Тлеуханова Гульжан Тлеухановна, учитель истории, КГУ "Основная средняя школа № 14" акимата города Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
Цель: сформировать у учащихся представление о важнейших событиях из политической истории саков, об исторических личностях и их подвигах во времена войн и саков за свою независимость.
Задачи: развивать навыки разговорной речи, самостоятельного мышления и общего кругозора учащихся. воспитывать познавательный интерес к истории, обращая внимание на героизм сакских племен, формировать у учащихся чувство патриотизма.
1.Организационный этап
Учитель: Здравствуйте учащиеся! Садитесь.
2. Проверка знаний, умений, навыков
1. Работа по карточкам
Карточка №1:
Заполните таблицу:
2. Работа у доски
Фронтальный опрос (пересказ)– Саки - жители древнего Казахстана
Заполнение кластера –
Работа с картой –
Работа с таблицей -
3. Подготовка к восприятию
Учитель: зачитывает стихотворение
Учитель: тема урока «Сакские племена»
4. Изучение нового материала
Целью урока является:
Изучение нового материала проходит по схеме(в 4 этапа)
Учитель: 1 этап – Система управления у саков
В общественной жизни саков огромную роль играло народное собрание. В нем участвовали все мужчины племени. Сакские племена различались между собой. Среди них были элитные племена, из которых избирались цари, а были племена, состоящие из простых скотоводов и земледельцев. Основную часть народа составляли кочевники. Они охраняли оседлые земледельческие племена и население городов от набегов, а также собирали налоги. – заполнение схемы
Учитель: Учащиеся на доске видят иллюстрации и слова, учитель рассказывает легенду, после чего, учащиеся, опираясь на предметы, самостоятельно рассказывают легенду
Учитель – 2 этап – Сакские цари
Саки сражались во многих странах от Персии (Ирана) до Средиземного моря, победили персидского царя Кира, воевали с династией Ахеменидов. В VI в. до н.э. цари Ахеменидской династии три раза направляли свои войска против саков (в 540, 530, 519 гг. до н.э.).
Учащийся рассказывает дополнительное задание «Кир и Томирис»
Учитель: 3 этап – Новая война с персами
Учащимся предлагается просмотреть видео и заполнить схему
Учитель: 4 этап – Подвиг Ширака
Во время другой войны был совершен подвиг Ширака, ставшего примером мужества и героизма, преданности родной земле. История эта такова. В 519—518 гг. до н.э. персидская армия во главе с царем Дарием I в очередной раз вторглась на сакские земли. Мужественный сакский пастух Ширак перебежал к персам и, показывая им раны на своем теле, уверил их, что хочет отомстить сакам за причиненные унижения и пытки. Персы поверили залитому кровью сакскому парню. Ширак добился своего, заманив персидское войско в пустыню, где большая часть погибла от жажды и зноя. Однако и самого Ширака разъяренные персы казнили. А Дарий I с оставшейся частью войска вновь покинул сакские земли.
Войны между саками и персами растянулись на многие годы. Некоторая часть саков в союзе с персами участвовала в походе на Египет. В 30-х гг. IV в. до .э. греко-македонская армия под началом Александра Македонского вторглась в сако-скифские земли. В результате нескольких войн саки сохранили свои земли от завоевания греко-македонцами.
Александр Македонский не смог продвинуться далее Сырдарьи. Из исторических источников известно, что во время вторжения греко-македонской армии в Индию к персам на подмогу пришла тяжело- вооруженная сакская конница. Военное искусство сакских кочевников, их традиции ведения боев и сражений намного превосходили военное искусство других народов. Саки — предки казахского народа, сами казаки всегда до последней капли крови сражались за Родину, совершали героические подвиги, защищая ее.
5. Закрепление
Проходит в 4 этапа:
К каждой цифре прикреплена ссылка на задание
Задание №1 – Волшебный кувшин – В одном столбики вопросы, на которые учащиеся отвечают устно, затем проводят через волшебный кувшин, появляется правильный ответ
Задание №2 – Вставь пропущенное слово - За квартиками спрятаны правильные ответы, учащиеся читают текст и добавляют недостающие слова, затем проверяют
Задание №3 – Бездонный сундучок – Учащимся вытаскивая из сундучка имена правителей необходимо распределить их на 2 столбца исходя из царств в которых они правили
Задание №4 – Собери пазл – учащиеся водят на экране вопросы, а по краям ответы, отвечая на вопрос учитель перетаскивает ответ на ячейку с ответом, тем самым ответив на все вопросы учащиеся видят картинку и узнают что темой следующего урока будет «Золотой человек»
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов
Выставление оценок.
8. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся подвести итог самостоятельно формуле: Я знал… Я освоил…
Список использованной литературы
1. Асфендияров С.Д. История Казахстана. - Алма-Ата, 1993.
2. Абдакимов А. История Казахстана. - Алматы, 2002.
3. Байпаков К.М. История древнего Казахстана. Учебник для 6 класса. -
Алматы: Рауан, 1996.
4. Байпаков К.М., Кумеков Б.Е., Пищулина К.А. История Казахстана в средние века. Учебник для 7-8 классов. - Алматы: Рауан, 1997.
5. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т. 1-2. - Алматы: Атамура, 1996-1997.
6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Под общей редакцией: А.Б.Гани, Ж.К.Касымбаева. - Алматы: Уш-Киян, 2003.
7. Кадыркулова Г.К. История Казахстана: Учебное пособие. - Алматы, 2003
8. Кан Г.В. История Казахстана. - Алматы, 2002.
9. Касымбаев Ж.К. История Казахстана. Учебник для 9 классов. - Алматы: Рауан, 1995.
10. Нурпеисов К., Аяганов Б., Жаксылыков Н. История Казахстана: Учебник для 11 классов. - Алматы: ЗАО «Издательство Мектеп», 2004.
11. https://for-teacher.ru/edu/istoriya/doc-ftawkyh.html
12. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. - Алма-Ата, 1992.