Кравченко Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных модулей, высшей квалификационной категории, ГБПОУ СО «НТПК № 1» города Нижний Тагил, Свердловской области
Учебный предмет: междисциплинарный курс «Организация социально-культурной деятельности».
Группа: 31 (3 курс).
Учебная тема: «Морально-этический ресурс».
Цель занятия:
Формирование представлений у будущих специалистов социокультурной сферы о необходимых этических, нравственных норм и правил в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.
Задачи занятия:
1. Перечень активных методов и приемов обучения для развития креативного мышления, использованные на занятии для организации деятельности учащихся.
Название активного метода или приема обучения |
Комментарий |
Вопросительные вопросы |
Пользуясь приемом «Вопросительные слова», индивидуально составляются вопросы к теме предложенного текста, которые затем обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных. Те вопросы (не более 2-х), которые понравились (из придуманных вашими друзьями), занести в таблицу. |
ИДЕАЛ |
Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. Чтобы сохранить аббревиатуру, были найдены некоторые формулировки. Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике? |
СИНКВЭЙН |
Это стихотворение из 5-ти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать что-либо и размышлять по какому-либо поводу. Это способность резюмировать информацию, излагать сложные чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. |
ЗХУ |
Используется в работе с печатным текстом. Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике. Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты (этап «Рефлексии»). «З» Знаю |
2. Перечень видов деятельности студентов на занятии.
Основной темой учебного занятия (в СПО) является рассмотрение морально-этических норм и правил поведения будущих специалистов социально-культурной сферы. Тема достаточно сложная (и даже не интересная) для освоения и усвоения студентами. Использование активных методов обучения, технологии критического мышления позволяет создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, активного участия в процессе нового материала.
Ядром такого творческого деятельностного занятия является использование таких приемов и методов критического мышления как «Вопросительные вопросы», «ИДЕАЛ», «Синквэйн», «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал), в ходе которых создается ситуация, способствующая поддержанию интереса к теме, повышению мотивации студентов, творческому преобразованию содержания учебного материала, изучению и осмыслению текста.
Таким образом, использование деятельностного метода обучения позволяет повысить качество обучения, формировать у обучающихся коммуникативные компетенции, умения интеллектуального характера, навыки самоконтроля, самооценки.
4. Препятствия, встречающиеся на пути к формированию креативного мышления обучающихся
№ |
Факторы, негативно влияющие на процесс развития креативного мышления |
Ваш комментарий
|
1. |
Состояние стресса |
состояние повышенной тревожности, слишком сильная или слишком слабая мотивация, страх и повышенная самоцензура |
2. |
Торопливость в мышлении |
желание быстро найти решение – зачастую скорость не всегда достигается за счет качества, когда возникает искушение решить хоть как-нибудь, главное - быстро |
3. |
Наличие фиксированной установки на конкретный способ решения – называют это «пространственным ограничением» |
что недопустимо, поскольку критическое мышление рассматривается и с точки зрения новизны продукта, и с точки зрения новизны процесса мыслительной деятельности |
4. |
Формирование конформности мышления |
Не допускать этого, а всячески подчеркивать, значимость оригинального решения по сравнению с традиционным |
5. |
Факторы, мешающие «думать не так, как все» (по Р. Оуч) называет «умственными замками» |
К «умственным замкам» исследователь относит:
10. «Я не творческий». Чтобы что-то сделать, нужно а) захотеть это сделать и б) быть уверенным, что ты можешь это сделать. |
6. |
Неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами |
|
Ход практического занятия
Этап занятия: Вступительная часть.
Вступительный текст к учебному заданию, цель которого - заинтересовать учащихся.
Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности будущих менеджеров.
В.А. Сухомлинский писал: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть». Вы согласны с его высказыванием? Рассуждения студентов.
В связи с этим, морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.
Ваша задача: изучить предложенные тексты по теме «Морально-этический ресурс» (Приложение 1) и «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Приложение 2).
На основе изученных материалов выполните задания с 1 по 4 в форме заполнения таблиц. Но сначала внимательно прочитайте инструкции. Задание выполняйте в группах по 4 человека.
Выполнив задания 1-4, вам необходимо составить русскую народную сказку на современный лад по теме «Морально-этический ресурс» и ее продемонстрировать в форме театрализации.
Этап занятия: Содержательная часть.
Задание 1. Заполнить таблицу «Вопросительные слова» (см. ниже инструкцию)
Инструкция (работа в группах по 2-3 человека):
|
Вопросительные слова |
Ключевые понятия темы |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Вопросы, которые можно было бы выяснить |
||
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
Вопросы, которые придумали другие, но интересные всем |
||
|
|
|
|
|
Задание 2. Заполнить лист решения проблемы «ИДЕАЛ»
Вопросительные слова |
Ключевые понятия темы |
Какую проблему надо решить? |
Гипотезы |
Какой важной информацией для решения проблемы вы обладаете? Что знаете из собственного опыта? |
Что еще надо знать? |
Каковы 3 главных способа решения проблемы? 1. 2. 3. |
Какой из выбранных способов лучше и почему? |
Задание 3. СИНКВЭЙН
Способность резюмировать информацию, излагать сложные чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн – это стихотворение из 5-ти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать что-либо и размышлять по какому-либо поводу. От франц. - пять.
Правила написания:
1. В 1-ой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Задание 4. Составить русскую народную сказку на новый лад. Примерные темы:
Этап занятия: Рефлексивно-оценочный
Задание 5. Стратегия ЗХУ
Используется в работе с печатным текстом.
Учащиеся фиксируют ключевыми словами, фразами известную информацию в 1 столбике (3-4 мин.)
Обсуждение раздела – графы «Знаю» в группах.
Заполнение второй графы индивидуально на местах, далее в группах, затем фронтальное обобщение.
Работа с текстом (выделение новой информации).
Заполнение третьей графы «У» (узнал). Обобщение изученного материала
в группах и выводы фронтально.
Если изучаемый текст не позволил ответить на все вопросы, то выделяется
блок «Осталось узнать» и определяется круг возможных способов получения
информации. Составляется карта поисковой деятельности, выполняются проекты (этап «Рефлексии»).
«З» Знаю
«Х» Хочу узнать
«У» Узнал
Осталось узнать:
Знаю
|
|
Хочу узнать
|
|
Узнал
|
|
Осталось узнать
|
|
Планируемые результаты учебного занятия по теме «Морально-этический ресурс»:
1. Сформированы умения использовать различные источники для получения необходимой информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.
2. Сформированы умения выбирать необходимую информацию по предложенной теме.
3. Усвоены правила работы в группе и применения их в практической деятельности.
4. Сформирована критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.
5. Сформированы готовность и способность студентов к самовоспитанию на основе морально-этических норм и правил поведения.
Библиографический список
1. Денисов, Н. Г. Региональные субъекты социокультурного развития и функции. - М., МГУК, 2011.
2. Киселева, Т.Т., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., МГУК, 2008.
3. Леви, М. Гениальность на заказ / Марк Леви; пер. с англ. Олега Маца-ка. - М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013. - 224 с.
4. Львов, М. Р. Школа творческого мышления. - М.: АСТ, 2013.
5. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: 2013.
6. Ярошенко, Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2014.
Приложение 1
Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.
Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.
Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.
Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.
Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.
Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.
Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.
К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.
Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.
Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.
В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).
Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.
Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.
Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения критериям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.
Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.
Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.
Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.
Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.
Приложение 2
МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
от 06.02.2014 №09-148
1. Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.
3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.
4. Целями Кодекса являются:
установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей
7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.
10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
13. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
III. Ответственность за нарушение положений Кодекса
15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.