Рудакова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале.
Дополнительная общеобразовательная программа «Я исследователь!»
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Основными педагогическими средствами создания рабочей учебной программы дополнительного образования являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования
Устав МБОУ СОШ № 2 г. Тарко-Сале
Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ № 2 г. Тарко-Сале
Цель программы дополнительного образования:
Задачи программы дополнительного образования:
Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебной программы:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Ямала и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы дополнительного образования «Я исследователь!».
Содержание программы
Раздел 1.Тренинг – 17 часов
Тема 1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области истории и краеведения и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку. Просмотр видеофильма.
Тема 2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в области истории и краеведения. Культура мышления.
Тема 3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.
Тема 4. Эксперимент – познание в действии. Знакомство с различными экспериментами. Мышление и логика.
Тема.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации исследования. Выдвижение провокационных идей. Парадокс. Жизненный парадокс.
Тема 6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ событий одной тематической группы.
Тема 7. Как давать определения понятиям? Работа с литературными источниками.
Тема 8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам. Работа с архивными документами.
Тема 9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа по составлению анкеты-опросника. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.
Тема 10-11. Основные логические операции. Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе с собранным материалом. Обработка и отбор.
Тема 12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа «Зачем это нужно…»
Тема 13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры.
Тема 14. Ассоциация и аналогия. Понятие «ассоциация», «аналог». Рассказываем, фантазируем.
Тема 15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Формы представления результатов.
Тема 16. Искусство делать сообщения. Способы редактирования текстов. Академическое письмо.
Тема 17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Практическая работа «Презентация к проекту».
Раздел 2.Исследовательская практика – 13 часов
Тема 18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем историко-краеведческого исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.
Тема 19-21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Моя семья в истории края». Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.
Тема 22. Коллективная игра-исследование «Героев звучные имена». Практическая работа с порталом «Подвиг народа».
Тема 23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Мой прадед - герой». Поиск информации в личных документах семьи, сети ИНТЕРНЕТ. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.
Тема 24. Семинар «Моя семья в истории края». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.
Тема 25-28. Коллективное исследование «Герои нашего времени». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Экскурсия. Оформление результатов проделанной работы.
Тема 29. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по способу редактирования текстов. Академическое письмо.
Тема 30. Мини-конференция. Выступление обучающихся с результатами исследования.
Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа
Тема 31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований. Практика оценивания работ. Рецензирование.
Тема 32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.
Тема 33-35.Защита собственных исследований. Участие в конкурсах «Я намечаю путь к открытию…», «Шаг в будущее. Юниор», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах согласно обявленным срокам.
Технические средства обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся |
Дата проведения
|
|
план |
факт |
||||
I |
Тренинг 17 часов |
||||
1.
|
Научные исследования и наша жизнь |
Беседа о научных исследованиях в области истории и краеведения и их влияние на современную жизнь |
Участие в беседе по теме; Научиться сравнивать, сопоставлять, анализировать |
|
|
2.
|
Методы исследования |
Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в области истории и краеведения. Беседа о мыслительных способностях. |
Развивать умение прогнозировать результат творческой деятельности |
|
|
3.
|
Наблюдение как метод исследования |
Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор. |
Усвоение основных понятий и определений по теме |
|
|
4.
|
Эксперимент – познание в действии |
Знакомство с различными экспериментами. Связь между мышлением и логикой. |
Участие в беседе по теме; Научиться сравнивать, сопоставлять, анализировать |
|
|
5.
|
Гипотезы и провокационные идеи |
Выработка гипотезы при организации исследования. Провокационные идеи и жизненный парадокс. |
Усвоение основных понятий и определений по теме |
|
|
6.
|
Анализ и синтез |
Сравнительный анализ событий. Построение цепочки доказательств. |
Научиться сравнивать, сопоставлять, анализировать |
|
|
7.
|
Как давать определения понятиям |
Практическая работа по карточкам, работа с текстами |
Научиться работать в группе; поиск и выделение информации
|
|
|
8.
|
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов |
Практическая работа с карточками, архивными документами |
Научиться сравнивать, сопоставлять, анализировать |
|
|
9.
|
Наблюдение и экспериментирование |
Практическая работа по составлению анкеты-опросника. |
Формирование умения уверенно использовать различные источники информации |
|
|
10-11. 2ч |
Основные логические операции |
Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе с собранным материалом. Обработка и отбор |
Поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска
|
|
|
12.
|
Искусство задавать вопросы |
Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Объект и субъект исследования. Практическая работа. |
Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
|
|
13.
|
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное |
Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры. |
Развитие мыслительных операций, самостоятельное решение проблем творческого характера |
|
|
14.
|
Ассоциации и аналоги |
Понятие «ассоциация», «аналог». Рассказываем, фантазируем |
Развитие мыслительных операций, самостоятельное решение проблем творческого характера |
|
|
15.
|
Суждения, умозаключения, выводы |
Практическая работа «От примеров к выводам». Формы представления результатов |
Умение обсуждать индивидуальные результаты деятельности |
|
|
16.
|
Искусство делать сообщения |
Способы редактирования текстов. Академическое письмо |
Развивать умение работать в коллективе, развитие мыслительных операций |
|
|
17.
|
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы |
Практическая работа «Презентация к проекту» |
Создание творческого продукта, используя Microsoft PowerPoint |
|
|
II |
Исследовательская практика 13 часов |
||||
18.
|
Как выбрать тему собственного исследования |
Разработка тем историко-краеведческого исследования. Этапы работы. |
Развивать умение работать в коллективе, развитие мыслительных операций |
|
|
19-21. 3ч |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоя-тельных исследований по теме «Моя семья в истории края» |
Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Все этапы работы, планирование деятельности на каждом этапе |
Развивать умение прогнозировать результат творческой деятельности |
|
|
22.
|
Коллективная игра-исследование «Героев звучные имена» |
Практическая работа с порталом «Подвиг народа» |
Развивать умение работать в коллективе, развитие мыслитель-ных операций |
|
|
23.
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Мой прадед – герой» |
Поиск информации в личных документах семьи, сети интернет. Исправление ошибок в индивидуальных исследовательских работах |
Развивать умение прогнозировать результат творческой деятельности |
|
|
24.
|
Семинар «Моя семья в истории края» |
Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся |
Участие в беседе, умение обсуждать индивидуальные результаты деятельности |
|
|
25-28. 4ч |
Коллективное исследование «Герои нашего времени» |
Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Экскур-сия. Оформление результатов проделанной работы |
Развивать умение работать в коллективе, поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска |
|
|
29.
|
Оформление результатов исследования |
Практикум по исправлению ошибок в оформлении работы |
Усвоение основных понятий и определений по теме |
|
|
30.
|
Мини-конференция |
Выступление обучающихся с результатами исследования. |
Научиться сравнивать, сопоставлять, анализировать |
|
|
III |
Мониторинг исследовательской деятельности 5 часов |
||||
31.
|
Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей |
Представление результатов своих исследований, практика оценивания работ. Рецензирова-ние |
Умение обсуждать индивидуальные результаты деятельности.
|
|
|
32.
|
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) |
Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе. |
Развивать умение прогнозировать результат творческой деятельности |
|
|
33-35. 3ч |
Защита собственных исследований |
Участие в конкурсах |
Умение обсуждать индивидуальные результаты деятельности. |
|
|
|
Итого: 35 |
|
|
Литература для учителя:
Литература для обучающихся:
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.
3. Сайт http://podvignaroda.ru
4. Сайт http://klikabol.com/2014/12/geroicheskie-postupki-goda.html
5. Сайт https://fishki.net/2014336-molodye-i-ovazhnye-deti-geroi-nashego- vremeni-i-ih-podvigi.html
6. Сайт https://fb.ru/article/250115/geroicheskie-postupki-lyudey-v-nashe- vremya-podvigi-nashih-dney
3. Онлайн-университет Arzamas, Курс № 71, Открывая Россию: Ямал. –
https://arzamas.academy/courses/71
4. Онлайн-университет Arzamas, Курс № 76, Антропология Севера: кто и как жевёт там, где холодно. - https://arzamas.academy/courses/76