ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Инновационные технологии в развитии творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

27 февраля 2019 г.

Грузинцева Александра Ивановна, учитель начальных классов, КГУ "Школа -лицей №17", Казахстан г.Атырау.

 

Инновационные технологии в развитии творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Инновационные технологии в развитии творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Содержание:

  1. Введение .
  2. Условия  для  развития  творческих  способностей  младших школьников   на  уроках  литературного чтения .
  3. Технологии , используемые  в  творческой  деятельности  учащихся .
  4. Заключение.
  5.  Список литературы
  6.  Приложение

 

«Образование  должно давать  молодежи не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной  адаптации» 

Н. Назарбаев

 

Как помочь ребенку приспособиться к условиям социальной среды? Как реализовать потенциал его возможностей ? Как побудить к творческому вдохнвению? Можно ли сделать так, чтобы дети в стенах школы получали не только акдемические знания , но самое главное сумели вырасти гражданином Казахстана с активной жизненной позицией, всесторнне и гармонично развитым, социально адаптированными? Как пробудить творческое воображение?

 Я, Грузинцева А.И, учитель с 22-летним стажем, утверждаю « Можно и жизенно необходимо. Тема моей работы: «Инновационные технологии в развитии творческих способностей  младших школьников  на уроках литературного чтения»

Цель:

  1. воспитание подлинно творческой свободной личности.
  2. поддержание интереса к предмету

 

Задачи:

  1. формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; 
  2. развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; 
  3. находить нестандартные решения любых возникающих проблем. 

 

Творческие способности - это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.  Развитие творческих   способностей  учащихся на уроках литературного  чтения при помощи  современных образовательных технологий - тема актуальна, современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.                                        Готовясь к уроку, ставлю перед собой задачи:

- Как сделать урок радостным и интересным?

- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

- Как не только научить, но и дать возможность ощутить радость открытия?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, направленых  на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации,  новейших современных технологий. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:  

  • игровые
  • технология проблемного обучения
  • технология дифференцированного обучения
  • технология учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Условия развития творческих способностей младших школьников  на уроках литературного чтения.

    Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

1) избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

2)  использовать стимуляцию познавательных интересов;

3) стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов;

4) специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения;

5) использовать принцип межпредметности.

На уроках  литературного чтения  есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь  создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Понаблюдав за окружающей природой, миром, отношениями между людьми, прочитав произведения, поделиться своими впечатлениями, написав сочинения-миниатюры. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух.

Ошибки младших школьников  не учитываются,  так как это  будет мешать  ребятам свободно выражать свои мысли, чтобы они хотели писать и писали с удовольствием (эссе, письма, адресованные авторам, героям произведений).

 Как правило, школьники испытывают трудности в восприятии информации и формирования целей, установления связи между отдельными объектами, это связано с формированием учебно-познавательной компетенции.

Здесь можно использовать  «Кластер».

Этот приём  позволяет выделить смысловые единицы текста и графически их оформить в определенном порядке в виде грозди, это помогает ребятам систематизировать материал и после оформления кластера самостоятельно планировать свою дальнейшую деятельность по одной из «грозди».  Мысли  школьников уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

Далее идет работа по закреплению знаний по одной из «гроздей».

Ушли в прошлое уроки, где знания преподносили "на блюдечке". Теперь важнее другое — научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. Рассмотрим один из приемов технологии критического мышления, который известен как "Корзина идей".

По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как  « Мозговая атака»  и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена,  даты, факты, предположения, термины и т.д. Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных. Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой

 На мой взгляд,  педагогическое мастерство  учителя состоит в том, чтобы,  умело сочетая различные формы работы, помогать учащимся накапливать и совершенствовать творческий опыт.

Я считаю, что сотрудничество ученика и учителя в творческой деятельности  должно  присутствовать на каждом уроке.

Также в своей работе использую прием «толстые и тонкие» вопросы (на основе методики Б. Блума)

Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов  («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.

 Шесть лепестков ромашки – шесть типов вопросов

 Ромашка «Блума»:

- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти;
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поня-ла,что…»;
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников  к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) ; 
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

 - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

1.  Простые вопросы.

2.  Уточняющие вопросы.

3.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

4.  Творческие вопросы.

5.  Оценочные вопросы.

6.  Практические вопросы.

Прием «Синквейн»

Синквейн  –  быстрый, но мощный инструмент для рефлексии,  поскольку  он  дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.  

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу),  позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу

Интересными получились синквейны на уроке литературы по  произведению С.Муканова « Родная степь»( 3 класс)

Степь

Широкая, бескрайняя

Привлекает, покрывается , цветёт

Природная зона нашей страны

Просторы ( Қайрат Ануар)

Степь
большая, просторная
радует, зеленеет, оживает
там растут разные травы
равнина (  Хамхоев  Амир)

 Представляю  открытый урок  с использованием технологии развития критического мышления.

Тема: В.Бианки. Музыкант. Определение последовательности событий способом прогнозирования

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с рассказом В. Бианки «Музыкант »

Задачи:  Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Бианки,развить воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, прививать интерес к чтению, любовь к природе

Ход урока

1.Орг.момент.

2. Актуализация знаний и умений

1. Загадка.

-На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

2.Речевая разминка

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?  Что вы знаете о медведях?

3.Формулировка темы урока и проблемное учебное действие.

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

-Ребята, а что вы знаете об этом авторе?

В.В.Бианки родился 1894году. Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца . В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок…Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда. Любовь к природе привил ему отец. Он знал каждую травинку, птицу, зверушку называл по имени. Учил его узнавать птиц по голосу, по виду, по полету. И с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приручил, что это вошло у него в привычку на всю жизнь.

5.Словарная работа. – в этом рассказе вам встретятся слова .

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Колхозник- человек, занимающийся сельским хозяйством.

Опушка – край леса

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева

Пиликать – плохо играть, издавать тонкие, тоскливые звуки.

6.Первичное знакомство с текстом

Чтение с остановками.

1 остановка: Старый медвежатник любил…

- Что делал старик, когда встретил колхозника?

- Как сказать по-другому «пиликал на скрипке», «немного погодя»

- Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка Старик пошел охотится на медведя:

- Как поступил старик?

- Что услышал охотник?

-Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

-Давайте проверим мог ли медведь издавать такие звуки и как он это делал?...

3 остановка Медведь музыкант:

- Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

- Что делал медведь? (выборочное чтение) .Работа с иллюстрацией

- Как поступит мужик с медведем?

4 остановка Охотник пожалел медведя :

- Как поступил старик с медведем?

Чтение по ролям.

Почему он его не убил, он же медвежатник?

7. Работа в группах. Ребята задают вопросы другой группе, используя «Ромашку Блума»

- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти;
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поня-ла,что…»;
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников  к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) ; 
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

 - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

8.Рефлексия

Творческая работа. Сочинить синквейн

Медведь.

Лохматый, косолапый.

Сидит, играет, слушает.

Он любит звук струны.

Музыкант.

9.Работа с пословицами

Красив тот, кто красиво поступает.

  • К какому герою рассказа может подойти эта пословица?
  •  Как вы относитесь к поступку охотника?
  • Как бы вы поступили на его месте?.

 

10.Заключительная часть. Итог урока

-КАКОЙ ЖЕ БЫЛ АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?

-Что хотел сказать писатель своим рассказом ?

Оценка собственной деятельности.

Я познакомился с…

Я узнал …

Мне понравилось …

Было интересно ….

Делают вывод (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать)

 

После того как я  прошла курсы в национальном центре повышения  квалификации «Өрлеу» на тему: «Развитие профессиональных компетентности учителя начальных классов., стала применять Метод Кейс-стади

А. Долгоруков дает следующее определение: «Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)»

В начальной школе использование кейс – технологий встречается не часто, учителя объясняют это недостаточным жизненным опытом учащихся. Но я считаю, что выстраивать индивидуальную траекторию обучения на основе кейс-метода необходимо с начальной школы, это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем. Убеждена, что именно через решение заданий высокого уровня сложности происходит развитие ребенка и приобретения опыта и способов решения конкретной познавательной задачи, который впоследствии можно применить в любой жизненной ситуации. Как я работаю  по этому  методу, покажу на примере открытого урока.

 

Тема урока: Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим Черное ухо» (отрывок из повести)

Школа: КГУ «Школа-лицей №17»

ФИО учителя: Грузинцева А.И

Класс: 3 «Д»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

продолжить работу по обучению анализировать текст, выделять основные проблемы, затронутые автором в произведении;

Цели обучения

Все учащиеся смогут: прочитать и определить основную мысль текста.

Большинство учащихся смогут: поддержать кумулятивную беседу, понять смысл художественного произведения.

Некоторые учащиеся смогут: организовать беседу, оценить свою работу, умеют работать в группах.

Языковая цель

Учащиеся могут:анализировать полученную информацию, сосоставлять, связывать, давать полные ответы.

Ключевые слова и фразы: шотландский сеттер, милосердие, равнодушие.

Проблемный вопрос:

- Что нужно сделать, чтобы не было бродячих собак?

