Лапина Марина Николаевна, преподаватель специальных дисциплин, ГУ Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа – интернат для одарённых детей», Казахстан, г. Павлодар
План урока:
Тема урока: «Практика сценического мастерства как форма активизации творческой деятельности учащихся на уроках хоровой литературы»
Цель урока: Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения оперно – хорового творчества П.И.Чайковского.
Задачи:
Тип урока: Урок комплексного применения
ТСО, наглядные пособия: Поэма А.С. Пушкина «Полтава», видеозапись хоров из оперы П.И.Чайковского «Мазепа», оперный клавир.
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание блока |
Методы |
Формы работы |
время |
1.Организационный момент |
Подготовить класс,интерактивную доску, сделать запись в журнале |
|
|
1мин. |
2. Ориентационно – мотивационный этап |
Погружение в содержание музыки П.И.Чайковского «Мазепа» |
Принятие непосредственного участия в сцене Марии и девушек с помощью применения сценического мастерства. Учащиеся из пассивных слушателей становятся активными исполнителями сцены. |
Разучивание партий, чтение поэмы А.С. Пушкина «Полтава», Просмотр на интерактивной доске видеозапись сцены в исполнении Мариинского театра |
20мин |
3.Операционно – исполнительный блок |
Цель – развитие творчества, заинтересованность материалом. Проблема – «вживание» в образы героев сцены |
Между учащимися распределяются роли, исполняется вся сцена целиком. Учащиеся представляют эпоху, место действия, внутреннее состояние героев. |
Коллективное исполнение сцены под аккомпонемент. Учащиеся вносят в исполнение сцены что – либо своё, лично, интерпретировать по своему
|
20мин. |
4. Рефлексия |
После исполнения сцены ответить на вопросы: «Что не получилось в исполнении?», «Что переживает Мария?» |
|
Самостоятельная работа |
2мин. |
5. Домашнее задание |
Прослушать хоры из сцены,пропеть свою партию, придумать и сделать реквизиты (например, венки для гадания) |
|
Самостоятельная работа |
1мин. |
6.Подведение итогов |
В результате использования сценического мастерства на уроке хоровой литературы учащиеся были заинтересованы в том, чтобы как можно больше «вжиться» в образы героев, профессионально исполнять хоровые партии. Таким образом цель и урока была достигнута, эадачи, поставленные перед учащимися – выполнены. |
|
Обобщение итогов работы, анализ и выводы. |
1мин. |
Самоанализ
Открытого урока преподавателя Лапиной М.Н.
Тема урока: Практика сценического мастерства как форма активизации творческой деятельности учащихся на уроках хоровой литературы.
Дата: 16.11.2020
Курс: третий
Урок проводился на 3 курсе отделения «Хоровое дирижирование» по предмету «Хоровая литература». На уроке были поставлены следующие задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Доминирующей была задача обучающая (изучение оперных хоров П.И.Чайковского и оперного стиля композитора). Комплексно – методическим обеспечением служили видеозапись хоров из оперы П.И.Чайковского «Мазепа», оперный клавир, поэма А.С.Пушкина «Полтава».
Урок я разделила на шесть этапов: организационный момент, мотивационный этап, операционно – исполнительный блок, рефлексию, домашнее задание и подведение итогов. Каждому учащемуся давались разноуровневые задания, распределялись роли. Оценивание работы производили сами учащиеся. Домашнее задание было выдано в течение урока.
Я думаю, что урок достиг своей цели, учащиеся были заинтересованы оперно – хоровым творчеством П.И.Чайковского, активно принимали участие в исполнении сцены, выявили свои способности в коллективном творчестве и полностью усвоили материал.