Сабыр Малика, 9 А класс, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.
Руководитель: Байсалбаева Майра Камбековна, учитель русского языка и литературы, Международная школа г. Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Казахстан, г. Астана.
Созвучие в творчестве Л.Н. Толстого и Шакарима - in their own time, today and always…
И от слов я не отступаюсь, ученик я Льва Толстого,
Хоть безбожником объявлен, но святош бессильно слово:
Всей душой возлюбил он справедливости дорогу,
Он-владелец дум глубоких – кинул смелый вызов богу.
Шакарим
Рассматривая вопрос созвучности мысли и идей двух философов - Толстого и Шакарима, нужно вернуться к некоторым страницам из жизни писателя и поэта, ставшими переломными в их судьбах. Толстой пережил весь девятнадцатый век и успел увидеть две войны (Крымская и Первая мировая) и умер он в начале 20-го века, в эпоху переворотов, последние годы жизни провел как отшельник, отказавшись от всего, что он имел. Шакарим же родился в середине 19-го века и был подвергнут репрессии, стал жертвой тоталитарного режима. Он при жизни перевел три сказки Л.Н. Толстого: «Асархидон-Лаэли», «Три вопроса» и «Царь Крез». В своих философско - религиозных произведениях «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни» он поднимает идею о человеке, о его назначении на земле, его подвиге в борьбе со злом, мысль о возможности обновления человеческой души, ее воскрешении, возрождении. Эта же мысль и эти убеждения о духовно- нравственном начале проходит красной нитью через творческие искания Шакарима Кудайбердыулы.
Толстой принадлежал к верхам общества. Титул графа был пожалован его пращуру основателем дворянского государства Петром Великим. По праву наследства Толстому принадлежала Ясная Поляна, обширное имение с крепостными крестьянами, лесами, со всеми землями, водами и рыбной ловлей. Он говорил, что у него даже соловьи под окнами были свои, а не казенные.
Но у Толстого, кроме обширных помещичьих владений, было также великое чувство совести. Еще в 1861 году он всячески содействовал освобождению крестьян от крепостной зависимости. Постепенно в нем окончательно сформировалось острое сознание своей исторической вины перед народом. В этом и состоял исторический смысл его нравственного отречения от жизни «нашего круга ученых и богатых». Четверостишия, взятые эпиграфом к статье – из стихотворения Шакарима, написанного по поводу отлучения Синодом Льва Толстого от церкви. Как пишет в своей заметке
Ш. Азмухамбетов, «Исследователи жизни и творчества поэта находят, что Шакарим был первым человеком из национальных окраин России, кто эмоционально, гневно, а главное, с убедительными аргументами откликнулся в защиту великого писателя» (из газеты «Рудный Алтай», 2008 год). Он переводил произведения воспитательно – дидактического характера, а в воспитании детей придерживался педагогических методов Льва Николаевича.
Проводя параллели в их личной жизни, приходишь к выводу, что их связывает многое. Сильная и искренняя любовь к своим детям и строгое почти суровое их воспитание. При их сверхчеловеческой гениальности у обоих несомненный приоритет физического труда перед умственным. По происхождению оба были аристократами, и несмотря на все устремления к усовершенствованию жизни, оставались ими до конца. Знали несколько языков, побывали за границей. Интересен и тот факт, что и Толстой и Шакарим побывали в Париже. А вот воспользовался ли Шакарим – единственный казах, который получил персональное приглашение на празднование 80-летия Толстого в 1908 году – приглашением на юбилей, нет в истории конкретных данных.
Шакарима и Толстого объединяет общая тема - тема добра, переосмысления вечных жизненных ценностей. Оно хорошо прослеживается в переписках между ними. В своем письме Шакарим задает своему учителю три вопроса. Вот главный вопрос:
- Какая из отрицательных черт характера человека по Вашему уразумению самая тяжкая и самая постыдная?
В ответе Толстой писал, что «Если человек знает о деле, которое может причинить вред … обществу - это больше всего ранит честь человека».
Движимый жаждой познания, Шакарим, переписываясь со Львом Толстым, находит правду. Он пришел к истине, что « основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».
Изучая основные постулаты в философских трудах Л.Н.Толстого « О разуме, вере и истине» и Шакарима «Три истины», каждый извлекает для себя духовно-нравственный урок.
Оба философа, живя в эпоху кризиса Личности, в эпоху краха нравственных устоев, нашли в себе огромный потенциал и оставили великое наследие. Оно вечно тем, что каждый современный читатель, ищущий ответы на вопрос «Каким быть?», непременно находит себе ответ.
Очерк «О разуме, вере и истине» написан Львом Николаевичем в 1901 году. В нем он обращает внимание читателя на три постулата – три философские воззрения. Ссылаясь на учения Библии, он утверждает, что человек пришел в этот мир не по своей воле, а по воле Всевышнего. Второй важный постулат Толстого заключается в том, что Создатель наделил человека разумом для понимания и осмысливания своей миссии на земле. Последний постулат Толстого - логическое продолжение первых двух – о разуме, как средстве познания окружающего мира и силе, способной объединить всех людей на земле.
Свой философский труд «Три истины» Шакарим писал в течение тридцати лет. Первая истина его, так же как у Толстого, в неслучайности появления на свет каждого из нас - мы по воле Создателя. Вторая истина связана с тем, что душа человека вечна и бессмертна. Но чем подпитывать душу, чтобы жить вечно? В этом ему помогут три качества – скромность, справедливость и доброта. По мнению Шакарима, «Человеческую скромность, справедливость и доброту в их единстве называю мусульманским словом уждан, русским словом – совесть».
Самый главные уроки, заложенные в трудах Толстого и Шакарима – нравственность есть сущность человека, духовный человек развивается в результате любви к людям, к животным, к неживой природе. Любое нравственное действие человека возвращается к нему. Человек, по мнению мыслителей, способен исправить свою природу, избавиться от вредных привычек. В этом ему помогут честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. Высший признак человеческого в человеке – это совесть.
Каждому, кто ищет ответ на вопрос «как понимать нравственность», можно ответить - это совесть.
Итак, совесть - это вселенский закон, который звучит в сердце каждого. Чтобы сердце могло воспринимать этот закон, оно должно быть открытым, т.е согретым, желанием творить добро. В этом - духовное завещание двух великих гигантов литературной деятельности - Толстого и Шакарима.
Какое счастье, что до нас дошли их живые, проникновенные и исполненные надежды слова!