Тастанбекова Бибігүл Төлегенқызы, учитель географии и биологии, КГУ «Средняя школа имени Базылбека Ахметова», Казахстан, ВКО, Уланский район, село Ново-Одесское
"Инновационные технологии в обучении географии"
География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.
Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.
Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.
И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний.
В организации процесса обучения с использованием новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).
С овладением любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.
Инновационные педагогические технологии.
Обучение учащихся основам исследовательской деятельности.
Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.
Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.
На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы, мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической географии:
Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.
Учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.
Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников.
Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
Использование сетевых технологий ИНТЕРНЕТА.
Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.
1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.
2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.
Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.
Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты.
В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.
При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.
При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.
Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.
При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.
Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
Интернет, образовательные СД- диски.
Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя.
Цель- создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Как уже было сказано выше, инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Изучение материала блоками.
МОДУЛЬ - целевой функциональный модульный узел, в котором объединены учебное конкретных целей в учебно-познавательной деятельности.
Модульная технология состоит из модульной программы (цикла) и модульного урока.
В модульной программе (её составляет учитель) прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие:
1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём;
2) определение цели обучения для учащихся,(например :в результате работы над модулем необходимо
изучить:; определить ...; повторить...; сравнить...; развить умения...; навыки... и т.д.
3) отбор учебного материала по содержанию;
4) определение приёмов учебной деятельности;
5) распределения содержания по урокам;
6) подбор дополнительной литературы для учащихся;
7) письменное составление МП;
8) подготовка необходимого количества копий МП.
Следующий элемент технологии - модульный урок. Приступая к разработке урока необходимо помнить, что его продолжительность 2 академических часа, но встречаются уроки и меньшей продолжительности.
Действия учителя при составлении урока - модуля:
1) формулирование темы урока;
2) отбор учебного материала по содержанию;
3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;
(например: в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)
4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;
5) определение способов учебной деятельности учащихся;
6) отбор методов и форм деятельности учителя;
7) письменное составление модуля данного урока;
8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.
УЭ не должно быть очень много.
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь ученик по завершению работы.
УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.
Добавлю, что особой чертой модульной технологии является разработка диагностично поставленных целей обучения для каждого учебного элемента.
УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).
Достижение целей гарантировано в том случае, если идёт чёткое руководство по усвоению материала.
Очень часто планируемые задания предлагаются на двух уровнях . 1-ый уровень включает обязательный для изучения материал (учащиеся должны знать и уметь) т. е. рассчитано на простое воспроизведение минимума. 2-ой уровень предполагает, что учащиеся могут знать предмет шире и глубже, использовать его в разных ситуациях (т.е. могут знать и уметь).
УЭ-4 - выходной контроль (самоконтроль и самооценка учащихся) подведение итогов самим учеником.
УЭ-5 - рефлексия, т.е. выбор индивидуального домашнего задания и окончательный итог урока.
Результатом выходного контроля (УЭ-4,УЭ-5) может быть ответ ученика у доски учителю, группе учеников,
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.
Ролевые игры более просты и понятны, поэтому требуют меньшей подготовки для организации. Небольшой инструктаж – “руководство к действию” и можно играть. Приводимый ниже пример хорош как для игры по географии, так и по истории или экологии. Игра “Линия времени” основана на готовой методической разработке для курса “Устойчивое развитие” с дополнениями автора этой статьи и его же рекомендациям.
(предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата)
Основная задача – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.
План методической разработки игры
Возраст участников (учащихся) – 12 – 17 лет
*Средние, старшие классы
1. Тема: Развитие биосферы и общества
*Можно так же включить занятие в тему: Эволюционные процессы и развитие Земли
2. Цель: Соотнести продолжительность существования Земли, биосферы,
человека, роль человека в изменении природы Земли
*Также развитие техники и науки за определенный этап времени.
3. Задачи. Образовательная – Оценить продолжительность этапов существования биосферы от ее возникновения до появления человека.
Развивающая – Продемонстрировать методику и создать общее видение будущего, создать условия для развития прогностичности мышления.
Воспитательная – показать роль человека в изменении природы, дать возможность оценить негативные и позитивные действия человека по отношению к ней.
4. Главная мысль темы. Биосфера формировалась тысячи миллионов лет. За короткий в историческом масштабе период технического прогресса природа значительно разрушена. Ответственность человека за изменение биосферы.
5. Основные понятия: Прошлое, настоящее, будущее, линия времени, образ желаемого будущего, общее видение будущего.
* Эволюция, научно-технический прогресс и т.д.
6. Пояснение (что должно быть достигнуто по окончании занятия). Наглядно представленная линия времени позволяет осознать, как давно возникла биосфера, как долго она развивалась и как мало времени понадобилось человеку, чтобы нарушить природу.
* По окончании занятия, при оставшемся времени можно выявить плюсы и минусы воздействия человека на природу (смог бы он развиваться без ее нарушения).
7. Материалы, оборудование:
Для участников: ничего.
Для ведущего: моток прочных ниток или толстая леска длиной 5 (лучше 10 метров), картонные карточки с изображением важнейших этапов развития Земли, биосферы и человечества и датами этих событий и этапов.
*Карточек должно хватить на всех участников этого занятия.(20-30 карточек)
Пример карточек:
А) Возникновение планеты Земля – 4,6 млрд. лет назад
Б) Возникновение простейших форм жизни – 4 млрд. лет назад
…Д) Первые летающие насекомые – 350 млн. лет назад.
…К) появление дриопитека – 14 млн. лет назад
…П) Начало пользования огнем – 200 тыс. лет назад
…У) Промышленная революция – 250 лет назад.
…Х) Первый космический корабль с человеком на борту – 1961 г.
8. Подготовка.Линия времени (нить) должна быть 4,6 м. При масштабе в 1мм – 1 млн. лет длина нити соответствует 4,6 млрд. лет. На нити отмерьте начало и сделайте отметки через каждый метр.
* При нити длиной 10 м можно отмерить 9,2 м, тогда в 1 мм – 500 тыс. лет, что будет удобней для последних тысяч лет.
Подготовьте карточки и горизонтальный участок в комнате для размещения нити и карточек.
9. Ход занятия. Скажите участникам о возможности наглядно представить время как линию (нить), вдоль которой располагаются события прошлого, Настоящего и будущего.
Объясните, что история Земли насчитывает 4,6 млрд. лет. Предложите рассчитать, какой временной масштаб необходимо принять, чтобы отобразить всю историю Земли нитью длинной 4,6 м.
Закрепите нить с двух сторон. Раздайте участникам вразброс карточки и предложите самостоятельно определить, где и в какой последовательности на линии должны располагаться карточки. Затем расположите карточки вдоль нити (*либо если вы раздали карточки на руки – участники сами расположат их на линии времени).
В конце занятия можно задать следующие вопросы:
ЛИТЕРАТУРА:Для учителя: