Тастанбекова Бибігүл Төлегенқызы, учитель географии и биологии, КГУ «Средняя школа имени Базылбека Ахметова», Казахстан, ВКО, Уланский район, село Ново-Одесское
урок биологии 7 класс
Тема урока |
Внутреннее строение гидры |
||||||||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||||||||
Общая цель |
Формирование знаний о внутреннем строении гидры |
||||||||||
Результаты обучения для учащихся |
Учащиеся научаться анализировать и синтезировать изученный материал и выделять главное на основе взаимооценивания и обсуждения работ |
||||||||||
Основные идеи, отработанные на занятии |
Развитие навыков анализа и синтеза, работы с учебным материалом и дополнительными источниками |
||||||||||
Ресурсы |
Презентация, Учебник, таблица «Внешнее и внутреннее строение гидры» |
||||||||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||
Орг.момент |
Приветствие. Проверка отсутствующих. Позитивный настрой – круг радости |
Приветствие учителя и одноклассников. |
|||||||||
Определение темы, цели и задач урока |
Просмотр презентации Назовите признаки типа кишечнополостные. Двухслойные. |
Называют признаки типа и записывают тему урока |
|||||||||
Актуализация знаний учащихся |
2 . Выберите правильные утверждения. « Это верно или не верно» 1. Среди кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела. |
Ответы учащихся
Парное обсуждение
Взаимооценка в листах оценивания |
|||||||||
Изучение нового материала |
Изучение строения и функций эктодермы и энтодермы «ЗХУ»
|
Устно каждый проговаривает, что он знал, что узнал, что еще хотел бы узнать |
|||||||||
Закрепление |
Заполнение таблицы Внутреннее строение гидры
Задание: внимательно читайте предложенные ниже утверждения и вставляйте пропущенные слова. 1 Кишечнополостные-низшие многоклеточные двуслойные животные с --------------- 2 Известно около--------------- тысяч видов кишечнополостных 3 На верхнем конце тела гидры имеется рот, окруженный ------------------------ 4 Тип взаимоотношений кишечнополостных с другими животными в биоценозе называется ----------------- 5 Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток- наружного и --------------------------- 6 Внутри тела этих животных имеется полость, которая называется --------------------------------- 7 Дышат кишечнополостные растворенным в воде ----------------, поглощая его поверхностью всех клеток I. Биологические задачи 1. Если сосуд, в котором живет гидра, слегка качнуть, то тело животного быстро сожмется, а щупальца укоротятся. Так же быстро сократится тело гидры, если дотронуться до нее препаровальной иглой. Объясните это явление. 3. Большой барьерный риф в Австралии – самая большая постройка, возведенная животными: его длина – около 2000 км, ширина достигает 150 км, а в глубину он уходит местами до 2 км. Какие животные и как его построили? 4. При благоприятных условиях гидры, как розовый бархат, покрывают все подводные предметы. Как отражается многочисленность гидр на всех остальных обитателях водоема?
|
Парное обсуждение и выполнение задания Заполнение таблицы, взаимооценивание в листах оценивания
Групповая работа
Поисковая работа, обсуждение |
|||||||||
Рефлексия. Подведение итогов урока |
Составить синквейн, при закреплении и подведение знаний уч-ся. Определение своего состояния, настроения при помощи жестов |
Работа в парах
Показывают если все понял – большой пальчик вверх, если не все понял – в сторону, требуется помощь – пальчик вниз. |
|||||||||
Домашнее задание |
§37 рис 97. Сообщение «Почкование гидры» |
Записывают домашнее задание в дневник |
Лист оценивания
Фамилия, имя ученика |
Домашнее задание |
ЗХУ |
Таблица |
Задание |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
Самоанализ урока.
Урок проходил в 7 классе, предмет – биология, в классе 8 человек, на уроке присутствовало все.
Тема урока: « Внутреннее строение гидры».
Тип урока: Комбинированный .
Данный урок – второй по теме «Тип кишечнополостные», на изучение которой отводится три часа. Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока: определить уровень знаний по изученной теме, продолжить развитие навыка анализа работы
Задачи, которые я ставила:
Образовательные: систематизировать и повторить изученный материал, раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности гидры;
Воспитательные:
способствовать воспитанию бережного отношения к животным и к природе в целом,
Развивающие:
способствовать развитию умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
обеспечить условия для развития коммуникативных умений: вести диалог с учителем и одноклассниками, точно выражать свои мысли.
Задачи данного урока соответствуют возрастным особенностям и возможностям учащихся, учитывают уровень подготовки обучающихся.
Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации, способствует подготовке к сдаче ЕНТ.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: , фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, задания-вставить пропущенные слова, биологические задачи, « Это верно или не верно»
рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный.
На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
Урок состоит из следующих этапов:
1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы эмоциональный и психологический настрой.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока.
3 На стадии актуализации знаний применила метод диалогического обучения «Толстые и тонкие вопросы». Данный метод предполагает развитие критического мышления, умения оценивать для обучения и оценивать обучение посредством диалогической беседы, явно прослеживается вовлечение в работу талантливых учеников, проявление лидерства в обучении. Рамина, Рамиль, составили вопросы, требующие хорошего знания материала, а также логического мышления. Рамина составила такие вопросы: Каково значение кишечнополостных в природе и для человека? Почему гидра относится к типу Кишечнополостные?
А Рамиль предложил следующие вопросы: Какие преимущества имеет гидра перед животными, относящимися к типу Простейшие? Что такое регенерация?
Остальные ребята составляли простые тонкие вопросы, в основном по терминологии. Оценивая, каждый учащийся, слушал ответ и говорил, что сказал отвечающий и дополнял его ответ или исправлял. Таким способом учащихся внимательно учились слушать ответы друг друга.
На этапе усиливающие восприятие нового материала, использовались приемы стратегия «ЗХУ», заполнение таблицы , биологические задачи использование наглядности, анализа, обобщения, постановка проблемного вопроса, опорных знаний учащихся. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха, была взаимооценка.
4. Проверка знаний учащихся задание-вставить пропущенные слова, задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.
5. Записывают домашнее задание сообщение «Почкование гидры»
6. Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке. Подведение итогов урока «две звезды и одно желание».
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена и активность, заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
В процессе внедрения стратегии семи модулей на уроке стали заметны изменения отношения учеников к уроку: сначала они стеснялись высказывать свое мнение, не знали: как надо ответить, что нужно говорить; а потом постепенно начали рассуждать. Особенно мне и ребятам понравились стратегии «ЗХУ», «« Это верно или не верно», составление синквейна.
Учащимся понравилось работать в парах, в группах, так как они могли друг другу помочь при выполнении заданий, что-то подсказать.
Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что не было применено дифференцированных заданий и поэтому слабые ученики, как Шермер Никита и Тулегенова Томирис менее активно работали.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «две звезды и одно желание».