Привить ценности

Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Межпредметная связь

Познание мира

Предыдущее обучение

Урок строится с опорой на элементарные знания учащихся об анализе текста, полученные в предыдущих классах.

План

Планируемые сроки

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Начало урока

1-9 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) Психологический настрой.

Итак, друзья, внимание-
Ведь  прозвенел  звонок.
Садитесь  поудобнее-
Начнем  сейчас  урок.

Сегодня  у нас необычный урок.  Если  после  нашего  урока  в  ваших сердцах  доброты и милосердия  будет  больше, это  буде  большая  радость  и большой  подарок.  Нам  предстоит,  как всегда  много  размышлять, не  стесняйтесь, каждый  человек  имеет  своё  мнение, может  и  должен  его  высказывать. При  этом  он не  должен  забывать  об  уважении: выслушать  другое  мнение, даже если  оно не  совпадает  с его.  

(Г) Метод «Ассоциации»

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «друг»?

Трёхъязычие: (друг, досым, friend)

( Другом называют сторонника, защитника кого-нибудь, так обращаются к близкому человеку.)

(К). Объявление темы урока.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим разговор о настоящих друзьях.

- Как Вы думаете о каких друзьях пойдет речь?

Мы поговорим о судьбе Бима, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. 

- Какую цель поставим? Расскажите друг другу. Расскажите классу.

- Кто автор повести "Белый Бим Чёрное ухо"?

(Гавриил Троепольский, портрет на доску)

Он говорил: Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

- Как Вы понимаете смысл этого высказывания?

(П) Игра «Крестики нолики»

- А вспомнить биографию автора нам поможет игра крестики нолики

1.Гавриил Троепольский родился в 1905 году.+

2. Отец Гавриила был учителем -

3. В семье Гавриила Троепольского было шесть детей +

4. Гавриил несколько лет своей жизни работал агрономом +

5. 1970 году он опубликовал произведение «Белый Бим чёрное ухо» -

6. «Белый Бим черное ухо» это история одной собаки породы такса -

7. По повести «Белый Бим, чёрное ухо» был снят фильм в 1977 году +

8. Повесть была переведена на 5 разных языков -

9. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму. +

(Взаимопроверка в парах, оценивание жетонами)

- Повесть «Белый Бим, чёрное ухо» была переведена на 10 языков. Давайте мы попробуем назвать название повести на казахском и английском языке.

Трёхъязычие: White Bim Black Ear, Ақ Бим Қара Құлақ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют кластер

ФО ( жесты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО (заполнение листа оценивания)

 

 

 

 

 

 

Середина урока

10-30мин.

-Давайте вспомним, о чем и о ком говориться в повести «Белый Бим, черное ухо».

Ф) Активный метод обучения приём «Тонкие и толстые вопросы» (беседа по содержанию (анализ)).

1.Герои повести Белый Бим чёрное ухо? (Шотландский сеттер Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. 

2. Чему учит повесть "Белый Бим черное ухо? Любви к животным. Кто тому, кому нужна помощь. Ведь бросать друзей нельзя, и нужно идти с нимии до конца!

3. Кто такой "Иван Иванович"? Иван Иванович, бывший журналист, а ныне философствующий охотник, любит свою собаку, и систематически вывозит её на охоту в лес.
4. Какой породы Бим? Шотландский сеттер Бим
5. Почему его окрас является нетипичным для этой породы? Он альбинос, у него белое ухо; это признак вырождения породы

6. Какие отношения связывали Бима и его хозяина? Хозяин Бима - Иван Иванович - ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.

7. Кто виноват в печальной судьбе Бима? Тетка, Курносый, Серый, шофер, Клим, Семен Петрович

8. Кто сочувствовал и помогал Биму? Степановна, милиционер, девушка Даша, мальчик Толик, женщина-путеец Матрена, ветврач, охотник и его сын Алеша

9. Какова была жизнь Бима в деревне? Новые хозяева, он пас овец, его сильно избил Клим

10. Какая надпись была выгравирована на ошейнике, заказанном Дашей? ( Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живёт в квартире. Не обижайте его, люди).
11. Сколько выстрелов сделал И.И. в лесу после смерти Бима? (4 выстрела)

Вывод:

- Мы вспомнили содержание повести. 

- А чтобы продолжить работу дальше мы должны поделиться на группы. Посмотрите на ваши карточки, которые вы взяли перед уроком и садимся за тот стол, на котором изображена данная порода собак.

Главный в группе: Сеттеры – Вика, Хаски – Яна, Сенбернары - Матвей, Лабродоры – Данил.
(Г) Работа в группах

1 группа «Сеттеры»

1 группа работает с темой « Мир света и доброты, в котором побывал Бим»

2 группа «Хаски»

2 группа работает с эпизодами на тему «Суровый мир, с которым столкнулся Бим».

3 группа «Сенбернары»

3 группа составляет словесный портрет Ивана Ивановича

4 группа «Лабрадоры»

4 группа составляет словесный портрет Бима

Проблемный вопрос: Что нужно сделать, чтобы не было бродячих собак?

Просмотр видео «Приют для собак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО (Жетоны)

Заполнение листа само оценивания

 

 

 

 

 

 

Деление на группы

(по картинкам)

 

 

 

 

 

Дети обсуждают вопрос, отвечают на него

ФО «Аплодисменты»

 

Оценивание работы в группе (командиром)

заполнение листа оценивания

 

ответы детей

Конец урока

30-40

(И) Активный метод обучения стратегия «Синквейн» - «Бим» выполняют в тетрадях.

Тема

2 прилагательных, описывающих тему

3 глагола, характеризующих действие

Фраза из 4 слов, которая содержит основную мысль

Синоним к теме (слово ассоциация).

Д/З. Дифференциация через задание, результат.

Прочитать произведение.

1. Составить вопросы по теме (10).

2. Написать мини-эссе «Я и мой четвероногий друг».

(К) Рефлексия:

Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи. - У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. 

Составляют синквейн на карточках

 

ФО «Само оценивание »

Дети высчитывают оценку за урок.

 

 

 

 

 

 

 

Подводят итоги.

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности
 

Способные учащиеся строят свои высказывания самостоятельно, а менее способным окажу поддержку, задавая наводящие вопросы.

Приём самооценивания «Жетоны», взаимооценивание «Аплодисменты», при составлении синквейна оценивание через свою обратную связь.

Смена видов деятельности, физминутка.

             

 

Прием  « Дерево решений » .Класс  делится  на  группы ,  каждая  группа  обсуждает  вопрос  и   делает  записи  на  своем  «дереве» , потом  группы  меняются  местами  и  дописывают  на  деревьях  соседей  свои  идеи. Это дерево можно использовать , как «Дерево успеха», «Как Дерево решений», «Как Дерево предсказаний»

Использование гаджетов в обучении. В настоящее время люди активно пользуются гаджетами. Эта активность с каждым годом повышается быстрыми темпами. Телефон, КПК, ноутбук, планшет, электронная книга – это далеко не весь список гаджетов, которые могут оказать неоценимую помощь в обучении любому предмету. Сегодня во многих образовательных учреждениях вовсю используются интерактивные доски, которые уже доказали свою высокую эффективность. Специалисты в сфере обучения, после целого ряда исследований, пришли к выводу, что результативность обучения при применении гаджетов многократно возрастает.  Я также на уроках стала использовать гаджеты и хочу  заметить , что повысился  интерес учеников к изучению того или иного предмета.

Смартфон- это гаджет, с которым ребенок не расстается никогда. Вот одно из его применений. Готовясь к урокам литературного чтения, ребята записывают видеоролики , где  знакомят одноклассников с биографией того или иного писателя или поэта. В литературном чтении 3 класс  есть произведение «Меня зовут Кожа». Разделившись по группам , ребята искали информацию о казахском писателе  Б. Сокпакбаеве.  Одна группа работала  с учебником, вторая-с «Энциклопедией известных людей Казахстана»,  третья-с смартфоном. После этого ребята менялись информацией, используя прием «Карусель». Урок прошел интересно, ребята получили большую информацию об этом писателе

 Также мои ребята  используют гаджеты в неурочное время при написании научно-исследательской работы  по различным темам.    В нашей школе работает научно - практическая конференция "Шаг в науку", которая проходит ежегодно в апреле месяце для учащихся 2-11 классов. Многие мои  ребята участвуют в этом проекте, где выступали и были рекомендованы для выступления на городском конкурсе « Зерде», но и в дальнейшем на республиканских.

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
    Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
  3. Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
  4. Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
  5. Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
  6. Прием Поиграем в рифмы», «Собери рассыпанные строчки», «Буриме» (стихотворение , сочиняемое на заданные рифмы).Например: мышки,книжки,читать,считать.
  7. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:
    - Понравился ли тебе рассказ? Почему?
    - Удачно ли созданы автором образы героев?
    - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
    - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?
    - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?
    - Поясни заглавие рассказа.

С целью решения поставленных задач, на уроках использую задания, основывающиеся на воображении учеников. Многовековая фольклорная, вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению,- сказку.

Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как  воображение.

На уроках  использую практические задания эвристического характера, которые также позволяют развивать творческие способности учащихся.

1)Самостоятельный поиск ответов на вопросы  на основе прочитанного текста.Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

-вопросы, требующие описания действий;

-требующие описания внешних данных предмета;

-требующие сравнения двух предметов;

-оценки предмета или явления;

-требующие характеристики действующего лица;

-требующие установления отношений между действующими  лицами;

-требующие доказательства или опровержения мысли.

2)составление плана рассказа. Последовательность приемов:

-составление картинного плана с заголовками;

-с заголовками в форме вопросов;

-в виде выражений,взятых из рассказа.

3)графическое или словесное рисование,анализ иллюстраций.

4)творческий пересказ-трансформация текста с целью его осмысления:

Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие  качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.

 «Творческая  мастерская »  Создаются  группы : иллюстраторы , скульпторы (лепят  из  пластилина , вырезают  из  бумаги  действующих  лиц) , сочинители  (составляют сценарий , сюжет произведения )

  Все  приемы  должны  быть  направлены  на  развитие  у  ребят  самой  потребности  в  творческой  деятельности , стремления  к  самоактуализации  через  различные  виды  творчества .

 Какие бы я не использовала ннновационные технологии в своей работе, но нельзя забывать о нашей истории и обязательном патриотическом воспитании.  Рухани жаңғыру - модернизация общественного сознания.

Первое условие модернизации нового типа  по мнению нашего президента – это сохранение своей культуры, собственного национального кода.    Актуальность развития национальной системы образования и воспитания начинается именно с любви к своей земле, родному краю. С целью  реализации программы «Рухани Жангыру»  на уроках литературного чтения  в 3 классе  по программе Обновлённого содержания образования   я использую следующие  задания, которые  направлены на формирование нового патриотического сознания.

 При изучении   темы « Великий учитель прошлого. Аль-Фараби», предлагается задание: Узнать из дополнительной литературы, где жил и чем занимался  ученый. Подготовить  выступления  для одноклассников. Представить информацию в  виде схемы. А вот при знакомстве с произведением С. Муканова « Родная степь» предлагается третьеклассникам  составить постер « Степные просторы - наш общий дом», выбирая направления  и макет постера.

Заключение

 

Творческие работы учащихся способствуют   укреплению и повышению познавательных интересов учащихся,развитию их творческого мышления,индивидуальности каждого школьника. Только в атмосфере теплоты,добрых человеческих отношений проявляется творческий дух,желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок, уничижительной оценки взрослого или сверстника.

В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина:  «И забываю мир...»

Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы;  включить в систему работы внеклассную работу по предмету.

Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей  учеников.

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе,  а также по другим предметам.

Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.

Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:

  • повысился уровень развития творческой активности учащихся;
  • повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;
  • отмечена положительная динамика учебных достижений;

Критерием результативности опыта является степень развития творческих способностей и творческой активности как необходимых условий самореализации личности

      Результатом использования предложенной системы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.  Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам.

Результаты данной работы наглядно демонстрируют эффективность использования методов и приёмов развития творческих способностей на уроках и внеурочное время.

 

Диагностика интеллектуальных способностей

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

Высокий   уровень

9%

17%

22%

Хороший  уровень

22%

35%

39%

Средний   уровень

47%

31%

27%

Низкий уровень

22%

17%

12%

 

 

Диагностика развития творческих способностей

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

Высокий   уровень

9%

22%

30%

Хороший  уровень

26%

30%

35%

Средний   уровень

36%

28%

27%

Низкий уровень

29%

20%

12%

                   Достижение моих учеников:

« Алғыс хат»- Ибрашев Алиазим , за участие в городском конкурсе       « Зерде» с научно-исследовательской работой.

1место – Ибрашев Алиазим , областной конкурс « Зерде» с научно-исследовательской работой « Тайна домашней кошки»

1место-Ибрашев Алиазим, XI республиканский конкурс  «Зерде»

2 место- Карташов Роман, интеллектуальный марафон « Ақбота»

1 место- команда класса, интеллектуальный марафон  «Білім жолы»

Призовые места на школьных мероприятиях:

Гран при  во флешмобе, посвященном « Дню Независимости Республики Казахстан»

1 место –в конкурсе миниатюр « Моя семья»

« Лучшее театрализованное шоу» в конкурсе « Кладовая сказок»

За полет творческих фантазий в « Фестивале театрализованных миниатюр»

 

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

 

Использованная литература

1.Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе  / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015

2.Виситова Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/

3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4.  Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

5.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

6.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения  на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

7. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. [ http://www.lan.krasu.ru.]

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину