Федотова Наталья Владимировна, преподаватель по изобразительному искусству, ГККП «Ясли-сад «Гулливер», Казахстан, г. Петропавловск.
Семинар для воспитателей "Как вырастить художника?"
Цель:
Познакомить коллег с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
Задачи:
Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.
Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.
Познакомить с приемами рисования.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу вас познакомить с раннем возрастом это дети от 1 года до 3 лет. Что могут делать дети в этом возрасте, и чем с ними можно заниматься именно в развитии творчества.
В возрасте от 1 до 2 лет малыши еще не могут изображать предметы. Этот период называют до изобразительный. Малыши просто манипулируют кисточкой или карандашом, в этом процессе случайно на листе возникают линии, штрихи, точки. Постепенно изображение меняется: от штрихов ребенок переходит к непрерывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремятся заполнить весь лист.
Ближе к двум годам малыш начнет самостоятельно интересоваться рисованием. Собственно, самые первые детские рисунки - это не столько художественное творчество, сколько «эксперименты»: что получится, если поводить вот этой смешной палочкой по бумаге? А что будет, если окунуть пальчик в баночку с яркой густой массой, а потом размазать ее по животику?
Занятие по рисованию рекомендуется начинать с обучения простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисую «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учиться находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
Прежде чем начать обучать ребенка надо подготовить материал: гуашевые краски основных цветов, фломастеры, цветные карандаши, кисти, различные штампы (карандаши, ластик, пуговицы, крышки, пробки, расческа, губка, комочки смятой бумаги, зубная щетка, скрученная в трубочку бумага, ватные палочки…) и трафареты.
Подготовив материал перейдем к различным приемам рисования:
Рисование в воздухе - это изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе). А я хочу вам предложить порисовать на разносе с манной крупой.
Совместное рисование - когда взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Рисование ладошкой, пальцем - обмакивание ладошки или пальчика в краску, отпечатывания ладошки или пальца на бумаге.
Рисование кисточкой поверх эскиза - нанесение мазков поверх заранее подготовленного карандашного эскиза.
Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать.
Тычок жесткой полусухой кистью – ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально.
Рисование с помощью штампа, трафарета – рисование красками с помощью штампов, трафаретов. Можно использовать пробки, комочки смятой бумаги, кусочки поролона, пенопласта, ластика, картофеля.
Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата.
Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить бабушки, дедушки, гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».