Макарова Улмекен Каировна, учитель начальных классов, Казахстан, Коктауская средняя школа, поселок Коктау
"Имя прилагательное - как часть речи"
Цели и задачи урока:
создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.
- восстановить знания об имени прилагательном;
- углубить понятие о роли прилагательных в речи;
- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Основные термины, понятия
грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, наглядность, раздаточный материал.
Предметные:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;
- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;
- знать, что такое эпитеты.
Межпредметные:
- работать по плану, инструкции;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
слайд 1
Ход урока
I. Организационный момент.
слайд 2
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
1. Вступительное слово учителя.
- Урок наш будет необычным. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфология. Кто пояснит, что это за страна? Что изучает этот раздел науки о языке?
- Давайте, прослушаем стихотворение и ответим на вопрос: что произошло в этой стране?
слайд 3
2. Чтение стихотворения учителем под музыкальная запись П. И.Чайковского “Март”.
(ВЕСНА. Картины природы: проталинки, капель, ледоход, цветущий сад. Смена картин в соответствии с четверостишием.)
Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
- Что же произошло? (Весна)
слайд 4
- Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.
- Назовите первый звук в слове весна? ([в׳] )
- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".)
- Какую орфограмму вы заметили в этом слове? (проверяемая безударная гласная: Вёсны)
- Эти буква и будут хозяйками минутки чистописания.
3. Работа в тетрадях.
- Открываем свои тетради, записываем дату, классная работа и прописываем буквы.
III. Актуализация знаний.
1. Беседа "Имя существительное".
- Мы с вами уже совершали путешествие в страну Морфологию на
предыдущих уроках побывали в царстве самостоятельной части речи, которая называется … /имя существительное/.
- И сейчас мы проверим, какие орфограммы вы узнали в этом царстве.
2. Орфографическая диктовка.
Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.
Проверка по эталону слайд 5.
Вывод по правилам «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»
Выставляется оценка.
- Молодцы! Справились неплохо. Я очень рад.
IV. Целеполагание.
1. Постановка темы и целей урока.
- А какое царство мы посетим сегодня, вы узнаете, прослушав стихотворение:
слайд 6
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… (прилагательное).
Итак, наш пункт назначения - царство Прилагательное.
- Попробуйте сформулировать тему урока?
слайд 7
- Какая орфограмма встретилась в названии части речи?
- Какова цель нашего посещения?
слайд 8
- Наше путешествие будет непростым. Помогать нам будет кластер, который мы постепенно будем расшифровывать:
Имя прилагательное
Общее грамматическое значение:
V. Работа по теме урока.
1. Работа в группах. Упражнение в выделении из текста прилагательных.
слайд 9
- Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры, найдите имена прилагательные, обведите их карандашом. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в группах и прийти к единому мнению.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой).
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
(И. Токмакова).
- Итак, первая группа, назовите свои слова; что они обозначают? (синий - признак по цвету, юный - признак по возраст, тёплых - характерные особенности или физические характеристики)
- Вторая группа, что получилось у вас?
(лисий - принадлежность предмета, собачий)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: имена прилагательные обозначают следующие признаки предмета:
- Определите, на какие вопросы отвечают выделенные вами имена прилагательные.
- Правильно, вопросы какой, чей.
- Сделаем вывод о том, что вспомнили.
Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи.
слайд 10
2. Образование имён прилагательных от существительных.
- Продолжим наш путь по сказочному царству. Перед нами прозрачный ручеёк. Это ручеёк Слов. (слова на капельках: вода, гриб, ель, небо, весна, красота, зверь, птица)
На каждой капельке слово. От этих слов образуйте прилагательное м.р. ед.ч. в И.п. (запись слов в тетрадь).
слайд11
- Что вы сейчас образовали?
- Какой сделаем вывод?
Вывод: Начальная форма имён прилагательных - м.р. ед.ч. И.п.
3. Связь имён прилагательных с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей.)
- Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.
- Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание.
- Перед нами полянка, а называется она Полянка Словосочетаний.
Цветы на ней необычные, у каждого своя пара.
4. Упражнение в составлении словосочетаний (прилагательное + существ.)
- Давайте составим словосочетание: имя прилагательное весенний с подходящим именем существительным.
Весенний (вода, ручейки, день, солнце).
5. Работа у доски.
- Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
- Запишем данные словосочетания.
- При помощи чего образуется связь? (При помощи вопроса).
- Покажем эту связь с помощью стрелочки.
Вывод: Имена прилагательные без имён существительных не употребляются.
Слайд 12
VI. Физкультминутка.
Упражнение для рук и головы.
Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).
- Как изменяются им. Прилагательные?
Определите род им. Прилагательных в словосочетаниях.
- Почему мы не можем определить род в словосочетании весенние ручейки?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе по родам.
6. Работа по учебнику - стр. 84 упр. 572 - по очереди у доски.
- Обозначьте часть речи главного слова и падеж зависимого слова.
- Какой вывод сделаем?
Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам.
- Что мы можем сказать о морфологических признаках имён прилагательных?
Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.
7. Роль прилагательных в речи.
слайд 13
- Прочитайте записи.
I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
- Что здесь записано? (текст).
- Как вы догадались?
- О чём был первый текст?
-О чём был второй текст?
- Можно ли эти тексты считать одинаковыми?
- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).
- Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).
- Во втором предложении назовите словосочетание.
- Это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне, дают точное описание предмета.
слайд 14
- Прочитайте текст (на слайде).
- Почему вы улыбаетесь?
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Она собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.
- К чему приводит неуместное употребление имён прилагательных?
8. Определение синтаксической роли прилагательных.
- Запишем первое предложение из второго текста.
Наступила ранняя весна.
- Разберём по членам предложения.
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вывод: Синтаксическая роль в предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями.
В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).
9. Работа в парах.
- У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков вставьте нужные слова или словосочетания и, таким образом, у вас появится готовое правило об имени прилагательном, поможет вам кластер.
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в том же____________________________ , в предложении является _______________.
- Зачитайте, что у вас получилось
слайд 15
- Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать происхождение слова прилагательное.
- Прилагательное (лат.) - "нечто прибавленное, приложенное". Дословный перевод с греческого языка - эпитет.
- С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. Так где чаще всего используются прилагательные?
- Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
10. Продолжаем наше путешествие и отправляемся на опушку Поэтическую.
слайд 16
- Прочитайте стихотворение на слайде:
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
- Ребята, о чём идёт речь в этом стихотворении? (О цветах).
- Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы).
- Какие ещё первоцветы вы знаете?
- Как вы считаете, правильно ли поступают люди, когда собирают первоцветы для букетов? Почему?
слайд 17
- Многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
- Продолжаем наше путешествие. Перемещаемся с вами к опушке Творческой.
- Сейчас, ребята, очень ответственная работа! Вам предложен текст. «Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте.
Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
ПРИМЕЧАНИЕ: темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.
- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите мы расшифровали кластер. Давайте ещё раз повторим то, что мы знаем об имени существительном.
- А теперь проверим наши знания. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило.
- Всё мы знаем? А чего мы не знаем?
- Об этом мы поговорим на следующем уроке.
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
- Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.
слайд 18
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?
2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.
А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным
3. Что обозначает прилагательное
A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета
4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым
слайд 19 проверка теста.
слайд 20
- Оцените своё эмоциональное состояние на уроке.
- Оцените свою работу на уроке - поднимите карточку с соответствующей оценкой.
слайд 21
Домашнее задание.
- И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:
слайд 22
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам нужно знать, беречь!
слайд 23