Лысенко Снежана Алексеевна, учитель биологии и химии, ГУ "Лесная общеобразовательная школа Железинского района", село Лесное, Железинский район, Павлодарская область, Казахстан
для учащихся 8-го класса
срок реализации – 1 год
"Primary chemical meaning and decision of computing tasks"
Пояснительная записка
Факультатив «Primary chemical meaning and decision of computing tasks» предназначен для 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю). Введение данного курса предусматривает расширение базового курса.
Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление знаний о первоначальных химических понятий по полиязычному принципу. Расширение знаний учащихся предусматривается параллельно с изучением базового курса. Содержание спецкурса включает теоретическую и практическую части и направлено на:
- формирование первоначальных химических понятий в полиязычном варианте;
- работу с текстами химического направления (перевод на английский и с английского языка), такими как научные труды;
- формирование умений решения расчетных задач.
Факультатив носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен для формирования новых химических знаний и для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.
Перечень межпредметных связей, используемых в курсе химии:
При изучении данного элективного курса прослеживаются межпредметные связи с такими науками как:
математика (решение задач алгебраическим способом)
физика (газовые законы).
биология (определение химического состава орг. вещества)
Цель обучения: формирование коммуникативной и полиязычной культуры, а так же развитие научного мировоззрения через расширение и углубление изучаемого материала по полиязычному принципу.
Цели спецкурса:
Все учащиеся смогут:
Большинство учащихся сможет:
Некоторые учащиеся смогут:
Языковые цели:
Задачи:
Принципы построения программы: научность, доступность, интеграция, практическая направленность.
Учебная нагрузка по предмету:
8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году
Формы работы учащихся:
Важной формой обучения являются индивидуальная и групповая деятельность, а также, учитывая возраст обучающихся, применение активных методов обучения (химических игр, обучение в сотрудничестве, интерактивность, использование знаний и опыта обучающихся, рефлексия и т.д)
Контроль знаний
Программой предусмотрено 3 проверочные работы и 1 итоговая работа за год обучения. Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу учеников в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и)-ученик(и), ученик-учитель. Другими формами организации учебных занятий могут быть парная и групповая работа, семинарские занятия. Предусмотрена научно-исследовательская работа и защита мини-проетов.
Главным назначением данного курса является:
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Содержание факультатива:
Introduction to special course. Study of text theory.List of chemical elements. Reading rules of chemical elements in English. Basics, elements and rules of text translation from and into English.
Введение
Введение в спецкурс. Изучение теории текста. Список химических элементов. Правила чтения химических элементов на английском языке. Основы, элементы и правила перевода текста с английского и на английский язык.
Discipline Chemistry. Pure substances and blends. Atoms and molecules. Structure of atom. Chemical elements, its names and symbols. Concept of metals and nonmetals. Simple and complex substances. Chemical formula. Valency. Law of definite proportions of substance. Physical and chemical phenomena. Chemical reactions. Chemical equations.Types of chemical reactions.
Первоначальные химические понятия
Предмет Химия. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Строение атома. Химические элементы, их названия, символы. Понятие о металлах и неметаллах. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Физические и химические явления. Химические реакции. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций.
Computation of relative molecular mass of simple and complex substances. Computation of number of atoms and molecules by the specified mass or substance’s quantity. Computation of number of atoms (molecules) in certain quantity of substance. Calculation of mass fraction of chemical elements in complex substances. Computation by the chemical formula of molar mass, mass and quantity of substance. Calculation of volumes and volume ratio of gases using gas laws. Derivation of formulas of compounds by quantitative composition.
Вычисление по химическим формулам.
Вычисление относительной молекулярной массы простых и сложных веществ. Вычисление количества атомов и молекул по заданной массе или количеству вещества. Вычисления числа атомов (молекул) в определенном количестве вещества. Расчет массовой доли химических элементов в сложных веществах. Вычисления по химической формуле молярной массы, массы и количества вещества. Расчет объемов и объемных долей газов с использованием газовых законов. Вывод формул соединений по количественному составу.
Tasks for calculation of quantity, mass and volume of initial substances by quantity, mass and volume of reaction products and back-calculating. Calculation of quantity, mass and volumes of reaction products, if one of reagent is in plenty. Calculation of quantity, mass and volumes of reaction products, if one of reagent has impurities. Tasks for determination of chemical yield from possible in theory. Calculation by reaction equations, which proceed in solutions and require the account of reagents’ concentration. Thermal and chemical calculations.
Расчеты по уравнениям реакций.
Задачи на вычисление количеств, масс и объемов исходных веществ по количеству, массе и объему продуктов реакции и обратные расчеты. Расчет количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов взят в избытке. Вычисления количеств, масс и объемов продуктов реакции, если один из реагентов содержит примеси. Задачи на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах и требующих учета концентрации реагентов. Термохимические расчеты.
Projects defence. Repetition and preparation to the final work. The final work. Аnalysis final paper. Subjugation of the dogs.
Заключение
Защита проектов. Повторение и подготовка к итоговой работе. Итоговая работа. Анализ итоговой работы. Подведение итогов курса.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов (всего) |
Из них (количество часов) |
||
Теория
|
Практика |
Контрольные и проверочные работы
|
|||
1 |
Introduction Введение |
3 |
3 |
|
|
2 |
Primary chemical meaning Первоначальные химические понятия |
10 |
8 |
2 |
1 |
3 |
Computations on chemical formulas Вычисления по химическим формулам |
9 |
|
8 |
1 |
4 |
Calculations by equation of reactions Расчеты по уравнениям реакций |
8 |
|
7 |
1 |
5 |
Conclusion Заключение |
4 |
|
3 |
1 |
|
Итого: |
34 |
11 |
19 |
4 |
Календарно – тематическое планирование факультатива «Primary chemical meaning and decision of computing tasks»
на 2017-2018 учебный год
Требования к уровню подготовки учеников
Учащиеся знают:
Учащиеся умеют:
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по формативному оцениванию.
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для решения задачи и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании процесса). К ним можно отнести описки, допущенные по невнимательности
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Основные понятия курса.
Вещество, смесь, атом, молекула, химический элемент, валентность, химическая формула, химическая реакция, уравнение химической реакции, физические и химические явления, типы химических реакции, базовая задача, усложненная задача, комбинированная задача, избыток и недостаток, выход продукта, примеси, растворы, растворимость, массовая доля растворенного вещества, массовая доля элемента, молярная концентрация, нормальная концентрация, нормальные условия, газовые законы, закон постоянства состава.
Примерный перечень рефератов, творческих работ.
Материалы для контроля.
1. В состав углеводорода входит 92,3% углерода. Плотность вещества при н.у. равна 1,17 г/л. Установите молекулярную формулу углеводорода.
2. Какой оксид наиболее богат железом: оксид железа(II), оксид железа(III), оксид железа(II,III)?
3. Образец вещества массой 6,6 г содержит 9,03•1022 молекул. Определите молекулярную массу этого вещества.
4. Определите массу образца оксида серы(IV), который содержит столько же молекул, сколько атомов содержится в кусочке железа массой 1,4 г.
5. Масса 0,327 л газа при 13 оС и давлении 1,040 •105 Па равна 0,828 г. Вычислите молярную массу газа.
6. К 120 г 20%-го раствора нитрата цинка добавили 5 г этой же соли и 15 г воды. Определите массовую долю растворенного вещества в образовавшемся растворе.
7. 250 г мела, содержащего 20% примесей, реагирует с азотной кислотой. Найдите объем выделившегося газа, если выход продукта составляет 95% от теоретически возможного.
9. 40 л метана горит в 40л кислорода. Какой газ и в каком объеме выделится в реакции?
10. 16,6 г. Смеси этилового и пропилового спиртов обработали избытком натрия, при этом выделилось 3,36 л водорода (н.у.). определите массовые доли спиртов в смеси.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.ГОСО, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2016 года № 297
2. Типовая учебная программа, утвержденная приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №668 от 23 ноября 2016 года
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-го класса, которые только начинают изучать химию как отдельную дисциплину. Так же в ходе занятий учащиеся смогут не только получить «азы» методики решения расчетных задач, но и изучать химическую терминологию на трех языках, выполнять упражнения на английском языке. Уровень химической грамотности учащихся должен лежать в основе оценки их знаний.
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный факультативный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Список литературы: