Торопыгина Майя Викторовна, преподаватель, ГБПОУ "Юридический колледж" города Москвы, г. Москва, Россия
Рабочая программа по дисциплине "Психология в деятельности сотрудников ОВД"
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОПВ 12. «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном и профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла вариативной части ОПОП.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения дисциплины является овладение учащимися знаниями, практическими умениями и навыками в области профессиональной психологии и педагогики.
Основные задачи дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общие компетенции:
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 15. Владеть психологическими приемами решения профессиональных задач с учетом будущей специальности.
профессиональные компетенции:
ПК 1.14. Применять навыки изучения личности и деятельности преступника в профессиональном общении.
ПК 1.15. Владеть средствами учета психологических факторов при раскрытии и расследовании преступлений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
Общее количество часов - 91, из них 20 практических.
Дисциплина «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» возникла на стыке психологических и юридических наук и тесно связана с деятельностью сотрудников ОВД.
Психологические категории лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции; оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям.
Знание специалистами правоохранительной деятельности социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективной правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины составляют базовые понятия криминальной, экстремальной, психологии личности и профессиональной деятельности, специализированные с учетом профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Программа курса предусматривает психологический практикум. Задания практикума предназначены для приобретения опыта применения научных психологических знаний для решения частных задач будущей профессиональной деятельности по изучению личности преступника, анализу преступной группы, проведению следственных действий и др. с учетом психологии людей. Важным условием психологической подготовки является самостоятельная работа по осмыслению опыта применения психологических знаний с целью их коррекции и дополнения.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 91 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
91 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): в том числе: |
25 |
Работа с конспектом занятия, учебной литературой |
4 |
Подготовка сообщений, рефератов, презентаций |
6 |
Наполнение папки-портфолио по предмету |
5 |
Составление психологических портретов |
5 |
Составление памяток, презентаций |
5 |
Итоговая аттестация в форме зачета
|
Наименование тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||
Раздел 1. Введение в общую психологию |
8 |
|
||||||||
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||||||
Тема 1.1. Предмет, история, методы общей психологии |
1. |
Предмет общей психологии. Психические явления. Связь психологии с другими науками: техническими, естественными, гуманитарными. |
6 |
1 |
||||||
2. |
Этапы истории психологии: психология как наука о душе, психология как наука о сознании, современный этап. |
2 |
||||||||
3. |
Анализ методов психологии по Б.Г. Ананьеву: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные. |
2
|
||||||||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||||||||
1. Изучение литературы и анализ конспектов занятия. Составление таблицы психических явлений. 2. Составление презентации по темам: «Этапы истории психологии», «Один из методов психологии». |
||||||||||
Раздел 2. Психология личности |
83 |
|
||||||||
Тема 2.1. Общие основы учения о личности
|
Содержание учебного материала |
12 |
|
|||||||
1. |
Анализ основных теорий формирования личности: типологии Кречмера и Шелдона. типологии К.Г. Юнга, теории личностных черт. |
6 |
2
|
|||||||
2. |
Рассмотрение темперамента и характера как свойств личности: типы темперамента, сферы проявления, характеристика. Акцентуации характера и их виды. |
1 |
||||||||
3.
|
Учет знаний психологии личности в деятельности сотрудников ОВД: связь темперамента и характера с противоправным поведением. |
2
|
||||||||
Практические занятия |
6 |
|
||||||||
1. |
Практическое занятие № 1. Анализ структуры личности. |
|||||||||
2. |
Практическое занятие № 2. Сравнение различных видов акцентуаций характера. |
|||||||||
3.
|
Практическое занятие № 3. Диагностирование темперамента и характера. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
||||||||
1.Составление памятки: «Особенности личности на разных возрастных этапах». |
||||||||||
2.Составление презентация «Влияние особенностей темперамента на поведения человека» 3. Проведение психодиагностики личностной сферы испытуемого. |
|
|||||||||
Тема 2.2. Психические познавательные процессы |
Содержание учебного материала |
10 |
1 |
|||||||
1. |
Анализ памяти как познавательного процесса: эффекты и законы памяти, ее модель. Внимание: свойства и виды. |
4 |
2
|
|||||||
2.
|
Рассмотрение мышления как высшей формы познавательной деятельности: формы, виды и операции мышления. |
2
|
||||||||
Практические занятия |
6
|
|
||||||||
4. |
Практическое занятие № 4. Психодиагностирование: внимание, память. |
|||||||||
5. |
Практическое занятие № 5. Психодиагностирование: мышление. |
|||||||||
6.
|
Практическое занятие № 6. Составление психологического заключения по результатам исследования. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
||||||||
1.Составление памятки: «Учет особенностей ощущений и восприятия в деятельности полицейского». 2. Проведение диагностики познавательной сферы испытуемого |
||||||||||
|
||||||||||
Тема 2.3. Эмоционально-волевая сфера личности |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||||||
1 |
Рассмотрение форм эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, страсть, настроение, стресс, фрустрация |
4 |
2 |
|||||||
2 |
Сравнительный анализ различных видов психической депривации. Последствия для человека. |
2 |
||||||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||||||
7. |
Практическое занятие № 7. Составление профиля агрессивности личности. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||||||||
1.Составление памятки: конфликтные эмоциональные состояния. 2. Написание эссе по просмотренному фильму «Босиком по мостовой». |
||||||||||
Тема 2.4. Особенности девиантной личности |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||||||
1. |
Рассмотрение девиантного поведение: зависимое, агрессивное, деликвентное, криминальное, демонстративное. |
|
2 |
|||||||
2. |
Этапы формирование зависимости от психоактивных веществ. Алгогализм и наркомания. Стадии протекания. |
2 |
||||||||
3. |
Суицидальное поведение: виды, маркеры. |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа |
3 |
|
||||||||
1. Составление видео-презентации «Профилактика девиантного поведения». 2. Написание реферата « Феномен со-зависимости»». |
||||||||||
Тема 2.5. Психология общения в профессиональной деятельности
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|||||||
1. |
Понятие общения и его виды. Элементы невербальной коммуникации. |
6 |
1 |
|||||||
2. |
Анализ перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения: эффект ореола, барьеры непонимания, транзакции. |
2 |
||||||||
3. |
Анализ конфликта: виды. Этапы конфликта: идентификация, эмоциональное отдаление, поляризация, столкновение. |
2 |
||||||||
Практические занятия: |
2 |
|
||||||||
8. |
Практическое занятие № 8. Составление профиля конфликтности личности. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
4 |
|
||||||||
1.Составление презентаций и докладов по темам: «Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения». 2. Составление презентаций и докладов: «Конструктивные и неконструктивные конфликты», «Конфликт: Разрешение или зацикливание?» |
||||||||||
Тема 2.6. Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях
|
Содержание учебного материала |
8 |
|
|||||||
1. |
Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации Субъекты экстримальной ситуации. |
6 |
1 |
|||||||
2. |
Рассмотрение понятия острое стрессовое расстройство, маркеры ОСР. Общие правила помощи при ОСР. |
2 |
||||||||
3. |
Психологическая травма. Реакция человека на травму: отрицание, агрессия, компромисс, депрессия, адаптация.
|
2 |
||||||||
Практические занятия: |
2
|
|
||||||||
9. |
Практическое занятие№ 9. Практикование в оказании экстренной допсихологической помощи при острой реакции на стресс. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
3
|
|
||||||||
1.Написание реферата: «Влияние экстремальных ситуаций на человека» 2.Составление презентации: «Особенности поведения человека на различных стадиях горевания». 3.Изучение и анализ учебной литературы по теме: «Посттравматическое стрессовое расстройство».
|
||||||||||
Тема 2.7. Психология преступного поведения и преступных групп
|
Содержание учебнго материала |
10 |
|
|||||||
1. |
Рассмотрение понятия и характеристики видов преступных групп. Классификация их возрастному признаку. |
8 |
2 |
|||||||
2. |
Изучение специфики переговоров в экстремальных условиях, их зависимость от акцентуаций характера. |
2 |
||||||||
3.
|
Психологическая характеристика допроса и обыска. Стадии допроса и их особенности. |
1
|
||||||||
4. |
Использование психологических знаний и умений в профессиональной деятельности. |
|
|
|||||||
|
Практические занятия: |
2
|
|
|||||||
10. |
Практическое занятие № 10. Деловая игра: моделирование допроса. |
|||||||||
Самостоятельная работа |
3 |
|
||||||||
1.Составление видео-презентации: «Психологический аспект личности преступника». 2. Анализ конспекта занятия. Подготовка ответов на контрольные вопросы. 3. Работа с учебной литературой. |
||||||||||
Всего по дисциплине (максимальная учебная нагрузка) |
91 |
|||||||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Психологии и профессиональной этики»
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
3.2. Учебно-методический комплекс общепрофессиональной дисциплины, систематизированный по компонентам:
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умение применять психологические рекомендации при проведении оперативно-розыскных и следственных действий Знание современные представления о психологических механизмах и закономерностях развития личности и деятельности и их использовании при раскрытии и расследовании преступлений |
|
Умение применять навыки профессионального общения, установления психологического контакта, визуальной психодиагностики, психологического воздействия Знание основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе |
|
Умение пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе профессиональной деятельности; оказывать первую «допсихологическую» помощь гражданам в экстремальных ситуациях и самопомощь Знание психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях. |
|