Торопыгина Александра Вячеславовна, преподаватель правовых дисциплин, ГБПОУ Юридический колледж, Москва, Россия.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Семейное право»
1.1. Область применения рабочей программы
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общепрофессиональная учебная дисциплина профессионального цикла вариативной части ОПОП
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цели и задачи общепрофессиональной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: предназначена для изучения в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена.
Целью изучения дисциплины «Семейное право» является получение обучающимися теоретических знаний, развитие умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся
должен знать/понимать:
должен уметь:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
Обучающийся должен владеть и пользоваться следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка курсанта 59 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
44 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
15 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа - решение практических задач; - решение тестовых заданий; - составление кроссвордов; - написание эссе; - подготовка докладов; - работа с первоисточником. |
15 |
Итоговая аттестация дифференцированный зачёт |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Семейное право»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Общие положения |
|||
Тема 1 Общая характеристика семейного права |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
1.Понятие, предмет, метод семейного права. Понятие и виды источников семейного права. Понятие и структура семейных отношений. Семейная правоспособность, дееспособность. Понятие родства и свойства. Виды семейных отношений. Защита семейных прав |
|||
3.Практическое занятие № 1. Решение практических задач и тестовых заданий по теме «Семейные правоотношения» |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Составить схему «Семейные правоотношения», 2.Подготовить доклад на тему «Соотношение семейного права и гражданского», «Основные моменты развития семейного законодательства», «Родство и свойство и их юридическое значение» |
2 |
|
|
Тема 2 Заключение и прекращение брака |
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
1.Понятие брака по семейному праву. Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака. Порядок заключения брака |
|||
2.Практическое занятие № 2. Анализ процедуры заключения брака по законодательству других стран |
2 |
||
3.Понятие расторжения брака. Расторжение брака в органах загса и в суде. Недействительность брака. Последствия признания брака недействительным. Иные основания прекращения брака |
2 |
||
4.Практическое занятие № 3. Решение практических задач и тестовых заданий по теме «Заключение, прекращение брака, признание его недействительным» |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклад на тему «История развития законодательства о регулировании брачных отношений», «Последствия признания брака недействительным и их отличия от последствий при расторжении брака» |
2 |
|
|
Раздел 2. Супружеские и родительские правоотношения |
|||
Тема 1 Права и обязанности супругов |
Содержание учебного материала |
|
|
1.Понятие личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Понятие и виды имущественных правоотношений между супругами |
|
2 |
|
2.Понятия и основания возникновения законного режима имущества супругов. Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью супругов. Раздел общего имущества супругов. Понятие, форма и содержание брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Изменение и расторжение брачного договора |
2 |
||
3.Практическое занятие № 4. Составление брачного договора |
2 |
||
4.Практическое занятие № 5. Решение практических задач и тестовых заданий по теме «Законный и договорный режимы имущества супругов» |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1.Подготовить доклад на тему «Особенности заключения брачного договора в зарубежных странах», «Ответственность супругов по обязательствам»; 2.Составить схему «Отличие брачного договора от соглашения о раздела имущества» |
2 |
|
|
Тема 2 Правоотношения между родителями и детьми |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
1.Установление отцовства в добровольном и судебном порядке. Личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей. Права детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой |
|||
2. Практическое занятие № 6. Работа с нормативными актами ФЗ «Об актах гражданского состояния», «О гражданстве Российской Федерации» |
2 |
||
Решение практических задач по теме «Личные неимущественные и имущественные правоотношения родителей и детей» |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Подготовить доклад на тему «Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека», «Права дедушки, «Права и обязанности несовершеннолетних родителей», 2.Составить таблицу «Сравнительная характеристика лишения и ограничение в родительских правах» |
2 |
|
|
Раздел 3. Алиментные обязательства и устройство детей без попечения родителей |
|||
Тема 1 Алиментные обязательства членов семьи |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
1.Понятие, содержание и виды алиментных обязательств. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Особенности алиментных обязательств супругов и бывших супругов |
|||
2. Алиментные обязательства других членов семьи (бабушки, дедушки, внуки). Понятие и особенности заключения соглашения об уплате алиментов |
2 |
||
3. Практическое занятие № 8 Составление соглашения об уплате алиментов |
2 |
||
4.Основания и порядок уплаты и взысканий алиментов. Освобождение от уплаты задолженности по алиментным платежам |
2 |
||
5. Практическое занятие № 9 Решение практических задач и тестовых заданий по теме «Виды алиментных обязательств» |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклад на тему «Освобождение от уплаты задолженности по алиментным платежам», «Право на алименты нетрудоспособных, нуждающихся совершеннолетних детей», «Особенности алиментных обязательств по законодательству зарубежных стран» |
4 |
|
|
Тема 2 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
1.Порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и правовая природа усыновления. Условия и порядок усыновления. Правовые последствия усыновления. Прекращение и отмена усыновления. Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми |
8 |
2 |
2.Практическое занятие № 10 Анализ форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ |
2 |
||
3.Обощающий анализ по пройденным темам. Зачет |
2 |
||
|
2 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: 1. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Подготовить доклад на тему «Договор о приемной семье», «Особенности регулирования патронажа», «Усыновление детей-граждан РФ иностранными гражданами», «Законодательство о международном усыновлении»; 2.Составить схемы «Порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей», «Выявление детей, оставшихся без попечения родителей» 3.Работа с конспектом |
3 |
|
|
Зачет |
|
|
|
ВСЕГО: |
59 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гражданского, трудового, семейного права и гражданского процесса».
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
Нормативно-правовые акты:
Учебники и учебные пособия:
Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы:
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения экспертного наблюдения и оценки на практических занятиях, подготовки сообщений, рефератов, презентаций, выполнение индивидуальных проектов, тестового контроля.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умение составлять брачный договор и алиментное соглашение; проводить анализ и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений. Знание Основных понятий и источников семейного права |
|