ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
19 марта 2019 г.

Слюсарева Анна Александровна, учитель-логопед, КГУ"Кабинет психолого-педагогической коррекции Каргалинского района", Казахстан, Актюбинская область, с.Бадамша.

 

«Пластилинотерапия как элемент подготовительной работы для постановки звуков»

«Пластилинотерапия как элемент подготовительной работы для постановки звуков»

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, каждый раз подбираю новые нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.

Используемая мной на занятиях пластилинотерапия, способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.

В образовательной деятельности использую обычный детский пластилин как элемент подготовительной работы по постановке звуков. На первых занятиях каждого нового исправляемого звука мы совместно с детьми лепим (моделируем) пластилиновый язычокпластилиновые губы. Считается, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками. Созданная модель способствует становлению речи, подготавливает кисти рук, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии.

Выполняя модель язычка из пластилина, дети стимулируют рецепторные зоны кистей обеих рук: стимуляция осуществляется при нажатии подушечек пальцев на пластилин.

Регулярная тренировка движений пальцев рук оказывают стимулирующее воздействие на развитие речи. Я заметила, что в процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев.

Твердый комочек пластилина сравниваем со спастичным «непослушным»языком. При разминании пластилина руками передаются его тепло и мягкость; эти ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата).

На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

• «горка» или «чашечка»;

• узкий язычок – «иголочка» или широкий язычок - «лопатка».

2. Положение языка:

• вверх, вниз.

3. Динамика языка:

• как формируются боковые края язычка;

• как углубляется средняя часть спинки язычка или выгибается «горкой»;

• как формируется узкий и широкий язычок;

• как язычок упирается, отталкивается.

Изготовленные руками детей аппликаторные слепки применяются на занятиях. В язычок - «чашечку» наливаю капельку воды,

объясняю, что положение языка нужно удержать. Дети видят, как им не нравится «кривая» капелька в неаккуратно слепленном язычке.

Для привлечения большего интереса у детей и повышения эффективности использования пластилинотерапии, я использую пособие «Звуковой домик».

Предлагаю вам пособие «Звуковой домик».

«Звуковой домик» - это пособие, позволяющее формировать осознанное произношение звуков. Мотивировать детей и повышать результативность коррекционной работы. На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений. Для полноценного ознакомления с языком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина. Созданный руками язычок служит наглядно опорой для речевых упражнений

При использовании пластилинотерапии я ставлю определенные задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Формировать умение правильно произносить звуки;

Познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ, положение языка, характер воздушной струи);

Характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели.

2. Коррекционно-развивающие:

Подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;

Применить пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;

Создать зрительный образ язычка своими руками;

Использовать детские аппликаторные слепки как обучающее пособие;

Развивать речевую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

Повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;

Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Данное пособие представляет собой коробку с крышкой, которая открывается «книжкой». В «Звуковом домике четыре окошка в верхней части четыре окошка в нижней части коробки «книжки»:

- Объёмные губы (Модель объёмные губы изготавливаем из пластилина красного или розового цвета. Дети энергично, с усилием разминают пластилин в руках, сравнивая его с «непослушным» спастичным язычком. Например, при произнесении звука [Ш], дети сравнивают модель «Объёмные губы» с рисунком «Хоботок», далее помещают объёмную деталь в первое окошко «Звукового домика»);

Этапы работы по изготовлению модели «Объёмные губы»:

1. Размять пластилин в руках;

2. Изготовить ровный гладкий шарик;

3. Сформировать жгут длиной 12-14 см;

4. Соединить два конца жгута, получит кольцо;

5. Место соединения закрепить и соединить в угол;

6. Выделить уголки губ;

7. Смоделировать форму верхней губы;

8. Сравнить модель с рисунком.

- Объёмный язычок (Дети, работая с пластилином, передают ему тепло своих рук, тактильно ощущают, как их пальцы, разминая и надавливая на твёрдый комок, изменяют его превращая в лепкий, податливый, послушный, динамичный, готовый к дальнейшей работе материал, сравнивают с «непослушным» спастичным язычком. Например, при произнесении звука [Ш], дети сравнивают модель «Объёмный язычок» с рисунком «Чашечка», далее помещают объёмную деталь во второе окошко «Звукового домика»);

Этапы работы по изготовлению модели «Объёмные губы»:

1. Размять пластилин в руках;

2. Изготовить ровный гладкий шарик;

3. Придерживать шарик левой рукой;

4. Указательным пальцем нажать, образуя ямку;

5. Оформить боковые края;

6. Приподнять и раздвинуть боковые края;

7. Сравнить модель с рисунком.

- Схема выработки воздушной струи (Выбранную схему помещают в третье окошко «Звукового домика»);

- Игрушка - символ звука (Четвёртое окошко занимает игрушка – символ, которая издаёт звук или его заменяет).

 

Необходимость проведения коррекционной работы с использованием «Звукового домика» через игру, я считаю интересной и эффективной, данное методическое пособие расширяет компетенцию педагога, обогащает методический арсенал учителя-логопеда инновационными формами работы, направленными на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей дошкольного и школьного возраста.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину