ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Современные подходы, формы и методы развития личностного и творческого потенциала учителя и учащегося.

8 июня 2018 г.

Бондарь Инна Владимировна, учитель музыки, зам по ВР, КГУ "Общеобразовательная средняя школа №3", Казахстан, Карагандинская область, г. Балхаш

 

 

 

 

Современные подходы, формы и методы развития личностного и творческого потенциала учителя и учащегося.

Современные подходы, формы и методы развития личностного и творческого потенциала учителя и учащегося.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития личностного и творческого потенциала учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.

Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда. Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его индивидуальных способностей. Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только талантливый учитель может развивать талантливых учеников. От его личных качеств, от уровня развития его творческого потенциала зависит раскрытие способностей школьников.  Современный преподаватель  - творческая личность, способная к социальному взаимодействию, обладает неординарным мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи, принимать решения и отвечать за них, умеет развивать у учащихся  творческие начала. Другой характерной  чертой является   новаторство - постоянный поиск нововведений.

Однако  многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача современного психологического и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка.

Но как и каким образом возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у учителей возникает вопрос: с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу?

 Чтобы  решить задачу развития личности и творческого потенциала школьника, в начале года в  нашей школе проходит анкетирование с целью выявления,  интересов школьников . Анализ полученных данных позволяет выделить конкретные направления в воспитательной работе, в области которых ученики изъявили желание получить знания и развить свои способности.

С целью мониторинга воспитательного процесса было проведено анкетирование школьников для выявления  мотивации саморазвития школьников. Было опрошено 62  учащихся 5-11 классов. Из них во внеурочное время хотят заниматься: научно-исследовательской работой - 8%; техническим творчеством – 18%; спортом – 53%; культурно-массовой работой – 35%; другим 6%.

Согласно выводам, сделанным по результатам анкетирования:

у15% школьников – остановившееся развитие; у 65%  школьников – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; у 20%  школьников – активное развитие.

Таким образом: большинство  школьников  хотят во внеурочное время заниматься различными видами деятельности, но у них отсутствует система саморазвития.  Задача  образовательного учреждения создать условия и помочь сформировать  этот навык учащихся.

Для создания  атмосферы творчества в образовательном пространстве необходимо:

- показывать, что без участия со стороны школьников невозможно творчество учителей, поскольку оно всегда сотворчество,

-подчёркивать соавторство  школьников в рождении новых творческих идей.

Выявив творческий потенциал своих учащихся в школе, мы  составили план работы по всем направлениям воспитательной деятельности школы, включающим  гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную, экологическую  направленность.

Исходя из этого, свою деятельность строим, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы ребенок имел возможность опробовать свои силы, найти себя.

Важнейшей составляющей процесса развития способностей школьников является участие в различных конкурсах. Так как оно обогащает личный опыт учащегося, его знания о разнообразии человеческой деятельности. Детям такие конкурсы помогают в  самовыражении, знакомят с разными видами творчества, учат работать самостоятельно, развивают мысли, фантазию, открывают перспективы на будущее.

Поэтому в школе проходят такие конкурсы, как «Универсальный артист», «Аукцион талантов», защита проектов «Школа будущего», «"Фотокамера смотрит в мир", работает клуб «Юных корреспондентов» ,"Интеллектуальный аукцион",

КВН «Думай смекай, решай»,  проводятся предметные недели, олимпиады, защиты проектов по различным направлениям.

С целью  развития и воспитания  в ребёнке   духовно-человеческих ценностей, гуманистических, художественно-эстетических качеств используются нетрадиционные формы мероприятий: «Разговор при свечах», "День гения", "Круглый стол с острыми углами", "Сюрпризы дружбы" , "Конверт откровений", различные варианты "концерта-ромашки», мюзикл «Красавица и чудовище», литературные гостиные «Подвиг любви бескорыстной», что способствует проявлению личностного и творческих дарований учащихся.

Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется через экскурсии на природу,  спортивные подвижные игры, спартакиады, в организации проведения наглядной агитации с помощью использования ИКТ  посредством защита презентаций «Не делай этого!»  по профилактике против наркотиков и СПИДа и  «Правильное питание».

В соответствии с планом  работы в школе  действуют следующие кружки и клубы по интересам: спортивные секции, «Час здоровья», «Графический редактор фотошопа», музыкальный театр  «Улыбка», кружок начинающих журналистов «Жас тілші», историко-краеведческий кружок Клио», «Основы выбора профессии»;танцевальный кружок «Элегия».

В результате учащиеся с желанием принимают участие в городских мероприятия, олимпиадах,  спортивных соревнованиях, что помогает наглядно увидеть их творческий рост, нравственное совершенствование и повышение в целом уровня воспитанности, что очень важно на сегодняшний день для воспитания в школе.

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.  Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.
  2. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с.
  3. Е.Ю. Умярова Психолого – педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ssc.smr.ru/izv_2009_4.html
  4. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж.

          “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину