Мешелева Айнагуль Сайлаубаевна, Биттер Христина Ивановна, учителя начальных классов, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №3», Казахстан, Костанайская область, г. Житикара, ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района».
Программа курса по выбору Краеведение – «Я познаю мир» 3 класс
Пояснительная записка
Курс по выбору Краеведение – «Я познаю мир» для 3 класса, направлен на то, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.
Программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи, использование ИКТ, справочные материалы, методы исследования.
Актуальность курса определена реализацией межпредметных связей в обучении, что обусловлено потребностями общества в усвоении учащимися единой системы знаний, объективно отражающих взаимосвязи предметов и явлений, умений их практического использования.
Новизна курса по выбору Краеведение- «Я познаю мир» состоит в том, что осуществляется интеграция с предметами: познание мира, естествознание, литературное чтение, русский язык и математика. Подобран интересный материал, который дает возможность с разных сторон познать явления, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Межпредметная интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению, изменяет уровень интеллектуальной деятельности, даёт возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, математику, естествознание.
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации.
Задачи:
1. Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение
их к исследовательской деятельности;
2. Воспитание ответственного отношения учащихся к окружающей среде
своего края и всей страны;
3. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни
и приобщение к классике художественной литературы;
4. Развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
5. Воспитание интереса к предметам через занимательные упражнения;
6.Обучение методике выполнения логических заданий.
В содержании занятий соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала. Тексты разнообразны по содержанию и способствуют повышению желания детей читать художественную литературу. Задания направлены не только на пробуждение интереса к предметам, получение теоретических знаний, но и применение этих знаний на практике. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией в интернет-источниках.
На занятиях формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и энциклопедиями.
Многие занятия содержат практическую направленность, где ребята учатся экспериментировать, проводить опыты, делать выводы об исследуемом объекте.
Школьники будут работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, синквейн, кроссворд, тест, логические задачи). Учащиеся научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, создавать новые информационные объекты: сообщения, эссе, отзывы, сборники творческих работ, постеры, презентации. А также проводить лабораторные работы: опыты, эксперименты и др.
Изучение окружающего мира и его составляющих: растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Данные занятия дополняют и расширяют математические знания, прививают интерес к предмету и позволяют использовать эти знания на практике.
Структура занятий предусматривает исследовательский и проблемно-поисковый методы, что способствует достижению высоких результатов.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (один раз в неделю)
Формы организации обучения коллективная, групповая и индивидуальная, в зависимости от темы занятия.
Ожидаемые результаты
знать:
уметь:
Содержание программы
«Заяц - хваста» русская народная сказка
Знакомство с русской народной сказкой, чтение по ролям. Анализ содержания, выделение языковых особенностей произведения. Работа над созданием синквейна, развитие образного мышления. Умение работать с дополнительным материалом, составлять презентацию, проводить исследование, находить сходства и отличия. Решение логических задач.
«Серая Шейка» Д.И. Мамин-Сибиряк
Беседа по содержанию и осмыслению текста. Работа над пословицами, народными приметами и фразеологизмами. Составление синквейна и разгадывание изографов. Эссе «Лебеди в моём городе».
«Еловая каша» Н. Сладков
Работа над текстом. Выполнение теста. Игры: «Закончи пословицы», загадки. Интересные факты о птицах. Решение логических задач.
«Про пчелу, мёд и медуницу» И. Ревю
Анализ произведения. Работа с пословицами и народными приметами. Игра «Буриме». Дополнительная информация о пчёлах, работа с видео «Как пчёлы делают мёд». Решение логической задачи.
«Джек-поводырь» Г. Юрмин
Знакомство с произведением. Работа над пословицами. Творческая работа «Моя история о собаке-поводыре». Математическая игра «Собери собачку».
«У старой сосны» И. Соколов-Микитов
Знакомство с произведением. Работа по обмену информацией друг с другом. Работа с деформированным текстом, фразеологизмами, народными приметами, пословицами.
«Газированные напитки - яд малыми дозами» статья из энциклопедии
Знакомство со статьёй из энциклопедии. Работа с дополнительной информацией из интернет - источников. Практическая работа – эксперименты по изучению свойств газированных напитков. Эссе «О вреде газированных напитках». Логические задачи.
«Мать-и-мачеха» Н.Нуждина
Работа над произведением. Предупреждение ошибок чтения. Понятие «правильность чтения». Четкость произношения. Артикуляция и чтение. Знание частей растения. Полезные свойства растений. Решение задачи.
«Что такое граффити?» статья из энциклопедии
Знакомство с понятием граффити, райтер. Анализ статей. Умение высказать своё мнение и понять собеседника. Самостоятельная работа – граффити на бумаге в клетку. Решение логической задачи.
«У кого домик лучше всех» В. Бианки
Беседа по содержанию произведения. Характеристика героев «синквейн». Задача на движение. Тестовое задание. «Что вы знаете о Кукушке?». Определение птиц по иллюстрации, народные приметы, связанные с птицей кукушкой.
«На краю леса» И. Соколов-Микитов
Частично-поисковая задача. Самостоятельная работа решение проблемы, по произведению. Характеристика главного персонажа. Кластер. Знаки с образом животного, их обозначение. Дополнительная информация «Как используют лосиные рога»
«Орёл» Быль В. Осеева
Беседа по содержанию были. Анализ поступков людей. Изобразить орла на флаге РК. Работа с пословицами. Составление плана рассказа. Эссе «Орел – царственная птица».Решение задач.
«Воробей» И.С. Тургенев
Знакомство с интонационными средствами выразительности: паузы, тон, мимика, жесты, сила и окраска голоса. Найти информацию о воробье. Викторина "О воробьях". Игра-разминка, восстановление деформированного текста. Работа с фразеологизмами, скороговорками. Решение задачи.
Санаторий «Сосновый бор» город Костанай. Статья из энциклопедии
Знакомство с историей возникновения санатория «Сосновый бор» в городе Костанае. Воспитание ЗОЖ. Игра «Закончи пословицу». Анаграммы. Эссе «Почему нужно беречь здоровье». Решение задач.
«Медведь» М. Пришвин
Работа по содержанию текста. Работа с эпитетами, фразеологическими оборотами. Интересные факты про медведей. Работа с видеозаписью. Решение логических задач.
«Старый пень» В.А. Сухомлинский
Определение темы сказки. Составление композиции. Работа над глаголами произведения. Составление пословиц, задач. Поиск информации из интернета, о том, сколько лет живут деревья?
«Трусишка» С. Воронин
Сравнение поступков героев рассказа «Трусишка». Синонимы-антонимы. Пословицы о дружбе. Афоризмы. Мини-сочинение «Однажды мы с другом…» Составление постера. Решение задач.
«Перелетные птицы» Н. Сладков
Знакомство с произведением. «Викторина о птицах», кроссворд,чтение анаграмм. Описание птиц из энциклопедии. Решение задач.
«Лесные разведчики» В. Бианки
Знакомство с произведением, главными героями. Составление плана, пересказ по плану с продолжением рассказа. Сравнение героев диаграмма Венна. Тест. Решение задачи.
«Две лягушки» Л. Пантелеев
Работа над произведением. Математическая онлайн-игра «Две лягушки». Практическая работа «дополни предложения». Работа со справочным материалом. Решение задачи.
Легенда об иван-чае
Знакомство с Легендой об иван-чае. Беседа по содержанию. Работа с пословицами. Дополнительная информация из интернет- ресурсов. Чайные традиции Казахстана. Виды чая, видео сюжет - целебные свойства чая. Игра «Продолжи цепочку». Практическая работа – эксперименты. Решение логических задач.
«Лисья школа» А. Бостром
Подбор пословиц к тексту, умение их объяснить. Определение главного смысла рассказа (тема, идея). Сравнение образа главного героя в других произведениях. Игра «Буриме». Составление постера пол просмотренному видео. Решение логических задач.
«Жалейкин и пруд» Н. Сладков
Подробный анализ произведение. Составление плана. Словарная работа. Подбор пословиц. Крупные реки Казахстана. Водоёмы нашего города. Экология в опасности – эссе. Исследование физических свойств воды из-под крана, реки и пруда города Житикары. Решение познавательных задач.
«Сухой лёд» М. Садовский
Знакомство с понятием «сухой лёд». Расширение оперативного поля чтения. Развитие правильности, безошибочности восприятия текста. Викторина. Практическая работа. Решение задачи.
«Январь-просинец» А. Ченин
Знакомство с произведением. Работа с народными приметами. Выполнение тестовых заданий. Составление презентации, буклета. Исследование снежинок. Решение задач.
«Медвежья семья» И. Соколов-Микитов
Познавательно-развивающая игра «Буриме» (по концам стихотворных строк придумать загадку).Игра «Блиц-опрос». Вставить пропущенные слова «Почемучка». Ответить на вопросыс поиском информации в интернете о медведях.
«Родник» Д. Досжанов
Патриотическое воспитание учащихся. Анализ текста. Отношение автора к своему краю. Пословицы о Родине. Эссе «Родник – глоток жизни». Практическая работа – исследование жесткости воды. Решение логических задач.
«Лебеди» Л. Толстой
Работа с текстом. Слова-синонимы, антонимы. Загадки. Работа по развитию речи. Поиск дополнительной информации о лебедях. Просмотр видеофрагмента. Решение задачи.
«Откуда к нам пришёл картофель?». Историческая справка
Вопросы по содержанию текста. Загадки. Мозговой штурм.распространение предложений. Игра «Картофельное блюдо». Видео о пользе и вреде картофельных чипсов. Исследовательская работа. Решение задачи.
«Крапивное счастье» Н. Сладков
Работа с текстом. Ответы на вопросы. Составление синквейна. Народные рецепты. Подбор однокоренных слов. Тест «крапива». Решение задачи.
«Хитрый одуванчик» Н. Сладков
Работа над проблемным вопросом. Игры в слова. Литературное сотворчество. Отработка выразительного чтения произведений. Описание одуванчика. Сочинение стихотворения. Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие щеки», вывод. Решение задачи.
«Родная степь» С. Муканов
Словесное рисование степи. Игра «Буриме». Тест «Животные и растения степного края». Подбор прилагательных к слову – степь. Работа с пословицами, метафорами. Эмблема степи. Решение задачи.
«Яблонька» К. Ушинский
Работа с энциклопедией «Строение плода яблони». Выписать слова с приставками и суффиксами. Разгадывание загадок. Игра «Самый внимательный». Решение задач на логику.
Легенда о горе Белуха
Знакомство с легендой о горе Белуха. Анализ по содержанию. Горы Казахстана и других стран. Работа по физической карте РК. Кроссворд. Вулканы и гейзеры. Опыт – сделаем вулкан. Просмотр видео фильма, написать эссе «Белуха – непростое путешествие» Решение задач.
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
«Заяц - хваста» Русская народная сказка |
1 |
2. |
«Серая Шейка» Д.И. Мамин-Сибиряк |
1 |
3. |
«Еловая каша» Н. Сладков |
1 |
4. |
«Про пчелу, мёд и медуницу» И. Ревю |
1 |
5. |
«Джек-поводырь» Г. Юрмин |
1 |
6. |
«У старой сосны» И. Соколов-Микитов |
1 |
7. |
«Газированные напитки - яд малыми дозами». Статья из энциклопедии |
1 |
8. |
«Мать-и-мачеха» Н.Нуждина |
1 |
9. |
«Что такое граффити?» Статья из энциклопедии |
1 |
10. |
«У кого домик лучше всех» В. Бианки |
1 |
11. |
«На краю леса» И. Соколов-Микитов |
1 |
12. |
«Орёл» Быль В. Осеева |
1 |
13. |
«Воробей» И.С. Тургенев |
1 |
14. |
Санаторий «Сосновый бор» город Костанай. Статья из энциклопедии |
1 |
15. |
«Медведь» М. Пришвин |
1 |
16. |
«Старый пень» В.А. Сухомлинский |
1 |
17. |
«Трусишка» С. Воронин |
1 |
18. |
«Перелетные птицы» Н. Сладков |
1 |
19. |
«Лесные разведчики» В. Бианки |
1 |
20. |
«Две лягушки» Л. Пантелеев |
1 |
21. |
Легенда об иван-чае |
1 |
22. |
«Лисья школа» А. Бостром |
1 |
23. |
«Жалейкин и пруд» Н. Сладков |
1 |
24. |
«Сухой лёд» М. Садовский |
1 |
25. |
«Январь-просинец» А. Ченин |
1 |
26. |
«Медвежья семья» И. Соколов-Микитов |
1 |
27. |
«Родник» Д. Досжанов |
1 |
28. |
«Лебеди» Л. Толстой |
1 |
29. |
«Откуда к нам пришёл картофель?». Историческая справка. |
1 |
30. |
«Крапивное счастье» Н. Сладков |
1 |
31. |
«Хитрый одуванчик» Н. Сладков |
1 |
32. |
«Родная степь» С. Муканов |
1 |
33. |
«Яблонька» К. Ушинский |
1 |
34. |
Легенда о горе Белуха |
1 |
Глоссарий
Анаграмма(отгреч.ανα-— «пере» иγράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Грамотность чтения– способностьк осмыслению письменных текстов и их рефлексии, приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для активного участия в жизни общества.
Интерпретация (отлат.Interpretatio—истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.
Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.
Исследование– поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
Коммуникативные навыки – персональныепсихологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Практическая работа – это особый вид деятельности учащегося, что подразумевает выполнения разноплановых заданий.
Презентация – это документ или комплект документов, предназначенныйдля представления.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная
форма.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей - полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценке собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Функциональная грамотность– уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решенияконкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональномчтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитическогочтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц) чего-либо.
Чтение – технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается втечение всей жизни.
Энциклопедия(отгреческогоenkykliospaideiaобучениеповсемукругузнаний),научноеилинаучно- популярноесправочноеиздание,содержащеесистематизированнуюинформациюпоразличнымобластямзнанийипрактическойдеятельности.
Эссе(лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.
Список произведений
3) Н. Сладков«Еловая каша»-рассказ, 1968 год, год издания аудио книги: 1978г. Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006 г.http://peskarlib.ru/n-sladkov/elovaya-kasha/
4) И. Ревю«Про пчелу, мёд и медуницу», Школьная энциклопедия. 1996 г. «Пчёлы», http://www.monax.ru [Электронный ресурс].
5) Г. Юрмин«Джек-поводырь»издательство "Детская литература, Москва, 1969 год.
6) И. Соколов-Микитов«У старой сосны», издательство «Детская литература», Москва 1987 г. Образовательный сервер «Жирафёнок» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4501443
7) «Газированные напитки - яд малыми дозами» Статья из энциклопедии
Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. // Химия в школе. – 1997 г №5, - с.16-18.
8) Н.Нуждина«Мать-и-мачеха», год выпуска: 1964г.
9) «Что такое граффити?» Статья из энциклопедии,виды и стили граффити. Москва 2006г.
10)В. Бианки«У кого домик лучше всех» Детская литература, 1936. – 16с.
12)В. Осеева «Орёл» «Детская литература», год издания: 1960 г.
13) И.С. Тургенев«Воробей», Издательство: «Детская литература»1878 г.
14) Санаторий «Сосновый бор» город Костанай.
Статья из энциклопедииhttp://biss.kz/?id=900&m=guide
15)М. Пришвин «Медведь» Издательство: Детская литература, 1986 г.
электронная библиотека http://fantlab.ru/edition126356
16) В.А. Сухомлинский«Старый пень» Избранные произведения в пяти томах. - М.: Сов.шк. , 1979. - Т. 2. - С. 159 - 446.
17) С. Воронин«Трусишка» Издательство: "Детская литература. Москва" (1975)https://books.academic.ru/book.nsf/63543224/Трусишка
18) Н. Сладков«Перелетные птицы»Собрание сочинений в трех томах. Ленинград: Детская литература, 1988г.
19) В. Бианки «Лесные разведчики» Дет. лит., 1972. - 399с
20) Л. Пантелеев«Две лягушки» Детская электронная библиотека «Пескарь», 1987 г.
22) А. Бостром«Лисья школа».Издательство: Детская литература. 1968г.
23) Н. Сладков«Жалейкин и пруд».Собрание сочинений в трех томах.
Ленинград: Детская литература, 1988.
24)М. Садовский«Сухой лёд»М.: Детская литература, 1971. — 24 с.
25)А.Ченин«Январь-просинец». Издательство:Просинец
/ Стихи.руhttp://www.stihi.ru/
26) И. Соколов-Микитов«Медвежья семья»Издательство: Детская
литература, 1956. — 14 с., проза для детей, сказки, рассказы о природе.
27)Д. Досжанов«Родник», образовательный сайт просвещение
http://worldchess.kz/77944/родник-Досжанов
28)Л. Толстой«Лебеди»,Дет. лит., 1982.– 16 с.
Образовательный сервер «Жирафёнок»
http://www.razumniki.ru/lebedi_tolstoy.html
29)«Откуда к нам пришёл картофель?» Историческая справка
30) Н. Сладков«Крапивное счастье»Издательство: Детская литература,
1968г.https://profilib.net/ Образовательный сервер «Жирафёнок»