Авдонькина Инга Викторовна, учитель химии и биологии, Общеобразовательная школа-лицей № 9 имени Владимира Саввы, Казахстан, Жамбылская область, Меркенский район, с. Сарымолдаево
Краткосрочный план урока по теме "Индикаторы"
Раздел долгосрочного плана: 7.3А Химические реакции |
Школа: ОШЛ № 9 имени Владимира Саввы |
||
Дата: |
ФИО учителя: Авдонькина Инга Викторовна |
||
Класс: 7 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: - |
|
Тема урока |
Индикаторы. Лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов» |
||
Тип урока |
Изучение нового материала, урок-практикум |
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
7.3.4.2 - знать химические индикаторы – метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных средах 7.3.4.3 -уметь определять кислоты и щелочи с использованием универсального индикатора, на основе рН шкалы |
||
Цели урока |
- определять кислоты и щелочи при помощи индикаторов - метилового оранжевого, лакмуса, фенолфталеина и изменение их окраски в различных средах |
||
Критерии оценивания |
Исследует реакцию кислот и щелочей с помощью индикаторов и определяет среду раствора |
||
Языковые цели
|
Учащиеся могут: устно сравнивать результаты испытаний на определение среды растворов при помощи специфичной лексики, относящейся к предмету Лексика и терминология: Кислота, щелочь, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, универсальный индикатор, pH (просто в качестве шкалы “кислотности”), раствор кислотный, щелочной, нейтральный. … является более кислотной /щелочной чем … …является менее кислотным/щелочным чем … Универсальный индикатор получают из ... Кислоты имеют pH ... и щелочи ... Шкала pH используется для ... Безопасность в лаборатории очень важна, потому что… Кислоты сжигают кожу, так как … В лаборатории / При проведении эксперимента, делать/не делать… мы должны/мы не должны…. Безопасность/небезопасный/опасный, раздражать, смешивать, разливать, защита глаз |
||
Привитие ценностей
|
Честность, сотрудничество, толерантность, трехъязычие, здоровье, уважение, ответственность и обучение на протяжении всей жизни. |
||
Межпредметные связи |
Биология |
||
Навыки использования ИКТ |
Презентация |
||
Предварительные знания |
7.3А Химические реакции. Природные кислоты и щелочи |
Ход урока
|
||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 0-10 мин |
1.Приветствие учителем учеников. Рапорт дежурного. Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю - wish (соприкасаются большими пальцами); успеха - success's (указательными); большого - large (средними); во всём - in everything (безымянными); и везде - and everywhere. (мизинцами); Здравствуйте! Hi (прикосновение всей ладонью) 2.Разминка (работа с карточками) – фронтально. Карточки есть у каждого ученика на столе, изготовленные дома. Учитель называет кислоты и щелочи, ученики поднимают соответствующую карточку и называют кислоты и гидрок5сиды на казахском и английском языке. Соляная кислота – hydrochloric acid, тұз қышқылы Азотная кислота – nitric acid, азот қышқылы Серная кислота – sulfuric acid, күкірт қышқылы Фосфорная кислота – phosphoric acid, фосфор қышқылы Угольная кислота – carbonic acid, көмір қышқылы Гидроксид натрия – натрий гидроксиді, sodium hydroxide Гидроксид калия – калий гидроксиді, potassium hydroxide Гидроксид кальция – кальций гидроксиді, calcium hydroxide Объявление темы и целей урока На прошлом уроке мы с вами познакомились с кислотами и щелочами. Они бывают природными веществами и химическими реактивами. Что это за соединения? Какие кислоты и щелочи вы знаете? (ответы учеников). Как вы думаете, как можно определить кислоту и щелочь? (мнение учеников) Сегодня мы познакомимся с веществами, с помощью которых можно определить кислоты и щелочи. Как они называются, вы узнаете, отгадав ребус. Это индикаторы. А целями урока будет - изучить виды индикаторов и определять кислоты и щелочи при помощи индикаторов, научиться определять среду растворов, зная его значение рН. |
Карточки со знаками химических элементов, слайды |
||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 11-20 мин
21-30 мин.
31-37 мин.
|
Для ознакомления с темой урока учитель предлагает посмотреть видеоролик об индикаторах и ответить на вопросы. Какие индикаторы вы знаете? Какие среды растворов можно определить с помощью индикаторов? Существуют ли природные индикаторы? Учитель дополняет знания учеников, рассказывая о рН метре и рН шкале. Запишите, как произносятся индикаторы на английском и казахском языках. Работа с произношением слов Vocabulary:
Работа в парах Выполнение лабораторной работы. Проведение инструктажа по ТБ при работе с кислотами и щелочами. Лабораторная работа № 6 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов» стр. 70, учебник 7 класс На столах учеников выданы реактивы (кислота, щелочь, раствор соли) и набор индикаторов, универсальный индикатор, цветная бумага, клей, ножницы. Ученики выполняют работу, используя инструктивную карту, заполняют таблицу, используя полоски цветной бумаги, соответствующие цвету индикатора в растворе и делают выводы (приложение 1) Дескрипторы: 1.Определяет изменение цвета лакмуса в кислой, щелочной и нейтральной среде 2.Определяет изменение цвета метилоранжа в кислой, щелочной и нейтральной среде 3. Определяет изменение цвета фенолфталеина в кислой, щелочной и нейтральной среде 4. Определяет изменение цвета универсального индикатора в кислой, щелочной и нейтральной среде Взаимооценивание работ в парах. Каждая пара учеников меняется своими работами с соседней парой, рисуют смайлик, соответствующий уровню выполненной работы. Работа в группах: Выполнение формативных заданий «Экспериментальная площадка» (приложение № 2) Задание №1 Определите среду растворов выданных вам веществ и сравните их кислотность и щелочность Реактивы: лимонный сок, раствор пищевой соды, минеральная вода, фруктовый сок, раствор порошка, индикаторы Ход работы: 1. В пронумерованные пробирки с образцами выданных веществ добавить рекомендуемый индикатор. 2. Используя составленную цветную таблицу с указанием границ кислой, нейтральной и щелочной среды, определить среду выданных образцов. 3. Определить цифровые значения, используя шкалу значений рН и сопоставить полученные результаты. 4. Результаты занести в таблицу Дескрипторы: 1. Определяет значение рН по шкале 2. По значению рН определяет среду растворов всех выданных образцов Задание №2 Определите вещества в выданных пробирках, используя рекомендуемый индикатор Ход работы: 1.В пронумерованные пробирки добавьте рекомендуемый индикатор 2.Определите изменение цвета индикатора в каждой из пробирок 3.Предположите, какое вещество находиться в каждой из пробирок и заполните таблицу 4.Сделайте вывод Дескрипторы: 1.Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора 2.Определяет вещества в пробирках |
Видеоролик «Индикаторы» с сайта smk.kz
Лабораторное оборудование, реактивы, индикаторы, универсальная индикаторная бумага, инструктивная карта
|
||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 38-40 мин
Дом. задание |
Подведение итогов урока – устная обратная связь (2-3 ученика высказывают свое мнение об уроке) Рефлексия «Дорожка успеха» (Учащиеся дают оценку пройденному уроку – заполнение дорожки успеха - каждый выбирает соответствующий смайлик и прикрепляет его на доску, на дорожку успеха) § 11, фотоотчет по заданию после § 11 (изготовление природных индикаторов) |
Раздаточный материал |
||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация |
Все учащиеся будут: - Исследовать реакцию среды(ФО) - Делать вывод. Большинство учащихся научится: - разделять природные кислоты и щелочи с помощью индикаторов (ФО) Некоторые учащиеся научатся: Могут давать сравнительную характеристику кислот и основании по реакции с реакций с различными индикаторами (ФО) |
|
||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: |
Приложение 1
Раздел\ Тема |
73. А Химические реакции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения |
7.3.4.2 определять изменение окраски лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина и универсального индикатора в кислотах, щелочах и нейтральных растворах |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание, применение |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
• Различает химические индикаторы и изменение их окраски в различных средах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 7 Изучение кислотности и щелочности среды растворов Ход работы:
Выводы:
|
Приложение 2
Формативные задания «Экспериментальная площадка»
Раздел\ Тема |
73. А Химические реакции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения |
7.3.4.2 определять среду раствора при помощи индикаторов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание, применение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
• Определяет кислоты и щелочи с помощью индикаторов. •Сравнивает кислотность и щелочность растворов, используя шкалу значений рН |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание №1 Ход работы:
Задание №2 Определите вещества в выданных пробирках, используя рекомендуемый индикатор Ход работы: 1.В пронумерованные пробирки добавьте рекомендуемый индикатор 2.Определите изменение цвета индикатора в каждой из пробирок 3.Предположите, какое вещество находиться в каждой из пробирок и заполните таблицу 4.Сделайте вывод
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Дескриптор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определяет кислотность и щелочность среды выданных веществ с помощью индикатора. |
Определяет рН значение по шкале По значению рН определяет среду растворов всех выданных образцов Делает вывод |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определяет вещества с помощью индикаторов |
Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора Определяет вещества в пробирках Делает вывод |
Вещество |
Индикаторы |
|||
Лакмус |
Метилоранж |
Фенофталеин |
Универсальный индикатор |
|
Кислота |
|
|
|
|
Щелочь |
|
|
|
|
Соль |
|
|
|
|