — прозаик, публицист. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовенства. Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В 26 лет Лесков оставляет государственную службу и переходит на частную — в коммерческую компанию А. Я. Шкотта. По делам фирмы он «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».
Служба дает обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка, который в 60-е годы пользовался большой популярностью у писателей-разночинцев.
Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса. Но наблюдения над по реформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.
Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».
Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры... Сюжет многие из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.
Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», — признавался он. Его особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядовых людей. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).
Лесков на всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.