Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

11 декабря 2018 г.

Сабыр Малика, 9 А класс, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.

 

 

Руководитель: Байсалбаева Майра Камбековна, учитель русского языка и литературы, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.

 

 

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…

 

  И от слов я не отступаюсь, ученик я Льва Толстого,

 Хоть безбожником объявлен, но святош бессильно слово:

 Всей душой возлюбил он справедливости дорогу,

Он-владелец дум глубоких – кинул смелый вызов богу.

Шакарим

Рассматривая  вопрос созвучности мысли и идей двух философов - Толстого и Шакарима,  нужно вернуться к некоторым страницам из жизни писателя и поэта, ставшими переломными в их судьбах. Толстой пережил весь девятнадцатый век и успел увидеть две войны (Крымская и Первая мировая) и умер он в начале 20-го века, в эпоху переворотов, последние годы жизни провел как отшельник, отказавшись от всего, что он имел.  Шакарим же родился в середине 19-го века и был подвергнут репрессии, стал жертвой тоталитарного режима. Он при жизни перевел три сказки Л.Н. Толстого: «Асархидон-Лаэли», «Три вопроса» и «Царь Крез». В своих философско - религиозных произведениях «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни» он поднимает идею о человеке, о его назначении на земле, его подвиге в борьбе со злом, мысль о возможности обновления человеческой души, ее воскрешении, возрождении. Эта же мысль и эти убеждения о духовно- нравственном начале проходит красной нитью через творческие искания Шакарима  Кудайбердыулы.

Толстой принадлежал к верхам общества. Титул графа был пожалован его пращуру основателем дворянского государства Петром Великим. По праву наследства Толстому принадлежала Ясная Поляна, обширное имение с крепостными крестьянами, лесами, со всеми землями, водами и рыбной ловлей. Он говорил, что у него даже соловьи под окнами были свои, а не казенные.

Но у Толстого, кроме обширных помещичьих владений, было также великое чувство совести. Еще в 1861 году он всячески содействовал освобождению крестьян от крепостной зависимости. Постепенно в нем окончательно сформировалось острое сознание своей исторической вины перед народом. В этом и состоял исторический смысл его нравственного отречения от жизни «нашего круга ученых и богатых». Четверостишия, взятые эпиграфом к статье – из стихотворения Шакарима, написанного по поводу отлучения Синодом Льва Толстого от церкви. Как пишет в своей заметке

Ш. Азмухамбетов, «Исследователи жизни и творчества поэта находят, что Шакарим был первым человеком из национальных окраин России, кто эмоционально, гневно, а главное, с убедительными аргументами откликнулся в защиту великого писателя» (из газеты «Рудный Алтай», 2008 год). Он переводил произведения воспитательно – дидактического характера, а в воспитании детей придерживался педагогических методов Льва Николаевича.

Проводя параллели в их личной жизни, приходишь к выводу, что их связывает многое. Сильная и искренняя любовь к своим детям и строгое почти суровое их воспитание. При их сверхчеловеческой гениальности у обоих несомненный приоритет физического труда перед умственным. По происхождению оба были аристократами, и несмотря на все устремления к усовершенствованию жизни, оставались ими до конца. Знали несколько языков, побывали за границей. Интересен и тот факт, что и Толстой и Шакарим побывали в Париже.  А вот воспользовался ли Шакарим – единственный  казах, который получил персональное приглашение на празднование 80-летия Толстого в 1908 году – приглашением на юбилей, нет в истории конкретных данных.

Шакарима и Толстого объединяет общая тема - тема добра, переосмысления вечных жизненных ценностей. Оно хорошо прослеживается в переписках между ними. В своем письме Шакарим задает своему учителю три вопроса. Вот главный вопрос:

-  Какая из отрицательных черт характера человека по Вашему уразумению самая тяжкая и самая постыдная?

 В ответе Толстой писал, что «Если человек знает  о деле, которое может причинить вред … обществу - это больше всего ранит честь человека».

Движимый жаждой познания, Шакарим, переписываясь  со Львом Толстым, находит правду. Он пришел к истине, что « основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».

Изучая основные постулаты в философских трудах  Л.Н.Толстого « О разуме, вере и истине» и Шакарима «Три истины», каждый  извлекает для себя духовно-нравственный урок.

Оба философа, живя в эпоху кризиса Личности, в эпоху краха нравственных устоев, нашли в себе огромный потенциал и оставили великое наследие. Оно вечно тем, что каждый современный читатель, ищущий ответы на вопрос «Каким быть?», непременно находит себе ответ.

Очерк «О разуме, вере и истине» написан Львом Николаевичем в 1901 году. В нем он обращает внимание читателя на три постулата – три философские воззрения. Ссылаясь на учения Библии, он утверждает, что человек пришел в этот мир не по своей воле, а по воле Всевышнего.  Второй важный постулат Толстого заключается в том, что Создатель наделил человека разумом для понимания и осмысливания своей миссии на земле. Последний постулат Толстого -  логическое продолжение первых двух – о разуме, как средстве познания окружающего мира и силе, способной объединить всех людей на земле.

Свой философский труд «Три истины»  Шакарим писал в течение тридцати лет. Первая истина его, так же как у Толстого, в неслучайности появления на свет каждого из нас      -  мы по воле Создателя. Вторая истина связана с тем, что душа человека вечна и бессмертна. Но чем подпитывать душу, чтобы жить вечно? В этом ему помогут три качества – скромность, справедливость и доброта. По мнению Шакарима, «Человеческую скромность,      справедливость и доброту в их единстве называю мусульманским словом уждан, русским словом – совесть».

Самый главные уроки, заложенные в трудах Толстого и Шакарима – нравственность есть сущность человека, духовный человек развивается в результате любви к людям, к животным, к неживой природе. Любое нравственное действие человека возвращается к нему. Человек, по мнению мыслителей, способен исправить свою природу, избавиться от вредных привычек. В этом ему помогут честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. Высший признак человеческого в человеке – это совесть.

Каждому, кто ищет ответ на вопрос  «как понимать  нравственность», можно ответить  - это совесть.

Итак, совесть  - это вселенский закон, который звучит в сердце каждого. Чтобы сердце могло воспринимать этот закон, оно должно быть открытым, т.е согретым, желанием творить добро.  В этом - духовное завещание двух великих гигантов литературной деятельности  - Толстого и Шакарима.

Какое счастье, что до нас дошли их живые, проникновенные и исполненные надежды слова!

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину