ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
20 ноября 2018 г.

Мешелева Айнагуль Сайлаубаевна, Биттер Христина Ивановна, учителя начальных классов, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №3», Казахстан, Костанайская область, г. Житикара, ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района».

 

Программа курса по выбору Краеведение – «Я познаю мир» 3 класс

Программа курса по выбору Краеведение – «Я познаю мир» 3 класс

Пояснительная записка

Курс по выбору Краеведение – «Я познаю мир» для 3 класса, направлен на то, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

Программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи, использование ИКТ, справочные материалы, методы исследования.

Актуальность курса определена реализацией межпредметных связей в обучении, что обусловлено потребностями общества в усвоении учащимися единой системы знаний, объективно отражающих взаимосвязи предметов и явлений, умений их практического использования.

    Новизна курса по выбору Краеведение- «Я познаю мир» состоит в том, что осуществляется интеграция с предметами: познание мира, естествознание, литературное чтение, русский язык и математика. Подобран интересный материал, который дает возможность с разных сторон познать явления, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Межпредметная интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению, изменяет уровень интеллектуальной деятельности, даёт возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, математику, естествознание.

      Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации.

Задачи:

1. Создание условий для творческой самореализации детей, приобщение

их к исследовательской деятельности;

2. Воспитание ответственного отношения учащихся к окружающей среде

    своего края и всей страны;

3. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

    эмоциональной отзывчивости при чтении художественных

    произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни 

и приобщение к классике художественной литературы;

4. Развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

5. Воспитание интереса к предметам через занимательные упражнения;

6.Обучение методике выполнения логических заданий.

В содержании занятий соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала. Тексты разнообразны по содержанию и способствуют повышению желания детей читать художественную литературу. Задания направлены не только на пробуждение интереса к предметам, получение теоретических знаний, но и применение этих знаний на практике. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией в интернет-источниках.  

На занятиях формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и энциклопедиями.

       Многие занятия содержат практическую направленность, где ребята учатся экспериментировать, проводить опыты, делать выводы об исследуемом объекте.

Школьники будут работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, синквейн, кроссворд, тест, логические задачи). Учащиеся научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, создавать новые информационные объекты: сообщения, эссе, отзывы, сборники творческих работ, постеры, презентации. А также проводить лабораторные работы: опыты, эксперименты и др.

    Изучение окружающего мира и его составляющих: растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

    Данные занятия дополняют и расширяют математические знания, прививают интерес к предмету и позволяют использовать эти знания на практике.      

Структура занятий предусматривает исследовательский и проблемно-поисковый методы, что способствует достижению высоких результатов.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (один раз в неделю)

Формы организации обучения коллективная, групповая и индивидуальная, в зависимости от темы занятия.

 

Ожидаемые результаты

знать:

  • свойства арифметических действий;
  • элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое);
  • способы оформления найденного решения;
  • литературоведческие понятия: портрет и характер героя произведения, пейзаж в произведении;
  • изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, олицетворение, гипербола) в художественном произведении;
  • владеть определенным запасом лексики, позволяющим передать близко к тексту прочитанное произведение, вести поисковую беседу, рассуждать о прочитанном;
  • о животных и растениях, занесенных в «Краснуюкнигу»;
  • о средеобитанияживотных и произрастаниярастений, о деятельностичеловекапоееохране.

уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения задач;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений;
  • находить рациональные и нерациональные пути решения проблем;
  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • различать изученные растения, животных;
  • вести наблюдения в природе;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность;
  • применять полученные знания на практике;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить.

Содержание программы

«Заяц - хваста» русская народная сказка

Знакомство с русской народной сказкой, чтение по ролям. Анализ содержания, выделение языковых особенностей произведения. Работа над созданием синквейна, развитие образного мышления. Умение работать с дополнительным материалом, составлять презентацию, проводить исследование, находить сходства и отличия. Решение логических задач.

«Серая Шейка» Д.И. Мамин-Сибиряк

Беседа по содержанию и осмыслению текста. Работа над пословицами, народными приметами и фразеологизмами. Составление синквейна и разгадывание изографов. Эссе «Лебеди в моём городе».

«Еловая каша» Н. Сладков

Работа над текстом. Выполнение теста.  Игры: «Закончи пословицы», загадки. Интересные факты о птицах. Решение логических задач.

«Про пчелу, мёд и медуницу» И. Ревю

Анализ произведения. Работа с пословицами и народными приметами. Игра «Буриме». Дополнительная информация о пчёлах, работа с видео «Как пчёлы делают мёд». Решение логической задачи.

«Джек-поводырь» Г. Юрмин

Знакомство с произведением. Работа над пословицами. Творческая работа «Моя история о собаке-поводыре». Математическая игра «Собери собачку».

«У старой сосны» И. Соколов-Микитов

Знакомство с произведением. Работа по обмену информацией друг с другом. Работа с деформированным текстом, фразеологизмами, народными приметами, пословицами.

«Газированные напитки - яд малыми дозами» статья из энциклопедии

Знакомство со статьёй из энциклопедии. Работа с дополнительной информацией из интернет - источников. Практическая работа – эксперименты по изучению свойств газированных напитков. Эссе «О вреде газированных напитках». Логические задачи.

«Мать-и-мачеха» Н.Нуждина

Работа над произведением. Предупреждение ошибок чтения. Понятие «правильность чтения». Четкость произношения. Артикуляция и чтение. Знание частей растения. Полезные свойства растений.  Решение задачи.

«Что такое граффити?»  статья из энциклопедии

Знакомство с понятием граффити, райтер. Анализ статей. Умение высказать своё мнение и понять собеседника. Самостоятельная работа – граффити на бумаге в клетку. Решение логической задачи.

«У кого домик лучше всех» В. Бианки

Беседа по содержанию произведения. Характеристика героев «синквейн». Задача на движение. Тестовое задание. «Что вы знаете о Кукушке?». Определение птиц по иллюстрации, народные приметы, связанные с птицей кукушкой.

«На краю леса» И. Соколов-Микитов

Частично-поисковая задача. Самостоятельная работа решение проблемы, по произведению. Характеристика главного персонажа.  Кластер. Знаки с образом животного, их обозначение. Дополнительная информация «Как используют лосиные рога»

«Орёл» Быль В. Осеева

Беседа по содержанию были. Анализ поступков людей. Изобразить орла на флаге РК. Работа с пословицами. Составление плана рассказа. Эссе «Орел – царственная птица».Решение задач.

«Воробей» И.С. Тургенев

Знакомство с интонационными средствами выразительности: паузы, тон, мимика, жесты, сила и окраска голоса. Найти информацию о воробье. Викторина "О воробьях". Игра-разминка, восстановление деформированного текста. Работа с фразеологизмами, скороговорками. Решение задачи.

Санаторий «Сосновый бор» город Костанай. Статья из энциклопедии

Знакомство с историей возникновения санатория «Сосновый бор» в городе Костанае. Воспитание ЗОЖ. Игра «Закончи пословицу». Анаграммы.  Эссе «Почему нужно беречь здоровье». Решение задач.

«Медведь» М. Пришвин

Работа по содержанию текста. Работа с эпитетами, фразеологическими оборотами. Интересные факты про медведей. Работа с видеозаписью. Решение логических задач.

«Старый пень» В.А. Сухомлинский

Определение темы сказки. Составление композиции.  Работа над глаголами произведения. Составление пословиц, задач. Поиск информации из интернета, о том, сколько лет живут деревья?

«Трусишка» С. Воронин

Сравнение поступков героев рассказа «Трусишка». Синонимы-антонимы. Пословицы о дружбе. Афоризмы. Мини-сочинение «Однажды мы с другом…» Составление постера. Решение задач.

«Перелетные птицы» Н. Сладков

Знакомство с произведением. «Викторина о птицах», кроссворд,чтение анаграмм. Описание птиц из энциклопедии. Решение задач.

«Лесные разведчики» В. Бианки

Знакомство с произведением, главными героями. Составление плана, пересказ по плану с продолжением рассказа. Сравнение героев диаграмма Венна. Тест. Решение задачи.

«Две лягушки» Л. Пантелеев

Работа над произведением. Математическая онлайн-игра «Две лягушки». Практическая работа «дополни предложения». Работа со справочным материалом.  Решение задачи.

Легенда об иван-чае

Знакомство с Легендой об иван-чае. Беседа по содержанию. Работа с пословицами. Дополнительная информация из интернет- ресурсов. Чайные традиции Казахстана. Виды чая, видео сюжет - целебные свойства чая. Игра «Продолжи цепочку». Практическая работа – эксперименты. Решение логических задач.

«Лисья школа» А. Бостром

Подбор пословиц к тексту, умение их объяснить. Определение главного смысла рассказа (тема, идея). Сравнение образа главного героя в других произведениях. Игра «Буриме». Составление постера пол просмотренному видео. Решение логических задач.

«Жалейкин и пруд» Н. Сладков

Подробный анализ произведение. Составление плана. Словарная работа. Подбор пословиц. Крупные реки Казахстана. Водоёмы нашего города. Экология в опасности – эссе. Исследование физических свойств воды из-под крана, реки и пруда города Житикары. Решение познавательных задач.

«Сухой лёд» М. Садовский

Знакомство с понятием «сухой лёд». Расширение оперативного поля чтения. Развитие правильности, безошибочности восприятия текста. Викторина. Практическая работа. Решение задачи.

«Январь-просинец» А. Ченин

Знакомство с произведением.  Работа с народными приметами. Выполнение тестовых заданий. Составление презентации, буклета. Исследование снежинок. Решение задач.

«Медвежья семья» И. Соколов-Микитов

Познавательно-развивающая игра «Буриме» (по концам стихотворных строк придумать загадку).Игра «Блиц-опрос». Вставить пропущенные слова «Почемучка».  Ответить на вопросыс поиском информации в интернете о медведях.

«Родник» Д. Досжанов

Патриотическое воспитание учащихся. Анализ текста. Отношение автора к своему краю. Пословицы о Родине. Эссе «Родник – глоток жизни». Практическая работа – исследование жесткости воды. Решение логических задач.

«Лебеди» Л. Толстой

Работа с текстом. Слова-синонимы, антонимы. Загадки. Работа по развитию речи. Поиск дополнительной информации о лебедях. Просмотр видеофрагмента. Решение задачи.

«Откуда к нам пришёл картофель?». Историческая справка

Вопросы по содержанию текста.  Загадки.  Мозговой штурм.распространение предложений. Игра «Картофельное блюдо». Видео о пользе и вреде картофельных чипсов. Исследовательская работа. Решение задачи.

«Крапивное счастье» Н. Сладков

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Составление синквейна. Народные рецепты. Подбор однокоренных слов. Тест «крапива». Решение задачи.

«Хитрый одуванчик» Н. Сладков

Работа над проблемным вопросом. Игры в слова. Литературное сотворчество. Отработка выразительного чтения произведений. Описание одуванчика. Сочинение стихотворения. Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие щеки», вывод.  Решение задачи.

«Родная степь» С. Муканов

Словесное рисование степи. Игра «Буриме». Тест «Животные и растения степного края». Подбор прилагательных к слову – степь. Работа с пословицами, метафорами. Эмблема степи. Решение задачи.

«Яблонька» К. Ушинский

Работа с энциклопедией «Строение плода яблони». Выписать слова с приставками и суффиксами. Разгадывание загадок.  Игра «Самый внимательный». Решение задач на логику.

Легенда о горе Белуха

Знакомство с легендой о горе Белуха. Анализ по содержанию. Горы Казахстана и других стран. Работа по физической карте РК. Кроссворд.  Вулканы и гейзеры. Опыт – сделаем вулкан. Просмотр видео фильма, написать эссе «Белуха – непростое путешествие» Решение задач.

                   Календарно-тематическое планирование курса

урока

Тема урока

Кол-во часов

1.

«Заяц - хваста» Русская народная сказка

1

2.

«Серая Шейка» Д.И. Мамин-Сибиряк

1

3.

«Еловая каша» Н. Сладков

1

4.

«Про пчелу, мёд и медуницу» И. Ревю

1

5.

«Джек-поводырь» Г. Юрмин

1

6.

«У старой сосны» И. Соколов-Микитов

1

7.

«Газированные напитки - яд малыми дозами». Статья из энциклопедии

1

8.

«Мать-и-мачеха» Н.Нуждина

1

9.

«Что такое граффити?» Статья из энциклопедии

1

10.

«У кого домик лучше всех» В. Бианки

1

11.

«На краю леса» И. Соколов-Микитов

1

12.

«Орёл» Быль В. Осеева

1

13.

«Воробей» И.С. Тургенев

1

14.

Санаторий «Сосновый бор» город Костанай. Статья из энциклопедии

1

15.

«Медведь» М. Пришвин

1

16.

«Старый пень» В.А. Сухомлинский

1

17.

«Трусишка» С. Воронин

1

18.

«Перелетные птицы» Н. Сладков

1

19.

«Лесные разведчики» В. Бианки

1

20.

«Две лягушки» Л. Пантелеев

1

21.

Легенда об иван-чае

1

22.

«Лисья школа» А. Бостром

1

23.

«Жалейкин и пруд» Н. Сладков

1

24.

«Сухой лёд» М. Садовский

1

25.

«Январь-просинец» А. Ченин

1

26.

«Медвежья семья» И. Соколов-Микитов

1

27.

«Родник» Д. Досжанов

1

28.

«Лебеди» Л. Толстой

1

29.

«Откуда к нам пришёл картофель?». Историческая справка.

1

30.

«Крапивное счастье» Н. Сладков

1

31.

«Хитрый одуванчик» Н. Сладков

1

32.

«Родная степь» С. Муканов

1

33.

«Яблонька» К. Ушинский

1

34.

Легенда о горе Белуха

1

 

Глоссарий

Анаграмма(отгреч.ανα-— «пере» иγράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Грамотность чтения– способностьк осмыслению письменных текстов и их рефлексии, приобретению и расширению набора знаний, навыков и стратегий, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для активного участия в жизни общества.

Интерпретация (отлат.Interpretatioистолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.

Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.

Исследование– поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. 

Коммуникативные навыки – персональныепсихологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Практическая работа – это особый вид деятельности учащегося, что подразумевает выполнения разноплановых заданий.

Презентация – это документ или комплект документов, предназначенныйдля представления.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств.

Синкве́йн (от фр. cinquainsангл. cinquain) пятистрочная стихотворная 

форма.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей - полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценке собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

Функциональная грамотность– уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решенияконкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональномчтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитическогочтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц) чего-либо.

Чтение – технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается втечение всей жизни.

Энциклопедия(отгреческогоenkykliospaideiaобучениеповсемукругузнаний),научноеилинаучно- популярноесправочноеиздание,содержащеесистематизированнуюинформациюпоразличнымобластямзнанийипрактическойдеятельности.

Эссе(лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения.

Список произведений

1)А. Н. Толстой «Заяц – хваста»-Издательство: "Малыш" 1989 г.

2) Д.И. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» - Издательство "Детская литература", Москва, 1979 год.Образовательный сервер  «Планета сказок» http://www.planetaskazok.ru/maminsibiryak/serajashejkamamsib

3) Н. Сладков«Еловая каша»-рассказ, 1968 год, год издания аудио книги: 1978г. Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006  г.http://peskarlib.ru/n-sladkov/elovaya-kasha/

4) И. Ревю«Про пчелу, мёд и медуницу», Школьная энциклопедия. 1996 г. «Пчёлы», http://www.monax.ru [Электронный ресурс].

5) Г. Юрмин«Джек-поводырь»издательство "Детская литература, Москва, 1969 год.

6) И. Соколов-Микитов«У старой сосны», издательство «Детская литература», Москва 1987 г.  Образовательный сервер  «Жирафёнок» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4501443

7) «Газированные напитки - яд малыми дозами» Статья из энциклопедии

Назаренко В.М.  Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. // Химия в школе. – 1997 г №5, - с.16-18.

 8) Н.Нуждина«Мать-и-мачеха», год выпуска: 1964г.

9) «Что такое граффити?» Статья из энциклопедии,виды и стили граффити. Москва 2006г.

10)В. Бианки«У кого домик лучше всех» Детская литература, 1936. – 16с.

11) И.Соколов-Микитов «На краю леса»,Издательство: "Малыш" 1965 г.

12)В. Осеева «Орёл» «Детская литература»,  год издания: 1960 г.

13) И.С. Тургенев«Воробей», Издательство: «Детская литература»1878 г.

14) Санаторий «Сосновый бор» город Костанай.

Статья из энциклопедииhttp://biss.kz/?id=900&m=guide

15)М. Пришвин «Медведь» Издательство: Детская литература, 1986 г.

электронная библиотека http://fantlab.ru/edition126356

16) В.А. Сухомлинский«Старый пень»  Избранные произведения в пяти томах. - М.: Сов.шк. , 1979. - Т. 2. - С. 159 - 446.

17) С. Воронин«Трусишка» Издательство: "Детская литература. Москва" (1975)https://books.academic.ru/book.nsf/63543224/Трусишка

18) Н. Сладков«Перелетные птицы»Собрание сочинений в трех томах. Ленинград: Детская литература, 1988г.

19) В. Бианки «Лесные разведчики» Дет. лит., 1972. - 399с

20) Л. Пантелеев«Две лягушки» Детская электронная библиотека «Пескарь»,  1987 г.

21) Легенда об Иван-чае образовательный сайт ESHANINA.RU | VortexFlowershttp://ivan-tea.net/novogodnyaya-akciya-na-ivan-chaj-yarila/

 

 22) А. Бостром«Лисья школа».Издательство: Детская литература. 1968г.

    23) Н. Сладков«Жалейкин и пруд».Собрание сочинений в трех томах.

Ленинград: Детская литература, 1988.

    24)М. Садовский«Сухой лёд»М.: Детская литература, 1971. — 24 с.

25)А.Ченин«Январь-просинец». Издательство:Просинец

/ Стихи.руhttp://www.stihi.ru/

    26) И. Соколов-Микитов«Медвежья семья»Издательство: Детская

литература, 1956. — 14 с., проза для детей, сказки, рассказы о природе.

    27)Д. Досжанов«Родник», образовательный сайт просвещение

http://worldchess.kz/77944/родник-Досжанов

28)Л. Толстой«Лебеди»,Дет. лит., 1982.– 16 с.

Образовательный сервер  «Жирафёнок»

http://www.razumniki.ru/lebedi_tolstoy.html

    29)«Откуда к нам пришёл картофель?» Историческая справка

http://ped-kopilka.ru/

30) Н. Сладков«Крапивное счастье»Издательство: Детская литература,

1968г.https://profilib.net/ Образовательный сервер  «Жирафёнок»

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину