ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Дополнительная общеобразовательная программа историко-краеведческой направленности «Юный краевед»

22 февраля 2018 г.

Цюра Алла Ивановна, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея, МБОУ "СОШ № 2" г. Тарко-Сале, ЯНАО

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа историко-краеведческой направленности

«Юный краевед»

Возрастной состав: 10-14 лет

Продолжительность обучения: 3 года

Дополнительная общеобразовательная программа историко-краеведческой направленности «Юный краевед»

 

 Пояснительная записка

           

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности и любви к Родине». Программа объединения «Юный краевед» помогает реализовать одно из положений Закона РФ «Об образовании», в частности, его ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подростков чувство любви и, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края.

Данная программа позволяет передать ребенку знания поколений, приобщить его к культуре своего края, народа, к народным идеалам и искусству, системе нравственных ценностей, сохранить связь времен и поколений.

Программа объединения «Юный краевед»  разработана с учетом современных технологий и требований, предъявляемых к образовательным программам.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на:

-воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение истории края, истории семьи; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания традиций своего народа, коренных народов Ямала.

Программа  ориентирована на:

-воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-формирование у учащихся  нравственных установок и потребности общения с  историческими ценностями;

-формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные и исторические ценности;

-воспитание детей в  обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;  

-выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков  поисковой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

-осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателем и учащимися в учебном процессе.

 

Цель: способствовать гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию школьников.

Задачи:

- воспитание социально-активной личности, способной к состраданию.

- сохранение и приумножение традиций школы по патриотическому воспитанию.

- овладение учащимися навыками поисковой и исследовательской деятельности.

- сбор и систематизация информации об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, края, в котором живём.

- обеспечение сохранности и пополнение имеющихся экспонатов, литературы, методических разработок.

- оказание помощи в проведении классных часов, бесед, тематических вечеров.

- активное участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию на уровне школы, района, округа.

- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у детей научных интересов и профессиональных склонностей.  

Срок освоения программы

Программа объединения «Юный краевед» рассчитана на 3 года обучения детей от 10 до 14 лет (5- 8 классы).

Режим занятий:

I год обучения– 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа;

II год обучения– 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа;

III год – 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

             Адресат программы

Учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет. В объединение «Юный краевед» принимаются все желающие.

 

В объединение  принимаются дети с 10 до 14 лет по желанию, на основе  устного собеседования, анкетирования.

По итогам первого года обучения  обучающиеся должны знать основы музейного дела, уметь правильно подбирать материал для будущих экспозиций и выставок,  должны быть ознакомлены с  навыками поисковой деятельности.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать основы экскурсионной работы, уметь составлять тематические экскурсии, сформированы навыки исследовательской деятельности.

По итогам третьего года обучения обучающиеся знают музейное дело, экскурсионную работу, умеют составлять и проводить экскурсии по основным действующим экспозициям, собирать, систематизировать, вести учет музейного материала, сформированы навыки поисково-исследовательской.

Со второго года обучения наибольшее количество часов отводится на практическую деятельность детей.

Основные формы подведения итогов: оформление экспозиций, составление и проведение тематических экскурсий, участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсов, выставках, защита проектов.

Основу музея составляют действующие экспозиции:

  • «Память»
  • «Мой край»
  • «История школы»
  • «Казачьему роду нет переводу»
  • «Мы – славяне»

            Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть через призму       современной жизни.

            Молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу, своей истории стали не престижными. Забываются такие понятия, как патриотизм и гражданственность.

Актуальность программы  

Программа является эффективным средством формирования патриотизма и гражданственности у учащихся, адаптирована для уровня старшего, среднего школьного возраста.

При реализации программы предусмотрено взаимодействие с общественными организациями:

  • Советом ветеранов ВОВ
  • Окружным комитетом солдатских матерей
  • Центром детского туризма и краеведения
  • Районным краеведческим музеем
  • Центром национальных культур
  • Городскими библиотеками
  • Пуровским казачьим обществом
  • Военным комиссариатом

В программу включены различные виды деятельности, которые способствуют формированию творческой личности, учащиеся посещают выставки в музеях, библиотеки,  фотографируют, рисуют, интервьюируют, беседуют. Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке учащихся. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу, в их деятельности находят концентрированное выражение как обще музейные, так и чисто педагогические аспекты учебной деятельности школьного музея.

Экскурсионная работа в школе тесно связана с экспозициями музея, с поисковой работой. В содержании тем программы просматривается интеграция с такими учебными предметами как «Культура народов Ямала», литературное краеведение, география, история, музыка, изобразительное искусство.

Структура программы формирует у учащихся системный подход к организации любой деятельности, интегрирует знания и умения. Предусматривает индивидуализацию и дифференциацию образовательной деятельности учащихся в зависимости от возраста, способностей и интересов.

Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, поэтому реализация программы осуществляется через деятельность музея.

Основной учебной базой для проведения занятий является школьный музей, располагающий полноценными экспозициями, ведущей разнообразную учебную и просветительскую деятельность среди учащихся школы, родителей, тесно связанной с учебно-воспитательной работой в школе.

Для  функционирования  работы Музея  сформирован  Совет музея, куда водят учащиеся и педагоги школы.

Работа в музее ориентирована на динамические группы: экскурсии, конкурсы, просмотр видеофильмов. Учащиеся в процессе освоения программы:

- пополняют фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

- проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературных и других источников по соответствующей тематике;

- изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

- оформляют экспозиции и выставки;

- проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов;

- оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

- принимают участие в выполнении соответствующих профилю       запросов от организаций (городского музея, школьных музеев и т.д.)

В целях повышения эффективности работы в составе Совета музея выделяют секции. Их состав и направления деятельности определяются на заседании актива музея.

Направления деятельности музея, содержание и формы работы

Основными направлениями деятельности музея являются:

-   поисковая работа;

-   просветительская деятельность;

-   организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов).

Руководитель, Совет музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:

-  организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;

-  осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;

-  обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;

-  проводят экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции;

-  сотрудничают с другими музеями города и общественными организациями;

-  организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками школы;

-  проводят декады, линейки, митинги, конкурсы, вечера, праздники, уроки мужества;

-  собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, учителей-ветеранов, помогают учащимся в написании рефератов, докладов;

-  создают и обновляют экспозиции, выпускают стенные газеты.

 

Учебно-тематический план

I год обучения

№ п/п

 

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Первые шаги в мир культуры

39

23

16

2

Мой край. «Помни – мира не узнаешь, не зная края своего».

69

19

50

3

Природа Пуровской земли.

51

15

36

4

Память «Склоняют низко головы потомки».

57

22

35

Всего

216

79

137

 

Содержание первого года обучения:

Раздел I.  «Первые шаги в мир культуры» 39часов

Теория – 23часа: Что такое окружающий мир? Наше наследие. Культура наследия. Понятие культуры. Время. Источник изучения времени. Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет человека, знак эпохи. Подлинник  и копия. Их место в нашей жизни и в музее. Что такое музей. Какие бывают музеи.

Известные музеи России, округа, района. Как вести себя в музее. Внешний вид.Сущность и специфические особенности школьного музея. Фонды музея

Понятие о собирательской и поисковой работе.

Практика – 16 часов: Школьный музей города. Обзорные экскурсии. Фонды музея. Экскурсия в районный историко – краеведческий музей. Экскурсия в Центр Национальных культур.

       

 Должны знать:

  • понятие «культура», «опорный рисунок» - пиктограмма. Что такое «Время»? Как появилась жизнь на земле? Понятие «исторический источник», «вещь – предмет музея», «подлинник», «копия», «памятник – предмет, легенда, произведения народного искусства, природный объект».
  • Известные музеи России, округа, города.
  • Должны уметь:
  • иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи;
  • иметь представление о вкладе различных цивилизаций в культуру;
  • использовать полученные знания на других занятиях, уроках;
  • бережно относиться к экспонатам музея;

     Уровни:

- продуктивный;

      Возможные методы и приемы:

- беседа, выставка, просмотр видео, выставка книг.

Формы организации обучения:

- занятие, практическое занятие, экскурсия.

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая.

Формы и методы диагностики:

- начальная;

- промежуточная

- итоговая

Планируемый результат:

- повышенный интерес ко всем сферам окружающей действительности, к истории материальной и духовной культуры.

- выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице.

- проявлять интерес к музею, правила поведения в музее, на выставке.

 

Раздел II. Мой край. «Помни - мира не узнаешь, не зная края своего»

 - 69часов

Теория – 19 часов: Ямал – жемчужина России. Пуровская земля – Родина моя. Из истории образования ЯНАО. История образования Пуровского района. Символика округа. Флаг. Герб. Символика Пуровского района, города Тарко-Сале. Богатство земли Ямальской. Известные люди нашего города и округа.

Практика – 50 часов: Встреча с известными людьми нашего города.

Писатели и поэты нашего края. Встреча с поэтами: Ю.Леонтьевым,  Л.Губанковой. Достопримечательности нашего города: памятники, памятные места, экскурсии к памятникам. Сегодняшний день Тарко-Сале (обзорная экскурсия по городу).   Просмотр видеофильма «Живи и здравствуй, Ямал».  Музейный урок «Сердца людей согреть певучим словом» Л.Лапцуй.  Встреча с землячкой Р.П.Ругина. Конкурс рисунков на тему «Я здесь живу и край мне этот дорог».

Должны знать:

  • историю образования округа, района,  символику;
  • Губернатора округа, Главу администрации района, города, основные предприятия города;
  • культурные центры города, памятные места, известных людей;
  • экологические проблемы края;
  • какие коренные народы проживают в нашем крае;
  •  

Должны уметь:

  • рассказывать об округе, о своем городе;
  • провести небольшую экскурсию по городу, рассказывать о коренных народах, их занятии, жизни и быте;

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

  • беседы, просмотр видео, выставка книг;
  • прослушивание аудиокассет, конкурс рисунков;

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Формы и методы диагностики:

  • начальная;
  • промежуточная
  • итоговая

Планируемый результат:

  • расширение кругозора учащихся;
  • знание символики;
  • уважительное отношение к людям нашего края;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • формирование экологического сознания;
  • укрепление здоровья детей.

 

Раздел III. «Природа Пуровской земли» – 51 часов

Теория – 15 часов: Природа нашего края.  Растительный мир.

Животный мир. Пур – река своенравная. Священные животные ненцев, ханты, селькупов. Олень для ненца жизни стоит. «Мягкое золото» и «живое серебро». Заочное путешествие по «Красной книге  ЯНАО»

Практика – 36 часов: Экскурсия на звероферму. Экскурсия в природу.

Знакомство с растительным миром. Фотографирование. Экологическая игра «Ответь мне, человек…». Конкурс мини – сочинений «Люблю тебя, мой край родной». Фотовыставка «Красота родной природы». Конкурс загадок, пословиц, поговорок и примет о животных северного края. Конкурс рисунков «Люби и береги природу». Мультимедийная презентация «Мой край родной». Участие в акции «Помоги зимующим птицам». Пополнить экспозицию «Мой край» творческими работами: рисунками, сочинениями, фотографиями.

Должны знать:

  • Правила поведения в природе.
  • Отношение человека к растительному и животному миру.
  • Растения, животных тундры и тайги.
  • Отношение к природе коренных народов.

Должны уметь:

  • Знать  названия деревьев, кустарников, растений.
  • Бережно относиться ко всему живому. Называть основных животных нашего края.
  • Рассказать о растительном и животном мире.
  • Провести мини-экскурсию.

 Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседы, игры, выставка, конкурс, рассказ.

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, практическое занятие,

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

-промежуточная

- итоговая

Планируемый результат:

- знание природы родного края, бережного отношения к животному, растительному миру.

Раздел IV:  Память «Склоняют низко головы потомки»

 – 57 часов

 

Теория – 22 часа: Знакомство с Книгами Памяти. «Пуровчане – фронту».

Знакомство с документами, наградами участников ВОВ, тружеников тыла.

Литература о Великой Отечественной войне. «Что ты знаешь о войне».

   Участие твоих родных в ВОВ.

Практика – 35 часов:

Конкурс рисунков «Война глазами детей». Встреча с ветераном ВОВ, ветераном Ямала – Мазур Г.П.. Встреча с труженицей тыла, ветераном Ямала – Г.П.Мазур. Конкурс сочинений «Эхо войны в моей семье» «Ордена и медали ВОВ». Просмотр фильмов о войне. «Как тебе служится» - переписка с выпускниками школы, ныне солдатами России. Участие в окружной акции «Посылка солдату» Участие в акции «Доброе утро, ветеран!», «Бессмертный полк». Мама героя. Встреча с мамой А.Панова, выпускника школы, погибшего в Чечне. Экскурсия в музей по экспозиции «Память». Экскурсия в библиотеку на выставку «Поэзия военных лет».

Основные формы подведения итогов: собеседование, подготовка выставочного материала, участие в тематических конкурсах, акциях, защита проектов.

  Должны знать:

-своих родных – участников ВОВ, тружеников тыла;

Уметь:

- рассказать о своих родных-участниках ВОВ, тружениках тыла;

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседа, , конкурс, рассказ, просмотр видеоматериала.

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

-- промежуточная

- итоговая

Планируемый результат:

- проникнуться уважением к ветеранам ВОВ, труженикам тыла;

- проявление инициативы в осуществлении помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла.

Учебно-тематический план

II год обучения

№ п/п

 

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Моя семья в истории края.

60

15

45

2

История школы

72

9

63

3

Память «Склоняют низко головы потомки».

51

9

42

4

Возрождение казачества на Ямале, Пуровском районе.

33

8

25

Всего

216

41

175

 

Содержание второго года обучения

Раздел I.  «Моя семья в истории края» - 60 часов

Теория 15 часов:  Расскажи о своей семье. Родители, их детство. Профессии родителей. Мои дедушка и бабушка. Когда приехали на север. Что умеют мои родители, дедушка и бабушка. Какой вклад внесла моя семья в освоение края. Семейные традиции. Праздники. Семейные реликвии войны и труда.

Что означает моё имя, фамилия. Кто живет в моем доме. За что я люблю свой дом, свою улицу.

Практика – 45 часа:  У моих родителей (бабушек – дедушек) – золотые руки.

Выставка семейных поделок. Выставка «Семейная реликвия».Моя бабушка. Мой дедушка. Встреча с ними. Конкурс рисунков  - «Праздник семьи».

Просмотр фотоальбомов «Моя семья».Конкурс сочинений «Я горжусь своими родителями потому, что….». Печатные издания города, округа, рассказывающие о моих родных. Сбор материала по теме: «Семейный альбом фотографий, как отголосок истории страны, края»

  • участники ВОВ,
  • труженики тыла,
  • горячие точки – Афганистан, Чечня,
  • награжденные за трудовые подвиги.

 

Должны знать:

  • Профессии членов своей семьи.
  • Учебные заведения, где получены профессии.
  • Вклад, который внесли старшие поколения в дело Победы, в освоение Ямала,  Пуровского района.

Должны уметь:

  • Вести разговор с родственниками по заданной теме; собрать материал о семье.
  • Рассказать  о детстве своих родителей, их работе.
  • Изготовить образец того, что умеют родители, дедушка, бабушка. (вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву)

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- игра, беседа, конкурс, рассказ..

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, встреча с интересными людьми, выставки, праздники. 

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

Планируемый результат:

- составить генеалогическое древо «Моя родословная». 

- осознанное активное участие родителей, дедушек, бабушек в воспитании детей.

- знание своих «корней».

- проведение мини-экскурсий.

 

Раздел II: «История школы» – 72 часа

Теория – 9 часов: 25 лет в пути. Как все начиналось. Первые учителя школы. Первые руководители. Первый выпуск. Школьные традиции. Выпускники – медалисты. Ветераны педагогического труда. Пионерская организация школы. Мой учитель – бывший выпускник школы. Кадетскому движению -19 лет.

 Практика – 63 часа: Встреча с директором школы, ветераном школы – И.В.Бархатовой..

Встреча с ветеранами школы: Чайковой О.А., Овсянниковой К.Н.запись  воспоминаний. Встреча с первыми пионерскими вожатыми школы: И.В.Бархатовой, Е.П.Валявиной, Н.В.Козак, запись воспоминаний, интервьюирование. Выпускники школы  - ныне педагоги нашей школы. Встреча с Е.Г.Степованой, Е.В. Фесенко, . Интервьюирование. Конкурс рисунков «Моя школа». Конкурс сочинений «Школа – мой дом». Сбор материала о выпускниках школы – ныне известные люди района, округа, России. Сбор материала о первых пионерах школы, о первых пионерских вожатых. Презентация исследовательских работ «История школы моей», «Моё пионерское детство». Сбор материала о выпускниках школы, отмеченных Грантом  «НОВАТЭК». Встреча, Интервьюирование.

Акция «Учитель! Перед именем твоим…». Кадеты школы.

Встреча с первыми воспитателями кадетских классов: Богатыренко С.В., Тишковец М.Н. Встреча с первыми выпускниками кадетских классов: Алексеенковым А, Головским Н. Фотографирование. Переписка с выпускниками кадетских классов, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил России.. Оформление стендов. Разработка экскурсий.

Должны знать:

  • Историю школы, традиции, учителей – ветеранов, достижения школы.
  • Выпускников, прославивших школу.

Должны уметь:

  • Рассказать о своей школе, об учителях, о традициях школы.
  • Исполнить гимн школы.
  • Провести обзорную экскурсию по школе.

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседа, рассказ, практическое занятие, встреча.

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, встречи, переписка, конкурсы, научно-исследовательская работа.

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

-промежуточная

-итоговая

Планируемый результат:

- уметь рассказать о своей школе, провести экскурсию.

 

Раздел III: Память «Склоняют низко головы потомки»

  - 51 часов

Теория – 9 часов: Изучение исторических источников о ВОВ. Знакомство с Книгой Памяти Тюменской области, с Книгами Памяти Пуровского района.

 Практика – 42 часа: «Опаленные войной» - сбор материала о выпускниках школы, погибших в Чечне. Оформление стенда. «Вахта Памяти»-  посвященная памяти А.Панова. Встреча с участниками ВОВ Мининым Н.Е.., Артеевой В.В. Запись воспоминаний на видео с целью создания видеофильма «Живые голоса войны». Фотографирование. Встреча с тружениками тыла: Музыкантовым В.И. Интервьюирование,  фотографирование.

Выставка творческих работ: «Пишем военные страницы семейной истории».

Конкурс рисунков о войне. Оформление стенда. Проведение акции «Волна памяти». Участие в Акции «Бессмертный полк»

Оформление новой выставки «Женщины войны», проведение экскурсий.

Переписка с участником ВОВ, ветераном Ямала – Подобед М.С.

Экскурсия в районный музей к экспозиции «Боевые и трудовые подвиги пуровчан». Встреча трех поколений. Помощь в проведении классных часов, посвященных 73-летию Победы. Презентация исследовательских работ: «Детство, опаленное войной», «Именами гордится земля Пуровская», «Патриотизм глазами ямальца», «Она защищала Родину».

  Должны знать:

Вклад пуровчан в приближение Победы в ВОВ, назвать 3-4 имени участников ВОВ,  тружеников тыла.

Уметь:

Уметь подобрать материал к экскурсии, выставке, экспозиции.

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседы, интервьюирование, конкурс, рассказ.

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, практическое занятие, просмотр видеоматериалов.

Формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

-- промежуточная

- итоговая

Планируемый результат:

- проникнуться уважением к ветеранам ВОВ, труженикам тыла;

- проявление инициативы в осуществлении помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла.

 

Раздел IV: «Возрождение казачества на Ямале, в Пуровском районе» – 33 часа

Теория – 8 часов:

Изучение литературы о казачестве. В.Степанченко  «Казачьему роду – нет переводу». Журнал «Казаки». Газеты: «Круг», «Гонец», «Казачьи ведомости». Книга Б.Алмазов «Казачьи сказки». Выборка статей из газеты «Северный луч» о казачестве. Обычаи, традиции казаков.

Практика – 25 часов: Сбор материала о Сибирском казачестве, об  Обско – Полярной казачьей линии, о Назовских казаках. Казаки в становлении и развитии Пуровского района. Встреча с атаманом Пуровского казачьего общества Н.Рыжковым. Экскурсия в Пуровское казачье общество.

Конкурс рисунков, сочинений на тему: «Казачьему роду – нет переводу».

Знакомство с стихотворениями А.Третьякова из рубрики «Зажги свечу  под образами». Фотовыставка: «Казачество Ямала», «Пуровские казаки».

Презентация исследовательской работы «Казачество. От истоков до современности». Оформление экспозиции. Проведение экскурсий.

 

Основные формы подведения итогов: собеседование, подготовка и оформление выставочного материала, участие в тематических конкурсах, акциях, защита проектов, подготовка и составление тематических экскурсий.

Должны знать:

  • кто такие казаки, территория проживания Сибирских казаков, кто является атаманом Сибирского казачества, какой вклад в историю развития округа, района внесли казаки, заповеди казаков, сказки, песни.

Должны уметь:

  • рассказать о Назовских казаках, о Пуровском казачьем обществе, их роли в становлении и развитии Пуровского района.
  • Рассказать казачью народную сказку, провести обзорную экскурсию по экспозиции. 

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседа, рассказ, встреча.

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, встреча, научно-исследовательская работа.

Формы работ:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

Планируемый результат:

- иметь представление об истории становления казачества России, Сибири, Ямала и Пуровского района.

 

Учебно-тематический план

III год обучения

№ п/п

 

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Славянская культура. Обычаи, традиции.

117

12

105

2.

Разработка и совершенствование экскурсий, подготовка экскурсоводов.

99

9

90

Всего

216

21

195

 

Содержание третьего года обучения

Раздел I. «Славянская культура. Обычаи, традиции» – 117 часов

 Теория – 12 часов. Изучение литературы: «Путешествие в древнюю Русь» - Ю.С. Рябцева «Возвращение к истокам» - Т.Я.Шпикалова, Г.Я. Поровская.

«Мы славяне» - М.Семенова.

Практика – 105 часов.Тайны деревенской утвари (Чердачная археология).Экскурсия в кабинет технологии.

Встреча со старожилами края. Одежда и обувь славян (изготовление русского сарафана). Русская изба (изготовление макета деревенской избы).Экскурсия в кабинет технологии.

Русская печь (изготовление макета). Красный угол (оформление).

Сбор экспонатов: прялки 2-х видов, серпы, коромысло, чугуны, ступа, кувшины, утюги, валёк, рубель. Изготовление деревянной кровати, лавок, стола, табурета, сундука. (С привлечением родителей).

Изготовление  плетня. Изготовление тряпичных кукол. Сбор трав: бессмертник, иван – чай, пижма. Сбор вышитых полотенец, лаптей.

Оформление экспозиции «Мы - славяне». Разработка и проведение экскурсий. Презентация научно-исследовательской работы «Чердачная археология и её роль в истории семьи». Праздники. Встреча с руководителем фольклорного ансамбля Мигуновой Н.И.

 

Должны знать: духовную культуру своего народа

 

Должны уметь:

Изготовить из бумаги макет предмета  быта славян.

Рассказать о предмете старины и его предназначении, провести экскурсию по экспозиции «Мы-славяне», сформировать исследовательские навыки.

Уровни: продуктивный.

Возможные методы и приемы:

- беседа, рассказ, встреча, интервьюирование

Формы организации обучения:

- занятие, экскурсия, встреча,

Формы работ:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы и методы диагностики:

- начальная.

- промежуточная

- итоговая

Планируемый результат: разбираться в вероисповеданиях народов, проживающих в нашем крае.-

 

Раздел II. Разработка и совершенствование экскурсий, подготовка экскурсоводов. Экскурсии  – 99 часов.

Теория – 9 часов: Экскурсии. Обзорные, тематические. Этапы подготовки экскурсии. Структура экскурсии, временные рамки. Требования к основной части. Методы и приемы при проведении экскурсии. Требование к экскурсоводу.

Практика – 90 часов: Проведение экскурсий по экспозициям»:

«Мой край».

«История школы».

«Память».

 «Мы славяне»

 

Основные формы подведения итогов: собеседование, подготовка и оформление выставочного материала, участие в тематических конкурсах, акциях, научно-исследовательских конференциях, защита проектов, подготовка и составление, и проведение тематических экскурсий.

Должны знать: требования, предъявляемые к составлению экскурсии и экскурсоводу, содержание экскурсий

 

Должны уметь: составить и  провести интересную экскурсию для одноклассников, родителей и гостей;

                             Подобрать материал и оформить выставку, экспозицию по заданной теме. Провести исследование и написать работу с предоставлением презентации к ней.

 

 

Список литературы (для педагогов)

 

1.Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.

2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

7.Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.

8.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

 

Список литературы для учащихся

 

1. Руководство для актива школьных музеев. (Методическое пособие). /Сост. З.А.Огризко. Под ред. А.В.Ушакова. – М.: 1962.

  2Чурбанов В. Принадлежит народу. — Огонек, 1988, № 37. С. 18-19.

 3. Персин А.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всерос­сийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. — М.: 1997. С. 92.

4.  Архипова Э.И. Школьные музеи Санкт-Петербурга: опыт, проблемы./Ин­форм. сб. Института Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное краеведение... С. 52.

5. Долгих Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления/ Е.Долгих// Директор школы-2008№2 С82-84

6.Лукашева Т.Я.Музейная педагогика-средство формирования духовных ценностей учащихся/Т.Я.Лукашева//Начальная школа-2007 №9 С.29-30

7.ЮхневичМ.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб.пособие по музейной педагогике/М-во культурыРФ Рос. Ин-т культурологи М.2001.224с

 

 

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину