Калошина Надежда, ученица 6 "А" класса, КГУ "Средняя школа № 5" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
Руководитель: Найман Альмира Ивановна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя школа № 5" акимата г. Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
"Из истории русской письменности"
«Аз да буки»: из истории русской письменности
Миллионы лет тому назад люди не умели ни писать, ни даже говорить. Но звуки, мимика, жесты уже были и служили: помогали общаться. Человечество развивалось, от устной речи перешли к новой ступени развития – к письму. А это значит, что пришло время азбуки и алфавита. Люди все звуки речи превратили в значки, и открылась новая страница развития. Письмо – величайшее изобретение! Некоторые народы считали, что оно подарок богов. Например, в Древнем Риме полагали, что алфавит подарен людям богом торговли Меркурием. Алфавит пришел на смену пиктографии – рисуночному письму. Оно сразу упорядочило жизнь людей. Прогресс просто помчался! Стали появляться книги - история, науки, появилось словесное творчество. В настоящее время насчитывают десятки разных алфавитов, но свое начало они берут из греческого – настолько он удобен. Кто автор латинского алфавита, осталось тайной. А вот у русской азбуки есть два автора, их имена сохранила письменность, ими созданная.
В 863 году два замечательных человека, братья Кирилл и Мефодий, приложили все свои умения и навыки для создания нового алфавита – славянского. И сделали его на славу: мы до сих им пользуемся. Дело в том, что славянские народы не знали латынь, и читать, и слушать иноязычную речь было тяжело… Братья жили в греческом городе Салоники, были образованными людьми. И вот их-то и отправили в княжество Моравское. чтобы объяснить людям христианское вероучение на родном языке. Поэтому братья занялись созданием нового алфавита – азбуки. Как это важно – читать и понимать написанное! Потому что есть немало примеров, когда видишь текст, и не понимаешь его. Братья решили: азбука должна быть понятной, а еще она должна быть поучительной, воспитательной! Вот в чем отличие европейского алфавита от славянской азбуки – алфавит отражает звуки речи. Азбука же делает человека лучше, чем он есть: ведь нет предела совершенству. Алфавит, которым пользуемся мы сейчас, усовершенствован, но так приятно посмотреть на его начало, исток, и восхититься мастерством и мудростью великих создателей – каждая буква имела свое значение. Учишь буквы – и становишься лучше сам. Аз – это «я». Буки – «буквы, Бог», Веди – «ведаю», Глаголь – «говорю». Я буквы, Бога ведаю, говорю это. И получилось, что азбука стала как свод правил, при этом она учит добру. Правильному поведению. А разве не эта главная цель учения – стать умным, профессионалом, мыслящим, нравственным? Вот учишь азбуку – и при этом человеком хорошим становишься. Недаром и пословицу сложили: «Сначала «аз» да «буки» – а там и науки».
Калошина Надежда, 6 "а" класс