Алиева Саида Музаффаровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа № 5 с русским и крымскотатарским языками обучения», город Бахчисарай, Республика Крым;
Шевченко Наталья Васильевна, учитель информатики, МБОУ «Чистенская школа-гимназия», Симферопольский район, Республики Крым.
Бинарный урок в 5 классе (литература, информатика и ИКТ). Сказка «Царевна-лягушка».
Аннотация
Бинарный урок (литература, информатика и ИКТ), предназначенный для обучающихся 5-ых классов, по теме «Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы», разработан на основе использования медиатехнологий. Данный ресурс рассчитан на 2 часа, может использоваться как на уроках литературы, информатики и ИКТ, так и на занятиях во внеурочной деятельности.
Методическая разработка представляет собой нетрадиционную форму проведения уроков, рассматривает важные вопросы классификации форм обучения в школе и предлагает глубокий анализ типов инновационных уроков.
Материал работы сопровождается презентацией, обсуждением видеофрагмента из мультфильма, выполнением практической части на компьютерах, защитой медиапродуктов. Основная задача медиаурока – дать представление о сказке как жанре фольклора, подготовить школьников к подробному художественному пересказу сказки, совершенствовать навыки текстологического анализа произведения выразительного чтения, чтения по ролям, а главное, заинтересовать ребят, побудить их к чтению, творческому подходу к выполнению практических заданий.
Авторы разработки:
Цель урока. Прийти к мыслям, пронизывающим текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам). Уловить общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций, осознать идею сказки и характер ее героев.
Задачи:
Основные понятия: фольклор, сказка, волшебная сказка, герой, «присказка», «зачин», «концовка», постоянные эпитеты.
Наглядность и оборудование урока: фильм-сказка, иллюстрации русских народных сказок, презентация сказки «Царевна-лягушка», иллюстрация И. Билибина и репродукция картины В. Васнецова.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Превращение», раздаточный материал, компьютеры, в памяти компьютера файлы – заготовки.
Программное обеспечение: текстовый редактор MS Word; MS PowerPoint; графический редактор Paint.
Актуальность:
Мы живем в современном мире, когда многие дети сидят за компьютером, не ради познания, а тратят свое драгоценное время за играми.
Книга всегда была и остается источником мудрости, познания. Детям очень нравятся сказки. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
В результате работы ребята приходят к выводу, что в народной сказке «Царевна-лягушка» проводится идея торжества добра и справедливости.
Композиционно сказка «Царевна-лягушка» построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки, что пополняет и закрепляет знания по теории литературы.
В равной степени ребятам очень нравится развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.
Урок с использованием медиатехнологий по сказке «Царевна-лягушка» в форме бинарного урока очень заинтересовывает детей, он получается очень интересным и познавательным.
Список используемой литературы:
Бинарный урок в 5 классе (литература, информатика и ИКТ)
Тема. Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.
Тип урока. Урок получения новых знаний и комплексного применения имеющихся знаний.
Форма урока. Бинарный урок-путешествие.
Цель урока. Прийти к мыслям, пронизывающим текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам). Уловить общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций, осознать идею сказки и характер ее героев.
Задачи:
Методы и формы:
Используемые технологии: проектная деятельность, медиатехнологии.
Формируемые УУД:
Метапредметные:
Основные понятия: сказка, волшебная сказка, фольклор, герой, «присказка», «зачин», «концовка», постоянные эпитеты.
Наглядность и оборудование урока: фильм-сказка, иллюстрации русских народных сказок, презентация сказки «Царевна-лягушка», иллюстрация И. Билибина и репродукция картины В. Васнецова.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Превращение», раздаточный материал, компьютеры, в памяти компьютера файлы – заготовки.
Программное обеспечение: текстовый редактор MS Word; MS PowerPoint; графический редактор Paint.
Ход урока
I. Оргмомент. Определение темы урока. Постановка целей и задач.
Учитель приветствует учащихся, после чего звучит мелодия (В.Дашкевич - "В гостях у сказки "(Юрий Васнецов)).
Учитель-словесник.
- Ребята, судя по мелодии, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О сказке)
Учитель-словесник.
- Да, ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну Сказок. А путеводителями вашими будем мы - учитель литературы и учитель информатики.
Учитель-словесник.
- Итак, сегодня у нас будет не совсем обычный урок: увлекательный урок-путешествие по сказке. Скажите, пожалуйста, а как называется планета, на которой находится эта страна? (Фольклор).
- А что такое фольклор? И что это слово означает? (Фольклор (от англ.-народное знание, народная мудрость) - искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
- Отправляясь в путешествие, мы с вами вспомним, как называются страны на планете Фольклор. Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Народные песни, загадки; пословицы и поговорки; потешки, считалки, дразнилки; легенды и, конечно же, сказки).
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
(Учитель зачитывает эпиграф).
Учитель-словесник.
Эпиграф:
Что за прелесть эти сказки.
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
В общей беседе, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель-словесник.
- Ребята, давайте сядем по удобнее и отправимся в путь. Нас ждут сказочные приключения! Нас ждет встреча с народной сказкой.
- К сегодняшнему уроку вам было дано опережающее творческое задание по группам. Каждый из вас получил роли: художников, актеров, режиссеров, мультипликаторов.
IV. Определение темы и целей урока учащимися.
Учитель-словесник.
- Но в начале давайте вспомним, какая сказка сегодня нас ждет к себе в гости? Где нам придется выступать с гастролями? Внимание на экран.
(Учащимся предлагается просмотреть фрагмент экранизации сказки «Царевна-лягушка» - сюжет «Превращение лягушки в царевну»).
- Ребята, как вы думаете, о какой сказке пойдет речь сегодня на уроке?
- Откройте тетради, запишите тему урока. (Работа в тетрадях)
(Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы). (Учитель записывает на доске).
- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке «Царевна-лягушка».
V. Работа над темой урока
Учитель-словесник.
- Давайте вспомним, как начинается эта сказка? (Учащиеся пересказывают начало сказки).
Учитель продолжает беседу:
- Конечно, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтоб лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна — лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
- Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от «зеленой красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность, неясное желание узнать, что будет дальше).
- Ребята, давайте проследим за испытаниями царевны-лягушки.
Итак, первое испытание.
Первое испытание «Выпечка хлеба за одну ночь»
Инсценирование эпизода сказки. (Для инсценирования приглашается группа артистов).
Учитель-словесник.
Обобщающие вопросы:
- Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
- Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
- Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
- Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
Учитель-словесник.
- Царевна, увидев, опечаленного Ивана-царевича поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич, ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!». Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя. От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это мудрость: «Сначала сделай — потом говори…» (запись на доске).
- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)
Учитель читает отрывок — описание труда царевны (чтение выразительное, напевное). (Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям).
Учитель-словесник.
- Как вы думаете, почему народ о труде сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду? (Учащиеся пересказывают эпизод о представлении хлебов старших невест).
- Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?
- С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление увидеть царевича, заслужить похвалы старших).
Учитель - словесник.
Второе испытание «Тканье ковра за ночь»
- Вспомните и сравните, как трудились все три царевны над своими коврами. (Чтение эпизода сказки, работа с учебником)
Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.
4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» удивился, во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван — царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы).
Третье испытание: «Присутствие на царском пиру»
Учитель-словесник.
- Давайте посмотрим эпизод из сказки. (Сравнительный анализ поведения царевен)
1) Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство).
2) Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3) С какой целью автор — народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
Учитель цитирует строки из сказки:
«…Василиса Премудрая…. пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жаренного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут…»
Вывод: Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда). Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
4) Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?
Работа с текстом. (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим).
VI. Беседа обобщающего характера
Учитель-словесник.
1) Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2) Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3) Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4) Чем удивляет и покоряет она нас?
5) В чем её истинная красота?
Вывод: Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны черты: величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики.
Что такое «красота» В. М. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Вступительное слово учителя информатики.
- Сказки с их поэтичностью, вымыслом, вековой мудростью всегда увлекали художников. И поэтому с особой любовью и радостью художники делали иллюстрации к сказкам.
- Давайте вспомним, какие художники писали картины по мотивам этой народной сказки? Посмотрите на репродукции картин и назовите их авторов. (Ответы: И. Я. Билибин, В.М.Васнецов)
Учитель-информатик.
Беседа
1) Какой эпизод из сказки изобразили художники?
2) Обратитесь к иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова. Сравните эти работы, какой образ вам ближе? Обоснуйте свой ответ.
Работа над иллюстрациями В.Васнецова и И.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»
Заполните сравнительную таблицу по предложенным иллюстрациям.
Параметры сравнения |
Иллюстрация В.Васнецова |
Иллюстрация И.Билибина |
Сказка |
|
|
Изображённый герой |
|
|
Эпизод |
|
|
Моё отношение |
|
|
Учитель-информатик.
- Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
Учитель-информатик
- Ребята давайте вместе вспомним разные виды экранизаций этой сказки и их основной сюжет, а помогут в этом нам сказочные афиши.
(Для работы приглашается группа учащихся - мультипликаторов).
1-ый ученик-мультипликатор
1954 год — «Царевна – лягушка» (мультфильм, длительность 39 минут).
«Царевна-лягушка» — советский рисованный мультипликационный фильм, который создал режиссёр Михаил Цехановский в 1954 году на киностудии «Союзмультфильм» по русской народной сказке «Царевна - лягушка».
2-ой ученик-мультипликатор
1977 год — «Василиса Прекрасная» (мультфильм, длительность 19 минут)
«Василиса Прекрасная» -
рисованный мультипликационный фильм 1977 года, популярная сказка, которую дети любят и смотрят до сих пор, создана режиссёром Владимиром Пекарем на киностудии «Союзмультфильм» по русской народной сказке «Царевна - лягушка».
3-ый ученик-мультипликатор
2012 год - восхитительный мультик «Машины сказки: Царевна – лягушка» поражает тем, что главная героиня не только рассказывает уже известные всем сюжеты русских народных сказок, но еще и перекладывает на свой лад и делает выводы. Так, например, из данного сюжета она извлекла сразу несколько поучительных уроков: не всякий за внешностью может увидеть настоящую красоту, нужно понять внутренний мир. Хотя тут же главная героиня мультика говорит еще и о том, что вот она очень хороша. А второй урок гласит о том, что всегда необходимо заботиться о домашних животных и хорошо за ними ухаживать, и тогда они станут вашими настоящими друзьями необычной красоты.
С точки зрения анимации мульсериал уникален, ведь в нём совмещены 3D CGI технология и 2D Flash анимация, причём каждая шестиминутная сказка нарисована в новом художественном стиле, который никогда не повторяется.
VII. Выполнение творческих заданий.
Учитель - информатик.
- Ребята, а сейчас объявляется индивидуально-групповая работа за компьютерами. Сейчас мы с вами поделимся на творческие группы по интересам (время выполнения творческих работ не более 15 минут).
Но, сначала я напомню вам правила техники безопасности при работе за компьютерами:
1 группа - «Графические дизайнеры».
Задание «Создаём афишу» для просмотра нашими школьниками сказки «Царевна - лягушка» на разных экранизациях (фильм, мультфильм). (К каждой сказки-экранизации (мультфильм, фильм) ребятам предлагается оформить афишу, используя для работы компьютер с помощью графического редактора Paint, добавив к иллюстрации название, дату, время, и место просмотра).
2 группа - «Писатели-сказочники».
Задание «Оформляем сказку» - создание детской книги «Царевна-лягушка». Мы будем работать с текстовым редактором Microsoft Word. Вам предлагается отредактировать текст сказки, и выбрать иллюстративный материал, закрепить умения сохранять и распечатывать текст, создать титульный лист для детской книги.
3 группа - «Волшебные режиссеры».
Задание «Говорящая книжка». Повторим основы работы в редакторе мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint. Оживим аудиосказку с помощью иллюстраций знаменитого художника И.Я.Билибина. (Основным результатом этого вида работы можно считать формирование у обучающегося интуитивного понимания необходимости чёткого планирования и соблюдения последовательности всех действий).
Учитель - информатик.
По завершению нашей совместной творческой работы мы получили три медиапродукта своей деятельности: афишу, презентацию и детскую книгу «Царевна-лягушка».
(Учащиеся демонстрируют выполненные работы).
- Сегодня на уроке каждый ученик класса внес свой вклад в общий результат своей группы, и мы хотим сказать огромное всем спасибо за проделанную работу в создании медиапроектов, творческий подход.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов работы.
Учитель-словесник Ребята, нам уже пора и домой возвращаться. Садимся на ковер-самолет, а я говорю волшебные слова:
Динамическая пауза (гимнастика для глаз, упражнение – «Пальминг», звучит мелодия В.Дашкевич – «В гостях у сказки» (Юрий Васнецов)).
Мы глазами повращаем.
И немножко поморгаем,
Посмотрели вверх и вниз,
И на носик покосись,
Глазки широко раскроем,
И все дружно их закроем
Закрываем мы глаза,
Представляем чудеса.
- Кто царевну,
- Кто лягушку,
- Кто дворец, а кто избушку,
- А сейчас откроем глазки
- Вот и вышли мы из сказки.
- Что нового вы сегодня узнали о волшебных сказках?
- Чему вы научились на уроке?
- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться? (Добро победит зло)
- За кого из ребят вы сегодня порадовались?
- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить после урока?
Составление кластера «Дерево пожеланий».
- Ребята, подумайте и напишите на волшебных листочках ответ на вопрос: «Чему может научить вас эта сказка?» (учащиеся выходят и оформляют дерево пожеланий на доске).
Учитель-информатик.
- Мы желаем, чтобы на вашем пути всегда встречались только добрые, веселые, хорошие, отзывчивые, умные, воспитанные люди.
VIII. Подведение итогов работы.
Самооценка результатов. Итог урока. Выставление оценок за урок.
IX. Организация домашнего задания (на основе осуществления дифференцированного подхода «Каждому по силам»):
1. Всему классу: Подготовьте отрывок выразительного чтения эпизодов: «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со стариком».
2. Индивидуальное задание (учащимся высокого и достаточного уровня в обязательном порядке, остальным по желанию):
1) Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки, объясните свой выбор. Создайте современные образы главных героев сказки, используя графический редактор Paint.
2) Оформите фотоколлаж из основных эпизодов народной сказки, используя иллюстрации И.Я.Билибина.
Список используемой литературы