ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
7 июня 2018 г.

Несипбаева Гульмира Сагатбековна, учитель начальных классов, КГУ "Общеобразовательная средняя школа №3", Казахстан, Карагандинская область, г Балхаш

 

 

 

 

Метапредметный подход  в условиях обновления содержания образования

Метапредметный подход  в условиях обновления содержания образования

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов информационно-коммуникативными  технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Школьники лучше выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты были ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.Они показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о новом качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

   В современной педагогике существует три взгляда на метапредметность в образовании. Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми  конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими  основу умения учиться[1, с.7].Метапредметное содержание (по А.В.Хуторскому), то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение» [2, с.15].

Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.[4, с.5].

  Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.

Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи).

Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии  с логикой формирования определённых способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких  или всех учебных предметов обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Сопоставительные характеристики подходов                                                  

Традиционный подход

Метапредметный подход

1.Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1.Простраивание мыслительной операции (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2.Новое открытие (взгляд по -новому) процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

3.Использование способа «переузнавания» знания на разном учебном материале

 Важно понимать учителю, что перенести метапредмет в стандартный учебно-воспитательный процесс и образовательную практику невозможно. Его следует понимать как определённый инструментарий для переориентирования мыслительной деятельности школьников в практической реальности жизни (межпредметная среда). Метапредметы могут быть реализованы в 2-х форматах: первый – «связки»  между предметами, второй – отдельные учебные курсы. В основе метапредметного подхода знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, они добываются каждым учеником в активном взаимодействии или самостоятельно.

Рассмотрим метапредмет «Знак» - это формирование у обучающихся способностей к схематизации. В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).  В освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения, критического мышления, ТРИЗ. В своей практике  я использую задания:

Пример 1. Ученику предложено  расположить в порядке (возрастания или убывания – от учебной задачи) карандаши: зелёный карандаш длиннее жёлтого, но короче красного. Для решения этой задачи ученик сам делает себе схему, на которой изображает 3 карандаша (или может заменить  их отрезками, линиями).

Пример 2.  При изучении стихотворения, в практике начальной школы активно используется методика Ривина, которая позволяет ученикам переводить изученные фразы и слова в «знаки», облегчающие процесс запоминания. В ходе изучения текстового материала может возникнуть образ –схема, модель, значки. Способность зафиксировать мысль или процесс в виде рисунка, схемы, знаков, стрелок позволяет ученикам получить информацию своим способом, и уровень присвоения становится авторским.

Пример 3. Ученикам даётся  текст. Каждый учащийся прорабатывает тему абзаца в парах сменного состава следующим образом: для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. После проработки всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в малой группе. Затем получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Такая работа позволяет школьникам:

- быть свободным в эмоциях и проявлении чувств,

-проявлять инициативу и творчество в процессе мыслительной деятельности, в создании знака,схемы

- формирует навыки речевой деятельности,

- формирует умения трансформировать информацию в законченный блок схему или знак,

-формировать  способы построения  межличностной коммуникации.

   В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Литература:

  1.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 201
  3. http://www.khutorskoy.ru/books/
  4. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
Источник: Метапредметный подход в условиях обновления содержания образования |
7 июня 2018 г.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину