ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

"Имя прилагательное - как часть речи"

12 января 2019 г.

Макарова Улмекен Каировна, учитель начальных классов, Казахстан, Коктауская средняя школа, поселок Коктау

 

 

 

"Имя прилагательное - как часть речи"

"Имя прилагательное - как часть речи"

Цели и задачи урока:

создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, для формирования УУД обучающихся.

- восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о роли прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Основные термины, понятия

грамматическое значение, начальная форма, морфологические признаки; синтаксическая роль, эпитет.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, наглядность, раздаточный материал.

 

Предметные:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;

- знать, что такое эпитеты.

 

Межпредметные:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Личностные:

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

слайд 1

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

слайд 2

 

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

 

II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

1. Вступительное слово учителя.

- Урок наш будет необычным. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфология. Кто пояснит, что это за страна? Что изучает этот раздел науки о языке?

- Давайте, прослушаем стихотворение и ответим на вопрос: что произошло в этой стране?

слайд 3

2. Чтение стихотворения учителем под музыкальная запись П. И.Чайковского “Март”.

(ВЕСНА. Картины природы: проталинки, капель, ледоход, цветущий сад. Смена картин в соответствии с четверостишием.)

 

Пришла, улыбнулась - утихли метели. 
Позванивать стал колокольчик капели. 
Река пробудилась, растаяли льды. 
Наряд белоснежный надели сады.

- Что же произошло? (Весна)

слайд 4

- Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения.

- Назовите первый звук в слове весна? ([в׳] )

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".)

- Какую орфограмму вы заметили в этом слове? (проверяемая безударная гласная: Вёсны)

- Эти буква и будут хозяйками минутки чистописания.

3. Работа в тетрадях.

- Открываем свои тетради, записываем дату, классная работа и прописываем буквы.

III. Актуализация знаний.

1. Беседа "Имя существительное".

- Мы с вами уже совершали путешествие в страну Морфологию на

предыдущих уроках побывали в царстве самостоятельной части речи, которая называется … /имя существительное/.

- И сейчас мы проверим, какие орфограммы вы узнали в этом царстве.

2. Орфографическая диктовка.

Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.

Проверка по эталону слайд 5.

Вывод по правилам «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

Выставляется оценка.

- Молодцы! Справились неплохо. Я очень рад.

IV. Целеполагание.

1. Постановка темы и целей урока.

- А какое царство мы посетим сегодня, вы узнаете, прослушав стихотворение:

слайд 6

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… (прилагательное).

Итак, наш пункт назначения - царство Прилагательное.

- Попробуйте сформулировать тему урока?

слайд 7

- Какая орфограмма встретилась в названии части речи?

- Какова цель нашего посещения?

слайд 8

- Наше путешествие будет непростым. Помогать нам будет кластер, который мы постепенно будем расшифровывать:

 

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение:

 

V. Работа по теме урока.

1. Работа в группах. Упражнение в выделении из текста прилагательных.

слайд 9

- Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры, найдите имена прилагательные, обведите их карандашом. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в группах и прийти к единому мнению.

И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой).

Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
(И. Токмакова).

- Итак, первая группа, назовите свои слова; что они обозначают? (синий - признак по цвету, юный - признак по возраст, тёплых - характерные особенности или физические характеристики)

- Вторая группа, что получилось у вас?

(лисий - принадлежность предмета, собачий)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: имена прилагательные обозначают следующие признаки предмета:

  • цвет предмета
  • из чего сделан предмет
  • форма предмета
  • вкус предмета
  • запах предмета
  • размер предмета
  • скорость предмета
  • характерные особенности предмета
  • вес предмета
  • принадлежность предмета.

 

- Определите, на какие вопросы отвечают выделенные вами имена прилагательные.

- Правильно, вопросы какой, чей.

- Сделаем вывод о том, что вспомнили.

Вывод: Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей, чья, чьё, чьи.

слайд 10

2. Образование имён прилагательных от существительных.

- Продолжим наш путь по сказочному царству. Перед нами прозрачный ручеёк. Это ручеёк Слов. (слова на капельках: вода, гриб, ель, небо, весна, красота, зверь, птица)

На каждой капельке слово. От этих слов образуйте прилагательное м.р. ед.ч. в И.п. (запись слов в тетрадь).

слайд11

- Что вы сейчас образовали?

- Какой сделаем вывод?

Вывод: Начальная форма имён прилагательных - м.р. ед.ч. И.п.

3. Связь имён прилагательных с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (Предположения детей.)
- Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.

- Правильно, ребята, к имени существительному. И вместе с именем существительным оно составляет словосочетание.

- Перед нами полянка, а называется она Полянка Словосочетаний.

Цветы на ней необычные, у каждого своя пара.

4. Упражнение в составлении словосочетаний (прилагательное + существ.)

- Давайте составим словосочетание: имя прилагательное весенний с подходящим именем существительным.
 

Весенний (вода, ручейки, день, солнце).

5. Работа у доски.

- Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Не может быть признака без предмета).
- Запишем данные словосочетания.

- При помощи чего образуется связь? (При помощи вопроса).

- Покажем эту связь с помощью стрелочки.


Вывод: Имена прилагательные без имён существительных не употребляются.

Слайд 12

VI. Физкультминутка.

Упражнение для рук и головы.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем - ночь, ночной.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).


- Как изменяются им. Прилагательные?

Определите род им. Прилагательных в словосочетаниях.

- Почему мы не можем определить род в словосочетании весенние ручейки?

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе по родам.

6. Работа по учебнику - стр. 84 упр. 572 - по очереди у доски.

- Обозначьте часть речи главного слова и падеж зависимого слова.

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам.

- Что мы можем сказать о морфологических признаках имён прилагательных?

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.

7. Роль прилагательных в речи.

слайд 13
- Прочитайте записи.
I. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
II. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- Что здесь записано? (текст).
- Как вы догадались?
- О чём был первый текст?

-О чём был второй текст?

- Можно ли эти тексты считать одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее).

- Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).

- Во втором предложении назовите словосочетание.

- Это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).


Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
Вывод: Имена прилагательные, делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне, дают точное описание предмета.

слайд 14

- Прочитайте текст (на слайде).

- Почему вы улыбаетесь?

Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Она собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

- К чему приводит неуместное употребление имён прилагательных?


8. Определение синтаксической роли прилагательных.

- Запишем первое предложение из второго текста.

Наступила ранняя весна.

- Разберём по членам предложения.

- Каким членом предложения является имя прилагательное?
 

Вывод: Синтаксическая роль в предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).

 

9. Работа в парах.

- У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков вставьте нужные слова или словосочетания и, таким образом, у вас появится готовое правило об имени прилагательном, поможет вам кластер.

Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в том же____________________________ , в предложении является _______________.

- Зачитайте, что у вас получилось

слайд 15

- Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать происхождение слова прилагательное.

- Прилагательное (лат.) - "нечто прибавленное, приложенное". Дословный перевод с греческого языка - эпитет.

- С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. Так где чаще всего используются прилагательные?

- Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

10. Продолжаем наше путешествие и отправляемся на опушку Поэтическую.

слайд 16

- Прочитайте стихотворение на слайде:

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.

- Ребята, о чём идёт речь в этом стихотворении? (О цветах).

- Весна – время первых цветов. Кто из вас знает, как называют первые весенние цветы?(Первоцветы).

- Какие ещё первоцветы вы знаете?

- Как вы считаете, правильно ли поступают люди, когда собирают первоцветы для букетов? Почему?

слайд 17

- Многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

- Продолжаем наше путешествие. Перемещаемся с вами к опушке Творческой.

- Сейчас, ребята, очень ответственная работа! Вам предложен текст. «Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте.

  • Тем, у кого карточка белого цвета, нужно вставить на месте многоточий необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда.
  • У кого карточка желтого цвета, прилагательные, которые нужно вставить, придумываете сами.
  • У кого карточка оранжевого цвета, тот сам придумывает прилагательные, которые нужно вставить, и заголовок, чтобы в нём присутствовало прилагательное.


Был … день. Между … деревьями бежал … поток. В ручье … вода. По … берегам лежал … снег.
 

ПРИМЕЧАНИЕ: темными, солнечный, бурный, извилистым, синяя, последний.

- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите мы расшифровали кластер. Давайте ещё раз повторим то, что мы знаем об имени существительном.

- А теперь проверим наши знания. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило.

- Всё мы знаем? А чего мы не знаем?

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

 

VII. РЕФЛЕКСИЯ

- Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

слайд 18

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

слайд 19 проверка теста.

слайд 20

- Оцените своё эмоциональное состояние на уроке.

  • Было легко и всё понятно - нарисуйте на рисунке солнце
  • Возникали трудности, которые мы преодолевали - облака.
  • Работать было трудно, много непонятного - тучу и молнию.

- Оцените свою работу на уроке - поднимите карточку с соответствующей оценкой.

 

слайд 21

Домашнее задание.

 

- И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:

 

слайд 22

 

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

 

слайд 23

Источник:"Имя прилагательное - как часть речи"|
12 января 2019 г.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину